Цели:
- развитие познавательной деятельности, расширение кругозора;
- развитие умения работать в группе, внимания, мышления учащихся;
- развитие интереса к предмету.
1 конкурс. «Знакомство с командами (название,
девиз)»
2 конкурс. «Происхождение слов»
Ведущий предлагает участникам конкурса поочередно вытянуть билет с
заданием, где написано слово, происхождение которого им предстоит
определить. В билете даны также 5 ответов для выбора, среди которых 1
верный. Ответ дается устно: участник имеет право на 5 попыток.
Оценивание происходит так: если ответ дан с первой попытки – 5 баллов,
со второй – 4 балла, с третьей – 3, с четвертой – 2, с пятой – 1 балл.
Билет № 1
ПРОБИРКА – это слово
1) латинское,
2) русское,
3) французское,
4) испанское,
5) итальянское.
(Ответ: русское.)
Билет № 2
УТЮГ – это слово
1) турецкое,
2) китайское,
3) русское,
4) финское,
5) немецкое.
(Ответ: турецкое.)
Билет № 3
ГИПОТЕЗА – это слово
1) голландское,
2) латинское,
3) греческое,
4) австрийское,
5) русское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 4
РАКЕТА – это слово
1) русское,
2) немецкое,
3) английское,
4) китайское,
5) греческое.
(Ответ: немецкое.)
Билет № 5
ОРБИТА – это слово
1) французское,
2) английское,
3) русское,
4) латинское,
5) немецкое.
(Ответ: латинское.)
Билет № 6
ФИЗИКА – это слово
1) русское,
2) латинское,
3) греческое,
4) английское,
5) польское.
(Ответ: греческое.)
Билет № 7
ТРАНСФОРМАТОР – это слово
1) латинское,
2) русское,
3) немецкое,
4) французское,
5) английское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 8
ИНЕРЦИЯ – это слово
1) итальянское,
2) греческое,
3) латинское,
4) французское,
5) русское.
(Ответ: латинское.)
Билет № 9
ЛИТР – это слово
1) русское,
2) греческое,
3) французское,
4) литовское,
(Ответ: французское.)
Билет № 10
МАЯТНИК – это слово
1) русское,
2) голландское,
3) французское,
4) монгольское,
5) арабское.
(Ответ: русское.)
3 конкурс. «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»
Участники задают заранее подготовленные вопросы друг другу: 8 класс –
9 классу, 9 класс – 8 классу, 10 класс – 11 классу, 11 класс – 10
классу.
4 конкурс.
Команды получают карточки с заданием: с помощью мимики, жестов
изобразить предлагаемую ситуацию. Участвовать могут все члены команды.
Время на подготовку – 3 минуты.
Ситуации:
- Все тела состоят из молекул.
- Все тела притягиваются друг к другу.
- Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.
- Силе действия всегда есть сила противодействия.
- В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
- Изобразите явление инерции.
5 конкурс. «Знание законов»
Вызывается один человек от команды,он вытягивает листок на котором
написан физический закон. Его задача- назвать закон и сформулировать
его.
6 конкурс. Домашнее задание.
Подготовить один предмет, который можно использовать в физике.
Команды по очереди предлагают свои версии использования предмета, затем
выслушивается своя версия.
7 конкурс. «Загадки с подсказками»
По опорным сигналам – подсказкам, которые постепенно будет давать
ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит
сигналом о вашей готовности к ответу. За верный ответ присуждается от 5
до 1 балла.
Загадка первая 9 классу
Речь пойдет об ученом. О ком именно?
Подсказки:
- Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника
не зависит от амплитуды.
- После окончания университета он занялся исследованиями в области
механики и астрономии.
- Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
- Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
- Для изучения закономерностей свободного падения тел он
использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)
Загадка вторая 9 классу
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но
остановиться на одном из них.
Подсказки:
- Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII
в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
- Данное изобретение используется и в мирных целях.
- Предполагается, что родина этого изобретения Китай
- В Европе (XIII в.) его разновидность получила название –
"летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. – имя милой
девушки.
- Это изобретение – основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Загадка третья 8 классу
О фамилии очень известного ученого.
Подсказки:
- Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва
войны среди людей науки.
- Круг его научных интересов: математика, механика, оптика,
астрономия.
- Он – крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
- С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
- По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший
вслед за сделанным им открытием.
(Ответ: Архимед.)
Загадка четвертая 8 классу
В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь.
Что это за вещество?
Подсказки:
- Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.
- Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто
встречаемся.
- Его можно использовать для уменьшения трения.
- Его используют в системах нагрева и охлаждения.
- Это вещество называют "соком жизни" на Земле.
(Ответ: Вода.)
Загадка пятая 10 классу
Она – об уникальном путешественнике. Кто он?
Подсказки:
- Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор
пал на него.
- Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
- Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент,
курсант аэроклуба...
- Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
- Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом
дороги: "Поехали!".
(Ответ: Ю.А. Гагарин.)
Загадка шестая 11 классу
Что это?
Подсказки:
- Сначала он плавал, потом стал и летать.
- Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
- Он не любит большую жару и сильную тряску.
- Он всегда целенаправлен.
- Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при
взаимодействии с железом.
(Ответ: Компас.)
Загадка седьмая 11 классу
И снова о человеке-легенде.
Подсказки:
- Он жил в IV в. до н.э.
- Он был воспитателем Александра Македонского.
- Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени:
философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
- В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
- Его учение было канонизировано церковью, признано святым,
неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Ответ: Аристотель.)
Загадка восьмая 10 классу.
Речь пойдет о живом существе. Кто оно?
Подсказки:
- Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях
видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей
спички на расстоянии 80 км.
- Мощность, развиваемая его сердцем, – 2,2 Вт.
- Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого
зафиксировал глаз.
- За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
- Это самое умное животное на Земле.
(Ответ: Человек.)
8 конкурс.
Внимание! Наш последний конкурс посвящен движению. Каждая команда по
очереди называет стихи, песни, картины, загадки где есть описание
движения во всех его проявлениях. Например, ветер по морю гуляет, да
кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах... или
мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним... Выигрывает та команда,
которая назовет слово последней. Итак, начинает 11 класс. |