Данное мероприятие можно проводить на неделе физики после прохождения
раздела
"Взаимодействие тел ”. В 7-м классе очень трудно повторить и обобщить
знания
учащихся по теме "Взаимодействие тел”. А вот игровая форма в виде
соревнований
позволяет охватить весь теоретический и практический материал этого
раздела. Для
этого класс заранее делится на две команды. В качестве домашнего задания
ребята
готовят представление команд (название команд, девиз, приветствие
соперникам,
песню)
Игра проводится как опрос учащихся. Она дает полную проверку их
знаний.
Ребята увлеченно продвигаются в своих ответах вперед от одного конкурса к
другому и тем самым углубляются в теоретические и практические задания.
Из
старшеклассников школы формируется жюри и выбираются ведущие конкурсов, а
также
приобретаются призы.
Все мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией (Приложение),
которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому,
что
происходит перед ними и превратить большинство из скучающих зрителей в
заинтересованных участников мероприятия.
Оформление кабинета:
Над доской плакаты со словами:
– Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук! (Слова студенческой песни)
Вся наша жизнь игра, и люди в нем актеры…
(Уильям Шекспир)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация Power Point. Приложение
Форма работы – групповая.
Цели урока:
- Формирование познавательного интереса к физике.
- Повторение и обобщение изученного материала по теме "Взаимодействие
тел
”.
- Развитие навыков решения экспериментальных, качественных и
количественных задач.
- Закрепить навыки работы в группе, умения применять прием разделения
труда и оказывать взаимопомощь.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Развитие положительного отношения к предмету.
I конкурс. Представление команды.
Максимальная оценка – 5 баллов.
II конкурс. [2]
"Разминка”.
За 1 мин быстро ответить на 15–20 вопросов, за каждый правильный
ответ – 1
балл. Если команда затрудняется, то отвечает ведущий перед тем, как
задать
следующий вопрос.
- Кто открыл явление инерции?
- Из чего состоят вещества?
- Прибор для измерения массы тела.
- Основная единица сил.
- В каком городе жил Архимед?
- Научное предположение о чем-либо.
- Плотность чистой воды.
- Какую физическую величину измеряют мензуркой?
- Основная единица плотности.
- Основная единица скорости.
- Жидкий металл.
- Растяжение, сжатие, изгиб.
- Жидкость жизни.
- Чем объясняется, что все тела падают на Землю?
- Какой вид трения имеет место при катании с горы на санках?
- Как в технике заменяют трение скольжения трением качения?
III конкурс. [1]
Зарядка для ума
Реши кроссворд. Каждой команде задаются вопросы, за каждый
правильный
ответ команда получает 1балл.
По горизонтали:
- Сила, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес.
- Прибор для измерения силы.
- Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.
- Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности
другого.
- Единица силы.
- Линия, по которой двигалось тело.
- Единица массы.
По вертикали:
- Длина траектории.
- Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
- Действие тел друг на друга.
- Процесс изменения положения тела относительно выбранного тела
отсчета.
- Физическая величина, измеряемая в м/с.
- Мера инертности тела.
4 конкурс. Конкурс интеллектуалов.
Каждой команде раздаются листочки, за каждую правильную формулу
команда
получает 1балл.
Составь формулу.
На листочках учащиеся составляют формулы, изученные ими в курсе
физики.
Выигрывает та команда, которая составит больше правильных формул.
5 конкурс. Найди общий признак.
В этом конкурсе учащиеся должны найти общий признак, объединяющий эти
предметы. Максимальный балл 5.
1 вариант
Колба, мензурка, термометр, оконное стекло, стакан. (Вещество –
стекло)
2 вариант
Динамометр, мензурка, термометр, спидометр, весы. (Измерительные
приборы) [2]
6 конкурс.
Отгадай физическую загадку[4].
За каждый правильный ответ команда получает 1балл.
1. Я подмышкой посижу
И что делать укажу.
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Термометр.)
2. Две сестры качались
Правды добивались.
А когда добились
То остановились. (Весы.)
3. Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском плеск. Что это?
(Молния, гром, дождь.)
4. То как арбузы, велики
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить,
Но могут массу определить. (Гири.)
5. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета.)
6. Ежедневно в семь утра, я трещу "Вставать пора”. (Будильник.)
7. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что
это
такое? (Снег.)
8. Цветное коромысло, над лесом повисло. (Радуга.)
9. Что с земли не поднимешь? (Тень.)
10. Что за машина: шея, как у гуся,
сила, как у слона?
(Подъемный кран.)
7 конкурс.
Экспериментальный тур.
За каждое задание максимальный балл 5.
Оборудование: проволока, карандаш, линейка,
калькулятор.
Задание 1: рассчитать диаметр проволоки.
Оборудование: Алюминиевый цилиндр с ниткой, мензурка,
стакан с
водой, весы с гирями.
Задание 2: Определить плотность алюминия.
Оборудование: динамометр с заклеенной шкалой, набор
грузов по
102 грамма, карандаш, линейка.
Задание 3: Проградуировать динамометр.
8 конкурс. [3]
Конкурс с болельщиками.
Зрители, поделившись на болельщиков соответствующих команд,
поочередно поют
или декламируют строки из песен либо стихов, где говорится о движении,
например:"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он летит себе в
волнах на
раздутых парусах”; "На простом велосипеде по деревне парень едет. Едет,
смотрит
и дивится: На столбе сидит девица”; "Ехали на тройке с бубенцами, а
вдали
мелькали огоньки”; "Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от
орла”. Один
балл выигрывают те, после кого наступила продолжительная пауза.
9 конкурс.
Кто быстрей решит задачу?
За каждое задание максимальный балл 5.
- Автомобиль движется со скоростью 72 км/ч. Какой путь он проедет за
10 с.
- По горизонтальному участку пути автомобиль проехал 12 км за 10 мин,
а в
гору 6 км за 20 мин. Чему равна средняя скорость автомобиля на всем
пути?
- Масса яблока 40 г. С какой силой оно притягивается Землей?
- Длина бруска 30 см, ширина 5 см, толщина 2 см. Масса бруска 1,2 кг.
Определите плотность вещества, из которого изготовлен брусок.
- Сколько железнодорожных цистерн требуется для перевозки нефти, если
объем каждой цистерны 50 м3. Масса нефти 400 т (плотность
нефти
принять за 800 кг/м3). [5]
10 конкурс. [4] Лишний термин
В этом конкурсе учащиеся должны найти лишний термин и вычеркнуть его.
- Сила, ньютон, время, масса.
- Масса, километр, килограмм, дециметр.
- Плотность, движение, время, скорость.
- Миллиметр, динамометр, часы, спидометр.
- Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.
11 конкурс. "Составьте слова”
Составьте как можно больше слов из слова "Взаимодействие”. За каждое
правильное слово команда получает 1балл.
Подведение итогов.
Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой,
объявляет
победителей, вручает им дипломы и призы.
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли вы сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Физику знать
|