Как важно сейчас на фоне активного проникновения западной культуры в
нашу жизнь вызвать у подрастающего поколения чувство интереса к
отечественной российской науке. Элементы патриотического воспитания
могут быть с успехом введены во внеклассную работу по предмету.
Поэтому-то мы и хотим рассказать об интеллектуальной игре, которая
проводилась нами в рамках недели естественных наук. Назвали мы ее "Из
истории российской науки" и адресовали учащимся Х и XI классов. В ней мы
решили затронуть историю до начала XX в. и включить в часть конкурсов,
наряду с физикой, химию и биологию.
Ведут игру двое ведущих; участвуют: медиум (посредник между людьми и
миром духов), ассистенты и, конечно, команды соревнующихся.
ПОДГОТОВКА
Подготовительный этап включал в себя объявление об игре и ее условиях,
выпуск радиогазет, посвященных жизни российских ученых и интересным
случаям из их биографий, создание портретной галереи "Слава российской
науки". Все эти мероприятия порождали долговременный настрой на игру и
снабжали ребят информацией.
В день проведения игры оформили физический кабинет в стиле научной
лаборатории, развесили портреты, стенды галереи, расставили приборы и
оборудование. Игра имела 4 тура и шла так.
СЦЕНАРИЙ
(Игроки расселись полукругом за столы: от каждого класса по 2-3
человека; зрители и болельщики - сзади них, группами по классам.)
Ведущий - 1. История
состоит не только из дат, событий и фактов. Время делают люди. Эпоха,
как мозаика, слагается из человеческих деяний. Так же обстоит дело и с
наукой. И это очень важно, поскольку наука, ее развитие влияют на
цивилизацию.
Вам предлагается игра, в которой будет идти речь об открытиях
корифеев отечественной науки, живших в дореволюционный период. Выиграет
тот, кто наберет наибольшее число фишек за верные ответы. Итак, первый
тур.
Первый тур
Ведущий-2. Перед вами
галерея пронумерованных портретов, в произвольном порядке запечатлевшая
известных ученых нашей страны, работавших в области физики и техники.
Сейчас я приглашу на сцену удивительного человека, медиума, способного
вещать от имени великих. Вам предстоит угадать, чьи мысли он читает, и
сообщить нам об этом, подняв табличку с номером портрета этого человека,
и письменно на листке кратко ответить на другие вопросы, которые я
задам в связи с произнесенными медиумом словами.
(Звучит музыка Д. Тухманова "Я мысленно вхожу в ваш кабинет".
Появляется медиум, одетый в костюм бакалавра.)
Медиум (степенно). "Имея
один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день
больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на
обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
Ведущий - 1. Воспоминания о
годах юности какого нашего ученого-соотечественника вызвал из небытия
медиум? Чем он отличался как ученый? (Ответ: М.В. Ломоносова.)
Ведущий-2. О, медиум! Прошу продолжить сеанс вашей магии.
Медиум. Уважаемые члены
физического отделения Российского физико-химического общества! Сегодня
24 марта (по старому стилю) 1896 г. на повестке нашего заседания мой
доклад под названием "Об отношении металлических порошков к
электрическим колебаниям". Не буду вас утомлять теоретическими
выкладками. Приступим сразу к демонстрации с созданным мною прибором.
Внимание! Я принимаю сигнал. (Звучит морзянка, на классной доске
ассистент пишет слова "Генрих Герц".) Думаю, что мой прибор может
быть применен для передачи сигналов на расстояния при помощи быстрых
электрических колебаний. Благодарю за внимание.
Ведущий - 1. Кто мог примерно
так говорить? Какими достижениями отечественная наука обязана этому
человеку? Какие человеческие качества ученого сказались на судьбе этого
открытия? Чем они обернулись? (Ответ. А.С. Попов.)
Ведущий-1 (выслушав ответы на свои вопросы и после небольшой
паузы). Продолжаем. Прошу вас, уважаемый медиум.
Медиум (перевоплотившись). Господа
делегаты 10 съезда естествоиспытателей и врачей! Наверно каждый из вас
когда-нибудь задавался вопросом: неужели у человека нет возможности
подражать птицам и, подобно им, летать? Правда, человек не имеет крыльев
и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее
птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а
на силу своего разума.
Ведущий-1. Кто произнес
примерно такие слова в своем докладе осенью 1898 г.? Какие работы
ученого вписали его имя в историю отечественной науки? Какие личные
качества выделяли этого человека? (Ответ. Н.Е. Жуковский.)
Ведущий-2. Еще одна встреча с великим умом. Вновь прошу вас,
медиум.
Медиум. Вызываю
воспоминания о работах известного за пределами нашей страны россиянина.
Каждый вечер, в начале сумерек на парижской площади Оперы собиралась
большая толпа народа. Все глаза были устремлены на два ряда белых
матовых шаров, подвешенных на высоких столбах по обе стороны
проспекта... Внезапно шары загорались... Цепочку этих шаров сравнивали с
нитью дорогого белого жемчуга, помещенной на фоне темного бархата.
Ведущий-2. О каком ученом и
каком научно-техническом достижении идет речь? Оказала ли влияние на
научно-технический прогресс эта работа и какое, если оказала? (Ответ.
О П.Н. Яблочкове.)
Ведущий- 1. Вновь призываю медиума. Вам слово, маэстро.
Медиум (еще раз преображаясь). "Повторяя в начале 1888 г. интересные опыты Герца, Э.
Видемана и Эберта, Гальвакса относительно действия лучей... я вздумал
испытать, получится ли подобное действие при электричестве слабых
потенциалов. Кроме прямого ответа на заданный вопрос такое видоизменение
опытов представляло, на мой взгляд, двоякий интерес: с одной стороны,
оно позволило бы ярче выставить на вид загадочное действие лучей, не
смешивая его с обыкновенным рассеиванием электрических зарядов...; с
другой стороны, явилась бы возможность подвергнуть явление более точному
измерительному изучению...
Моя попытка имела успех выше ожидания".
Ведущий-1. Чьи слова
воспроизвел медиум или какой ученый их написал? С каким научным
открытием они связаны? Какое значение имело это открытие? Чем еще
прославился этот ученый? Что он сделал для развития науки в России? (Ответ.
А.Г. Столетов.)
Ведущий-2. Я думаю,
достаточно. Благодарю медиума. Что мы имеем? (Жюри называет имена
победителей первого тура.) Они проходят во второй тур.
Второй тур
Ведущий-1. Мы вспомнили некоторых великих
ученых нашей страны, не всех, конечно. Их открытия оказали существенное
воздействие на развитие науки.
Продолжим начатое. На ваших столах - большие карты "Великие умы
России" с портретами известных ученых и несколько карточек, на которых
описаны научные открытия. Вы должны соотнести портрет и открытие, т.е.
разложить карточки по портретам, как в лото. На выполнение задания
дается 5 мин.
Пока ребята работают, проведем игру с вами, зрители.
Игра для зрителей
Образуем команды болельщиков и им выдаем наборы карточек с номерами,
соответствующими номерам портретов, представленных в нашей большой
портретной галерее. Ведущий зачитывает вопрос, команда отвечает на него
поднятием карточки, которая цифрой сигнализирует о фамилии ученого. При
правильном ответе команда зрителей получает фишки, которые отдает потом
своему игроку из основной команды. Вопросы:
- Кого называли "отцом русской авиации"? (Ответ. Н.Е. Жуковского.)
- О ком А. С. Пушкин сказал: "Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом"? (О М.В.
Ломоносове.)
- Кто совершил без пилота полет на воздушном шаре для наблюдения
затмения Солнца? (Д.И. Менделеев.)
- Какой ученый из представленных в портретной галерее работал
учителем физики в школе? (К. Э. Циолковский.)
- Кто открыл атмосферу на Венере? (М.В. Ломоносов.)
Третий тур
Ведущий-2. Приступаем к
анализу "цепочек", которые состоят из названий открытий и изобретений.
"Цепочек" три: физическая, химическая, биологическая. В каждой -
несколько названий. Вам нужно: 1) указать их авторов и 2) назвать в
каждой одно открытие или изобретение, которое мы не можем считать
сделанным нашим соотечественником. За выполнение каждой части задания
полагается фишка.
В финальный тур пройдут два игрока, набравшие наибольшее число
фишек.
"Ц е п о ч к и"
Физическая: радио - телефон - лампа
накаливания угольная - телеграф.
Химическая: периодический закон и периодическая система элементов -
теория химического строения органических веществ - открытие первых
радиоактивных химических элементов - правило присоединения
галогеноводородов к непредельным углеводородам (этиленовым).
Биологическая: теория иммунитета - создание нового направления в
эволюционной морфологии - теория эволюции органического мира - учение о
живом веществе и биосфере.
(Ответы. Физическая "цепочка": А.С. Попов, А.Г. Белл*2, А.Н.
Лодыгин, П.Л. Шиллинг. Химическая "цепочка": Д.И. Менделеев, А.М.
Бутлеров, М. Склодовская-Кюри* и П. Кюри*, В. В. Морковников.
Биологическая "цепочка": И.И. Мечников, Н.А. Северцев, Ч.Р. Дарвин*,
В.И. Вернадский.)
Четвертый тур
(финальный) -
"Старые сказки на новый лад"
Ведущий-1. Этот этап -
естественно-литературный. За 10 мин вам необходимо переделать сказку
"Курочка Ряба", используя свои знания по естественным наукам.
Поясню, как это делается. Например, берем отрывок из стихотворения
С.Я. Маршака:
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Мы можем написать так. "Травка - растение семейства злаковых,
отражает зеленую часть спектра солнечного света и поэтому кажется
зеленой. В стеблях травки происходит реакция фотосинтеза. Ближайшая к
нам звезда - Солнце излучает электромагнитные волны широкого диапазона
частот, в том числе видимые. Очевидно, автор имел в виду, что световые
волны падают на гладкую поверхность какого-то водоема, их значительная
часть отражается от нее, создавая эффект блеска. Птичка отряда
воробьиных - ласточка влетает к нам в архитектурное сооружение - сени,
возвещая о начале прекрасного времени года - весны". Итак, приступайте к
работе.
Ведущий-2 (после выполнения
заданий соревнующимися). Подведем итоги этого тура и общие; наградим
победителей. (Жюри и ассистенты помогают провести эту часть конкурса.)
Примечания
- В заключение отметим: ценность данной игры состоит в том, что она
для ребят интересна, вводит их в мир науки и частично "объединяет"
четыре учебных предмета: физику, химию, биологию, литературу.
- Методическое пояснение. Чтобы обеспечить ход игры, надо
подготовить:
- демонстрационный вариант портретной галереи "Великие умы России";
- для первого тура - несколько карточек с высказываниями
великих ученых России или оценкой их работ;
- для второго тура - индивидуальные "листы-карты" (3 шт.) с
портретами ученых (под каждым - фамилия, имя и отчество) и небольшие
карточки, на каждой из которых названы главные работы одного ученого
(без упоминания его фамилии);
- для третьего тура - три одинаковые карточки с перечнями в
виде "цепочек" важнейших научных открытий: в области физики, химии,
биологии;
- для четвертого тура - листы с перепечатанным текстом сказки
"Курочка Ряба".
|