- Ребята, у меня в руках телеграмма, адресованная вам. Прочитаем ее. Дорогие ребята! Вот вы и выучили все буквы. Мы знаем, что у вас сегодня праздник Азбуки. Поэтому хотим пригласить вас в наш замечательный город Алфавит. И прежде чем королева Азбука встретит вас, мы хотели бы убедиться в том, что вы отлично изучили нас и с нами подружились. Ждем вас! Жители города Алфавита. - А доставит нас в этот город фантазия. Закройте глаза. Раз, два, три… Откройте глаза. Мы с вами у ворот города Алфавита. /Открывается плакат с видом города Алфавита/ Для того, чтобы открылся засов больших ворот, нам с вами нужно прочесть заклинание – алфавит. /Дети хором произносят все буквы алфавита/ - Сколько всего букв в алфавите? /33/ - Сколько гласных? /10/ - Сколько согласных? /21/ - Сколько букв, не обозначающих звуков? /2/ Итак, входим в город. У ворот нас встречает королева города – Азбука. У нее для нас задание: прочитайте текст и скажите одним предложением, о чем прочитали? /Карточки с текстами у детей на столах/ - Королева провожает нас на улицу Гласных. Поздороваемся с жителями этой улицы, называя каждого. Это самая музыкальная улица в городе. Почему? /ответы детей/ - Некоторые гласные загадочно улыбаются. Они думают, что вы не знаете, почему на их лицах хитрые улыбки. /Дети рассказывают об особенностях букв Е,Ё,Ю,Я./ - Буква Я просит вас отгадать, какая пословица написана на плакате и объяснить ее смысл: НЕ спеши …, торопись … - Буква О составила из слогов слова, но пока она катилась из своего домика, слоги рассыпались. Помогите букве составить слова. /Слоги на карточках: ро, за, зи, на, ма, лыш, яб, ло, ко, аз, бу, ка/ - На улице Гласных вы справились со всеми сложными заданиями. Королева Азбука провожает нас на проспект Согласных. Он самый большой и шумный в городе. Почему? /Ответы детей/ - Некоторые согласные очень сдружились и гуляют по городу парами. Какие это буквы? /Ответы детей - Есть среди согласных добрые мягкие буквы. Назовите их. /Ответы детей/ - А есть согласные строгие с твердым характером. Кто они?/Ответы детей/ - Есть согласные, которые не хотят дружить с некоторыми гласными. Какие это буквы и с какими гласными они не дружат? /Буквы Ж, Ш не дружат с буквой Ы. Буквы Ч, Щ не дружат с буквами Я, Ю/ - Согласные просят вас закончить предложение: " Дети учатся …”/Дети читают с доски/ - У буквы З случилось несчастье. Она потеряла свое место в слове. Помогите ей его найти: ЗАБУКА /АЗБУКА/ - Молодцы, ребята! Королева очень довольна вашими знаниями. Идем за ней дальше. Вот маленький тихий переулок. В нем всего два домика. А называется этот переулок /Дети читают – БЕЗЗВУЧНЫЙ /Странное название. Почему оно такое? /Дети говорят о том, что Ь и Ъ знаки звуков не обозначают./ Что вы еще знаете об этих буквах? Найдите лишнее слово в каждом столбике и объясните, почему оно лишнее: пальто подъём листья съёмка деревья съехал льёт сел осенью съел воробьи
/В первом столбике лишнее слово ПАЛЬТО – в нем мягкий знак смягчающий, а в остальных словах – разделительный. Во втором столбике лишнее слово СЕЛ, в нем нет твердого знака./ - Мы с вами прошли по городу, всех узнали, задания выполнили. А теперь, прощаясь с жителями города Азбуки, прочитаем стихотворение В. Берестова, которое он посвятил всем первоклассникам: Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умалять сестрицу: "Ну, прочитай еще страницу!” Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать. После урока у детей начинается "Праздник Букваря.”
|