Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 18:42:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Идейно – художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
19.10.2009, 19:43:57

Форма организации учебного занятия:

Интегрированный урок (литература, информатика и изобразительное искусство)    Слайд №1 - 2

 

Цели урока:     

Образовательная:

Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ; обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе. Раскрыть смысл названия повести; выявить особенности изображения русского национального характера.

Воспитательная:

Формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая:

Развивать творческий потенциал учащихся, который необходим для дальнейшего самообучения, самообразования в условиях совершенствования средств ИКТ.  Слайд №3

 

 

Оборудование:

1-    мультимедийная презентация

2-    рисунки к произведению, выполненные учащимися

3-    аудиозапись колокольного звона 

Ход урока

 

№ слайда

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. На чем или на ком держится земля русская? Конечно, ответ здесь не прост. Многие понимают, что держится она на простых людях, они никак не отличаются от всех других. Хуже того, они иногда просто некрасивы. Но эти люди незаметно и постоянно совершают подвиги.

    Мысль о создании цикла рассказов, посвященных праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 –е годы  19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и  собрата по перу поразило Лескова: «Как, неужели , в самом деле, не видать ничего , кроме дряни?

        Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие  произведения, как «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».

        В рассказах и очерках Лескова описаны благородные люди с неповторимыми судьбами. Поистине, Лесковские герои – праведники. Они говорят правду и несут в свет правду.

     Сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни. И моё большое желание в том, чтобы сегодня хоть ненадолго , каждый из нас почувствовал себя очарованным странником, и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.

 

№ 4,

5, 6,7.

2. Словарная работа:

Словарь под редакцией Евгеньевой.

ОЧАРОВАННЫЙ:

1.     Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.

2.     Выражающий  восхищение.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: чары, очарование, очарованный, чародей, чарующий

СИНОНИМЫ:

- к слову «чары» - наваждение: то, что по суеверным представлениям внушено «злой силой» с целью соблазна, обман чувств, призрак.

- к слову «очарованный» - околдованный, завороженный, плененный, сведенный  с ума, покорённый, восхищенный.

 СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.

ПРАВЕДНИК:

1.     Верующий человек, живущий праведной жизнью.

2.     Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.

 

Слайд №8

Об особенностях сюжета повести рассказывает ученик, который получил задание заранее.

Примерный ответ:  Жанр произведения Н.С.Лескова   « Очарованный странник» нельзя определить однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в ней присутствуют и черты авантюрного романа и черты житийной литературы. Сама фигура странника связана с традициями русского фольклора, а образ его ассоциируется с образом скитальца, праведника. Что-то есть общее в повести с жанром «хождения» древнерусской литературы.

    Вся повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты, Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.

№9

Вопросы  классу для обсуждения: Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?

№10

Чтение текста.

Это был  человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке….

Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии  чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца.

№11 -12

 Итак: Одна из  основных тем произведения – ТЕМА БОГАТЫРСТВА. Русский сказочный, былинный, реальный странник рано или поздно оказывается на распутье.

№13

  Учащиеся рассматривают репродукции картин Васнецова «Богатыри», Билибина «Богатырь на распутье».

Вопросы для обсуждения:

Какой путь обычно выбирает богатырь? Почему?

Какова связь героя повести и русских сказочных и былинных богатырей? Перед Иваном Флягиным стоит выбор дороги: Куда пойти?

№14

С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой. (звук колокольного звона)

Перед Иваном Флягиным -  бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает всё, что предначертано ему судьбой.

Герой страдает – «страждет». И перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных  испытаний праведником.

Наш герой предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила  влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни. А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.

№15 - 19

Работа с текстом. Выборочный пересказ текста. Выбор цитат.

№20 - 26

Вопрос к классу: В чём же смысл названия повести «Очарованный странник»?

 

Примерный ответ:

         Название произведения «Очарованный странник» на первый взгляд кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально; чувствуется в нём какая-то тайна, тоска и одиночество.

          Странник – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло  очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он всё-таки идёт и что его ожидает, какого его предназначение.

           Прочитав название произведения, я представила русского богатыря, который стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову и решая сложную проблему выбора.

Очарованным странником  движет судьба, провидение, в которое он непоколебимо верит. Этот странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода.

 

 

Тема странничества близка многим писателям и поэтам не остался равнодушным к ней и Ф.Тютчев.

Стихотворение Ф. Тютчева

 

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий, мимо саду,

Бредёт по жаркой мостовой;

             Кто смотрит вскользь через ограду

             На тень деревьев, злак долин,

             На недоступную прохладу

             Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной

Деревья сенью разрослись,

Не для него, как облак дымный,

Фонтан на воздухе повис.

             Лазурный грот, как из тумана,

             Напрасно взор его манит,

             И пыль росистая фонтана               

             Главы его не освежит.

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто жизненной тропой

Как бедный нищий, мимо саду,

Бредёт по знойной мостовой.

№27

Вопрос к классу: В чём же особенное очарование И. Флягина? Какие черты характера вместил в себе великий праведник Иван Флягин? В чём поэтичность прозы Н.С. Лескова?

№28 -48

Примерный ответ:

            Лесков - изумительный экспериментатор, породивший целую волну таких экспериментаторов в русской литературе. Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры. Сюжеты многих произведений проникнуты сказочными былинными мотивами, включая народные суеверия, предания.

            Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальные изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не вымысле», - признавался он. Лескова особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядовых людей. Многие его герои  имеют реальных прототипов.

            Особенным поэтическим духом проникнут «Очарованный странник». Русский язык в произведении звучит завораживающей музыкой, произведение – это житие русского народа, эта книга хранит в себе загадку русской души.

            «Знойный вид, жестокий; простор – краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несёт; овцой пахнет, а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится и тут глубине тоски дна  нет ….   Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмётся, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещённую землю и заплачешь».

            Всё, о чём он писал, было облечено в яркую художественную речь, то изящно-обстоятельную, то узорчатую, «разнопёструю», трепещущую живыми разговорными оборотами.

             Рассказчик Лескова – почти всегда выходец из народной среды – не может не пользоваться богатейшей кладовой народной мудрости и народного опыта – пословицами, прибаутками.

            У Лескова-художника было ещё одно необычное свойство: он умел изображать людей так, как они себя воспринимали.

    

 

     О праведности, о  вере в человека стихотворение                

  Ф.И. Тютчева

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

        И увядание земное

        Цветов не тронет неземных,

        И от полуденного зноя

        Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт.

          Но этой вере для немногих

          Лишь тем доступна благодать,

          Кто в искушеньях жизни строгих,

          Как вы, умел, любя страдать.

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел

Кто души положил за други

И до конца всё претерпел.

 

№49

Вопросы:

1.         Иван Северьянович назвал историю своей жизни житейской драмокомедией. Согласны ли вы с этим и почему?

2.         Сколько рассказчиков в повести «Очарованный странник»?

3.         Кто такой, по-вашему, праведник?

4.         О чём заставило вас задуматься это произведение?

№50

                                        Заключительное слово

            В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Есть общие черты, роднящие лесковских праведников между собой. Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

            Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.

 

 
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, грамотнос, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 4928 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0