Игра проводится среди учащихся 6-х
классов, обучающихся по программе
В.В. Пасечника, после изучения тем «Клеточное
строение организмов», «Царства Бактерии и
Грибы».
Класс делится на три команды, каждая
команда выбирает капитана.
Оборудование
1. Таблица «Лабиринт» (1 шт.), схема
«Клетка» (3 шт.).
2. Кроссворд «Клетка» (3 шт.).
3. Жетоны: по 14 шт. трех цветов – всего 42 жетона
(каждая команда получает жетоны одного цвета).
4. Фишки с цифрами к этапу «Клетка»: по 6 шт. для
каждой команды – всего 18 штук.
5. Фишки «клубки Ариадны» – трех цветов.
6. Задания к этапам для каждой команды.
7. Грамоты или призы участникам.
Оформление доски
Правила игры
Каждая команда должна пройти лабиринт,
выполнить все задания и выйти обратно. У каждой
команды будет свой «путеводный клубок» и свой
коридор в лабиринте, по которому она будет
двигаться, выполняя задания. Четвертый коридор
лабиринта предназначен для передвижения героя
мифа – Тесея.
После выполнения задания капитан
команды передвигает свою фишку – «клубок» – к
следующему этапу. Команда, выполнившая задание
первой, получает 15 баллов, второй – 10 баллов,
третьей – 5 баллов (баллы заносятся в таблицу
«Результаты»). При оценке учитываются
правильность ответов, быстрота и
организованность выполнения заданий. За каждое
нарушение правил команды теряют 2 балла, что
отмечается в таблице «Штрафы».
Ход игры
В начале игры учитель рассказывает о
критском лабиринте и нити Ариадны.
«Когда-то на острове Крит стоял
огромный мрачный дворец, построенный знаменитым
греческим архитектором Дедалом. В его подземелье
был устроен лабиринт. Тот, кто попадал в него, без
конца кружил по бесчисленным залам и переходам и
никогда уже не мог выбраться на белый свет. Он
неизбежно приходил к центру лабиринта, где
обитал Минотавр – чудовище с головой быка,
пожирающее людей.
Критский царь, победив афинян в войне,
наложил на них страшную дань. Каждые девять лет
они должны были выбирать семь прекрасных девушек
и семь сильных юношей и привозить их на Крит на
съедение чудовищу.
Афинский царь – молодой Тесей –
отправился с другими несчастными, чтобы победить
чудовище и освободить свой народ от страшной
дани.
Его мужество, красота и отвага пленили
дочь критского царя Ариадну, и она дала Тесею
клубок ниток. Когда Тесея и его спутников,
обреченных на смерть, привели к подземелью, он
незаметно привязал конец клубка к ветке дерева у
входа и пошел по запутанным переходам,
разматывая клубок.
Нам с вами предстоит вслед за Тесеем
проникнуть в лабиринт и помочь ему в преодолении
препятствий и борьбе с чудовищем».
Далее учитель объясняет командам
правила игры.
1-й этап. «Клетка»
Перед вами кроссворд «Клетка» и
изображение клетки. Ваша задача – вписать в
кроссворд названия частей и органоидов
растительной клетки так, чтобы буква «О» была
общей для всех строчек.
А затем фишками с цифрами,
соответствующими пронумерованным словам,
укажите соответствующие части клетки на рисунке.
Цифре «1» в кроссворде соответствует фишка № 1.
Работать нужно по одному, по очереди.
Кроссворд «Клетка»
Схема «Клетка»
Ответ: 1 – пора, 2 – ядро, 3 –
вакуоль, 4 – хлоропласт, 5 – оболочка, 6 –
цитоплазма.
2-й этап. «Лабиринт в лабиринте»
Итак, мы помогли Тесею преодолеть одно
препятствие. А теперь отгадайте загадку. (За
правильный ответ команда получает жетон.)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб.)
Далее следует рассказ учителя о
грибах, присутствующих в мифологиях разных
народов.
«Грибы – загадочные создания. Что, казалось бы,
удивительного в скромной сыроежке или
красавце-подосиновике? Почти каждый собирал их,
сушил, жарил, солил.
Так поступали люди еще в древности. Их поражала
способность грибов появляться как будто бы из
ничего за считанные часы и дни. Не зная толком,
что собой представляют грибы, легко было
уверовать, что они посланы богами: съедобные – в
награду, ядовитые – в наказание.
Не случайно во многих странах существовал культ
грибов, их использовали в ритуальных церемониях.
В иранской мифологии важную роль играл
божественный напиток – хаома. Так же звали
божество, посвященное этому напитку, и гриб, из
которого напиток изготовляли. А делали хаому из
мухоморов с добавлением молока. Употребление
хаомы было священнодействием, символизирующим
бессмертие.
В Древнем Китае считалось, что священный гриб чти
дарует вечную жизнь, особенно если он растет на
очень старых деревьях или около них.
По преданиям народа батаки с острова Суматра,
именно из грибов были выращены богами первые
люди.
А живущие на Дальнем Востоке орочи верят, что
грибы – это души новорожденных детей,
спустившиеся на землю».
Задание «Лабиринт в лабиринте»
Чтобы узнать, какой гриб олицетворяет
души новорожденных детей, вам нужно пройти
лабиринт – от буквы к букве.
Сначала определите первую букву. Поможет вам
игра «пятый «лишний» – найдите «лишнюю»
карточку, и буква, которая стоит в нижнем углу в
скобках, будет началом лабиринта.
Результат запишите на обороте карточки
лабиринта карандашом.
«Пятый – «лишний»
Сморчок (е)
Боровик (в)
*Ягель (д)
Мукор (ж)
Спорынья (к) |
3-й этап. «Разбитая амфора»
В зале дворца-лабиринта, в который мы с
вами попали к третьему этапу, стоит множество
древних статуй, ваз и амфор. Одна из амфор
разбита, но именно она – пропуск к следующему
залу.
Ваша задача – собрать древнегреческий сосуд,
прочесть и выполнить задание, написанное на нем.
Ответ запишите на карточке (учащимся
предлагаются конверты с произвольно разрезанной
«амфорой»).
* Задание на амфоре:
О какой группе организмов говорится в
ребусе?
Ответ: дрожжи – одноклеточные грибы.
4-й этап. «Надпись на стене»
В мифологии Древнего Египта сфинксы –
это существа с головой человека, крыльями орла и
телом льва.
Русский биолог К.А. Тимирязев назвал
растениями-сфинксами группу организмов,
сочетающих в себе, подобно мифологическим
сфинксам, черты разных существ. Под микроскопом
эти организмы похожи на ковер, основная ткань
которого образована бесцветными нитями, а
рисунок – вкраплениями отдельных клеток.
Отгадайте, о ком идет речь. (Команда, правильно
ответившая на этот вопрос, получает жетон.)
Удивительное дело –
Как дружны зеленый с белым.
Друг за друга отвечают
И друг друга выручают.
(Лишайник.)
Задание «Надпись на стене»
На стене лабиринта Тесей нашел
полустертую надпись – ключ к следующему этапу.
Вам нужно восстановить эту надпись.
5-й этап. «Криптограмма»
Вслед за Тесеем мы добрались до
центрального зала, где несчастных ждет чудовище.
Но Тесей со своей группой проник в зал первым – и
все двери за ними закрылись. Чтобы помочь Тесею,
нужно, используя ключ, отгадать криптограмму, из
которой мы и узнаем, что произошло с Тесеем.
Криптограмма
5-й этап. «Конкурс капитанов»
Итак, Тесей победил Минотавра. Но на
этом приключения не закончились. Теперь
предстоит выбраться из лабиринта. Здесь Тесею и
помогла нить Ариадны. Сматывая нить в клубок,
Тесей вывел свою группу из лабиринта Дедала.
Капитанам команд предстоит,
разгадывая загадки, привести свою команду к
выходу из нашего биолабиринта. (За правильный
ответ команда получает жетон.)
1. Выросли на полочке
Кисточки-метелочки,
Кисточки зеленые –
Лекари хваленые.
(Пенициллиум.)
2. Конское копыто
К дереву прибито.
(Трутовик.)
3. Для ржи – порча,
Для людей – корча.
(Спорынья.)
4. Это что за дело:
Просо обгорело!
И в метелках сажа,
И на листьях даже.
(Головня.)
5. Есть грибы и не в лесу:
В тесте, пиве и квасу.
(Дрожжи.)
В завершение игры подсчитываются
общие баллы, подводятся итоги и награждаются
победители.
|