Тема: Повторение норм литературного языка.
Цели: Обобщить и
систематизировать знания обучающихся об
основных норм литературного языка.
Тренировать
обучающихся в практическом применении полученных знаний.
Совершенствовать
чувство языка, речь, память, воспитывать интерес к языку.
Оборудование: плакат с
названием игры, плакаты для болельщиков, карточки с заданиями для каждого тура,
звуковые сигналы (2 колокольчика), 2 стола, 10 стульев, компьютер, проектор,
экран, музыкальные заставки.
Условия игры:
Игра
«БРЭЙН РИНГ» проходит в три тура:
Первый тур – Отборочный (заочный).
В
первом туре участвуют все желающие. Задания этого тура помещаются в уголок
«Культура речи» в рубрике «Подумай и ответь». Первые 10 человек правильно
выполнившие задания, становятся участниками второго тура.
Второй тур – Командный «Все за одного,
один за всех».
Во
втором туре участвуют две команды по 5 человек в каждой. Все задания этого тура
озвучиваются ведущим и выдаются командам на карточках. Выполнив задание,
команда подаёт звуковой сигнал. Во втором туре побеждает команда, набравшая
большее количество баллов.
Третий тур – Личное первенство «Помоги
себе сам».
В
третьем туре участвует команда, победившая во втором туре. Победителем игры
становится один игрок.
Задания первого тура
Поставь
в словах ударение в зависимости от их
значения.
Атлас ( материал), морщить (
сдвигать кожу на лице), пропасть
(исчезнуть), вести ( помогать идти).
Прочитай
слова. Вставь, где необходимо пропущенные буквы.
Тра…вай, э…скалатор, пи…жак, т…б…ретка,
ко…идор, кар…он.
Замени
иноязычные слова русскими.
Презентовать - …
Дефект - …
Интервал - …
Соедини
близкие по значению слова.
Сандвич
подарок
Хобби
торговля
Вояж бутерброд
Коммерция
увлечение
Презент путешествие
Определи
род имён существительных. Вставь пропущенные буквы.
Приготовлен… рагу, бел… лебедь, длин…
шоссе, горяч… какао.
Найди
лишнее слово.
Красный, алый, пурпурный, оливковый.
Измени
по лицам глагол класть.
Просклоняй
существительное, поставь ударение.
Торт.
Выбери
правильную форму слова.
Много яблок. Много яблоков.
Отметь
словосочетание, которое построено правильно.
Отчёт о работе. Приехал с Москвы.
Задания второго тура
Как
правильно сказать? Запиши.
Нет мест, нет… ( сапоги, болгары,
апельсины, шофёры, мячи, ножницы, очки).
Узнай
и запиши слово по его значению. В полученных словах поставь ударение.
1). Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из
него.
2). Водитель автомобиля.
3). Травянистое растение с продолговатыми съедобными листьями
кислого
вкуса.
Найди
«лишнее» слово, отличающееся от других произношением.
Конечно, скучно, дачник, скворечник.
Замени
просторечные слова литературными.
Гляделки -…
Шибко -…
Рисковый - …
Теперича - …
Манатки - …
Отгадай
шарады. Поставь ударение.
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. ( Атлас – атлАс )
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. ( кОзлы – козлЫ )
Образуй
формы И.п. множественного числа с помощью окончаний
-ы(-и),
-а(-я).
Цвет, корпус, пояс, счёт, пропуск.
Как
правильно сказать? Поставь ударение.
Острый – острее, большой - …, красивый -
…, длинный - …, лёгкий - …, короткий - …., слабый - … .
Вставь
нужный предлог.
Сойти …
поезда.
Уезжать … Украины.
Прийти … школы.
Возвращаться … кино.
Приехать … Москвы.
Отметь
номера слов, лексическое значение которых указано неверно.
1). Пальто – верхняя часть костюма.
2).
Сорока – птица с серо-чёрным
оперением.
3).
Платок – кусок ткани, обычно
квадратной формы.
4).
Завтрак – утренняя еда.
5).
Автобус – грузовой автомобиль.
10. Найди и исправь речевые ошибки.
Сегодня Витя рано пришёл со
школы и решил сразу сделать уроки. Вите задали написать сочинение про солдатов,
которые сражались за Родину во время войны. Среди них было много людей разных
национальностей: русских, армянов, калмыков. Их всех объединяла вера в победе.
Витя написал о подвигах героев. У него получилось хорошее сочинение.
Задания
третьего тура
Распредели
слова в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй –
слова с ударением на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге.
Побеждает
тот, кто сделает быстрее и не ошибётся.
Километр, красивее, квартал, баловать,
банты, ворота, звонит, магазин, начать, портфель, случай, столяр, щавель,
шофёр, украинский.
Задания для болельщиков
Он супруг – она …
Он поэт – она …
Он машинист – она …
Он сосед – она…
Он врач – она…
Он дедушка – она…
Он секретарь – она…
Он педагог – она…
Она балерина – он…
Она доярка – он…
Она маникюрша – он…
Игра
«Русский, польский и французский»
Ребята, вы знаете, что в русском языке
ударение может падать на любой слог. А
есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же
определённый слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на
последний слог: Париж, шофёр, монтёр,
пальто.
В польском языке – на предпоследний: Варшава, Краков, Висла.
Французы, когда учатся говорить
по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают
последний слог. Например, вместо бЫстро
говорят быстрО (так, кстати, возникло
название маленьких кафе бистрО ).
А теперь поиграем. Вас пригласили
сниматься в кино. Вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит
по-русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте
слова, написанные на доске, так, как их прочитает француз:
Щука, курица, кукушка, муха, рыба,
малина, лилия, улица, доченька.
А
как прочитает их поляк?
А
теперь прочитайте их по-русски.
Послушайте
шуточное стихотворение и скажите, какую произносительную ошибку допустил
кассир? Как правильно сказать?
Мой дядя выяснял лет сорок
И всё же выяснить не мог,
Как говорить вернее: твОрог,
А может, правильней – творОг?
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
А как спросить: «Почём творОг?
А может, правильнее – твОрог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!»
Подведение итогов игры.
Награждение.
|