Цель: закрепить знания детей о том, что в
природе все взаимосвязано, что здоровье человека зависит не только от
его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде.
Оборудование:
магнитофон, аудиокассеты с записями для проведения оздоровительных
минуток, изображения ядовитых растений и грибов, выставка детских
рисунков ядовитых растений, плакат «Так я мою руки», Красная книга
природы России, костюмы для детей: Волк, Красная
Шапочка, Поганки, Здоровье, Грязнуля, Полезная бактерия, Вредные
бактерии, Мойдодыр, Боровик, Ромашка, Лесная Ведьма, Витамины А, В, С.
Мойдодыр
Все Чуковского читали и меня давно узнали.
Я – Великий Умывальник,
знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
и мочалок командир. (Поворачивается к другим ведущим.)
Со мной мои хорошие, надежные помощники:
Старый друг проверенный –
Полезная бактерия.
Она и просто и легко превращает молоко
В простоквашу и кефир.
Бактерия (протягивает Мойдодыру стакан кефира)
Поправляйся, Мойдодыр!
Мойдодыр
(выпивает кефир, благодарит бактерию)
Познакомьтесь, витамины: А – вот этот, С и В.
Витамин С
Нынче к доброй медицине
мы покажем путь тебе.
Витамин А
Чтобы были вы красивы!
Витамин В
Чтоб в руках любое дело
дружно спорилось, горело!
Полезная бактерия
Чтобы громче пелись песни,
жить чтоб было интересней!
Все вместе
Нужно сильным стать, здоровым.
Мойдодыр
Эти истины не новы,
Только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране,
Где живет здоровье ваше,
Все ли знают? Дружно скажем...
(Дети хором отвечают: «Да!»)
Полезная бактерия
В путь-дорогу собирайся,
за здоровьем отправляйся!
Но дорога непроста: из-за каждого куста
Может недруг появиться.
Вам придется с ним сразиться!
Ведущий. Итак, ребята,
отправляемся в путешествие по дороге к доброму Здоровью. Давайте
поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
МИНУТКА
«ЭТЮД ДУШИ»
Ведущий. Опустите руки вниз
ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя,
Земля!» Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя,
Вода!»
Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я
приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я
приветствую тебя, Солнышко!»
1-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ ЧИСТЮЛИНО»
Мойдодыр
В вашем классе я живу уже который год.
Откровенно вам скажу: славный вы народ!
Никогда у вас ребята не едят немытых ягод,
Чистят зубы, моют уши...
Грязнуля (вылезает из-под стола, берет за рукав одного из детей и обращается к нему с интонацией заговорщика)
Лучше ты меня послушай,
я живу и бед не знаю:
Мыло в глаз не попадает,
щетка десны не дерет,
Губка мокрая не трет,
огурцы, морковь не мою...
Хочешь, друг, пойдем со мною...
(Грязнуля тянет одного из детей в свою сторону. Мойдодыр хватает мальчика за руку и тянет к себе.)
Мойдодыр
Не ходи ты с ней, не пробуй!
Загрызут тебя микробы,
Разорвут тебя на части!
Не видать грязнулям счастья!
(Мальчик встает рядом с Мойдодыром. Выскакивают Вредные бактерии и тянут Грязнулю к себе.)
Мойдодыр
Что ж, поможем ей, друзья?
Ведь бросать в беде нельзя!
(Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки.)
Нам тебя, Грязнуля, жалко.
Дарим мыло и мочалку.
(Грязнуля берет подарки, поворачивается спиной к
ребятам, удаляет с себя грязные пятна и снимает с головы парик. Вредные
бактерии, увидев мыло и мочалку, убегают.)
Ведущий. Ребята, пока Грязнуля приводит себя в порядок, давайте повторим, как правильно мыть руки. (Дети повторяют правила по плакату «Так я мою руки».)
- Сильно намочите руки.
- Пользуйтесь мылом.
- Намыливайте руки с обеих сторон.
- Намыливайте руки между пальцами.
- Полощите руки чистой водой.
- Вытирайте руки насухо полотенцем.
Вывод (все дети хором)
От простой воды и мыла
у микробов тают силы.
Грязнуля (глядится в зеркало)
Я себя давно забыла, а теперь лицо умыла,
Да и стала вспоминать (оглядывает свой наряд)...
Платье, что ли, постирать?
Мойдодыр
Постирай его скорее,
может, все-таки успеешь
Ты на праздник в классе нашем.
Стань опрятнее и краше!
2-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ ЯГОДНАЯ»
Лесная Ведьма (держит в руках корзиночку. Она протягивает ее ребятам)
Как же я вам рада!
Слаще шоколада и вкусней, чем ананас,
Эти ягоды для вас!
Земляничка (выскакивает и отнимает у нее корзинку)
Не сошла ли ты с ума? У тебя здесь бузина!
Да еще и белладонна!
Гибель ты несешь в ладонях!
Убери свою корзинку! (Возвращает ее Ведьме.)
Посмотрите на картинку.
Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придется вам лечиться.
Задание детям. Какие вы знаете несъедобные ягоды? (Белладонна, волчьи ягоды, волчье лыко, вороний глаз.)
3-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ РАСТЯПИНО»
Красная Шапочка
Все как было в старой книжке:
Повстречался мне Волчишка.
Он про бабушку проведал,
Нас решил перехитрить,
А пришлось его лечить.
(Волк воет.)
Хоть и злой, а жаль беднягу!
Побежал он по оврагам,
Там за корень зацепился,
Поскользнулся, повалился,
И теперь он инвалид!
Волк
У меня нога болит!
Я раскаиваюсь горько!
Забинтуй меня восьмеркой!
Обещаю: никогда я не причиню вреда,
Есть я бабушек не буду,
и скажу я всем и всюду:
Коль собрался ты идти,
будь внимателен в пути!
(Бабушка берет тампон и жидкость, окрашенную под цвет йода. Хочет намазать Волку царапину на лапе. Он отдергивает лапу.)
Волк
Убери скорее йод! Так болячка заживет!
Бабушка
Как не стыдно! Трус, Волчишка!
Все девчонки и мальчишки
знают с ранних детских лет:
Там микробам хода нет,
где, как стражник, у ворот
Их встречает грозный йод!
Чуть пощиплет – не беда!
Заживет-то навсегда!
(Мажет лапу Волку.)
Красная Шапочка
Что ж, в порядке все? Пойдем?
(Волк встает и с воплем хватается за другую лапу.)
Может, это перелом?
Школьный фельдшер
Это вам в больнице скажут,
шины мы пока привяжем,
Чтобы кости укрепить
и в дороге не сместить.
(Фельдшер показывает ребятам, как накладывать шины при вывихе или переломе ноги. Волк тихо воет.)
Бабушка
До чего же ты крикливый
и какой нетерпеливый!
Чтобы помощь оказать,
рот придется завязать.
(Завязывает Волку рот косынкой. Обраается к ребятам.)
Ну, теперь, друзья, идите,
только под ноги глядите!
Ведущий
Ребята, давайте поможем Волку выздороветь и стать немного добрее.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА
«СОТВОРИ СОЛНЦЕ В СЕБЕ»
Ведущий. В природе есть
солнышко, оно всем светит, и всех любит, и всех греет. Давайте сотворим
солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую
звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь,
звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка
опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще
больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость,
тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка становится огромной,
как солнце, оно несет тепло всем-всем. Покажите, какой стала ваша
звездочка.
4-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ КРЕПЫШКИНО»
(Сидят два мальчика. Один чихает, другой кашляет. Рядом стоит Мальчик-Крепыш.)
Крепыш
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!
Утром бег и душ бодрящий,
как для взрослых, настоящий!
На ночь – окна открывать,
свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют...
Мальчики
Поздно поняли мы, братцы,
как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать
из водицы ледяной.
Крепыш
Погодите, ой-е-ей!
Крепким стать нельзя мгновенно!
Закаляйтесь постепенно!
Задание детям
Ребята, при какой температуре воды нужно начинать закаливание?
(32 градуса, температуру снижают на один градус в неделю.)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА «ДЕРЕВЦЕ» (ДЛЯ ОСАНКИ)
Ведущий. Стоя или сидя за
столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх ладонями
друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх,
представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к
солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
(Выполняется 15–20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
5-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ ЗАРЯДКИНО»
Спортсмен
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт, зал, каток –
везде вам рады.
За старание в награду
будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки,
быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
(Дети выполняют физминутку под современную музыку.)
6-я ОСТАНОВКА – «ГРИБНАЯ»
Боровик
Эй, ребята, подходите,
хорошенько посмотрите!
В белых точечках убор надевает мухомор,
А поганка – бахрому. Вдруг понравится кому?
Этот вот опенок ложный.
Отравиться ими можно.
(Поганки берут Боровика за руки и тянут каждая в свою сторону.)
Боровик
Как же мне прогнать Поганок,
этих шустрых хулиганок?
Помогите мне, друзья!
Ведущий
Слушай, средство знаю я!
(Обращается к детям.)
Назовите-ка, друзья, имена грибов съедобных.
(По мере того как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются.)
Боровик
Много знаете грибов! Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать,
как их надо собирать.
(Ребята отвечают, что грибы нужно собирать
осторожно, срезая ножом, чтобы не повредить грибницу, тогда на месте
срезанных грибов вырастут новые.)
Боровик
До свиданья, в добрый час,
Жду в лесу под елкой вас.
7-я ОСТАНОВКА –
«СТАНЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ»
Ромашка
Много трав растет полезных
на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
мята, пижма, зверобой.
Лесная Ведьма
Я хочу тебе, дружок,
дать в букет еще цветок.
(Протягивает пучок дурмана.)
Ромашка
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего.
Забирай назад его!
(Лесная Ведьма убегает.)
Ведущий
Ох уж эта Ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Задание детям
Ребята, скажите: у каких растений ядовиты не только ягоды, но и цветки, листья, стебель, корень?
(Дети отвечают.)
Не рвите и не ешьте эти растения.
Лесная Ведьма
Я одумалась, ребята.
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в вазу...
Ромашка
Поняла, ребята, сразу хитрый замысел ее.
Нет, с тобой мы не пойдем.
(Ведьма грозит Ромашке пальцем.)
Мы растенья эти знаем,
бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта,
собирательниц букетов.
В книгу Красную они уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
люди делают лекарства.
Задание детям
Ребята, скажите: что такое Красная книга природы?
(Это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных.
Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно
бережно.)
Ведущий показывает детям Красную книгу природы России, Красную книгу природы Башкортостана.
8-я ОСТАНОВКА – «ЗДОРОВЬЕ» (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ)
Мойдодыр
Мы про здоровье вам сейчас
прекрасно толковали.
Расстаться нам пришла пора,
и среди вас едва ли
Найдется кто-то... (Собирается уходить.)
Витамин С
Нет, погоди-ка, Мойдодыр,
меня гнетет забота:
Есть у меня шестерка слуг
проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Появляется девочка.)
Но у меня есть милый друг,
особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг,
и всем покоя нет.
Она гоняет, как собак,
в ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч «где», семь тысяч «как»,
Сто тысяч «почему».
Девочка
Что едят пингвины летом,
где ночует Дед Мороз,
Как достать на день карету,
почему вы не матрос?
Сколько девочек на свете?
Сколько гор и сколько рек?
А еще вы мне ответьте,
как устроен человек.
Витамин В
Самый легкий из вопросов!
Быстро справимся мы тут,
Но тебя, дружок, попросим:
помолчи хоть пять минут!
Витамин А
(Рисует человечка мелом на доске.)
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик.
Вот и вышел человечек.
Девочка
Ест ли он морковку с грядки?
Как он делает зарядку?
Где он спит? Во что играет?
Книжки он про что читает?
Как зовут его друзей?
Где, зачем, когда? Скорей!
Витамин В
Может, есть у вас шпаргалка?
Мы попали в переплет!
Посмотри, им нас не жалко,
и ответа каждый ждет.
Витамин А
Человек на свет родился,
встал на ножки и пошел.
Грязнуля
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо!
(Рисует румянец человечку.)
Витамин В
Приучал себя к порядку,
рано утром он вставал.
Грязнуля
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал.
(Рисует солнышко над головой человечка.)
Полезная бактерия
Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришел.
Грязнуля
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком.
(Рисует человечку улыбку.)
Ромашка
Человечек за обедом черный хлеб и кашу ел.
Грязнуля
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Витамин С
Спать ложился ровно в девять,
очень быстро засыпал.
Грязнуля
С интересом шел учиться
и пятерки получал.
(Рисует человечку пятерку в руке.)
Спортсмен
Каждый день он бегал, прыгал,
много плавал, в мяч играл.
Грязнуля
Набирал для жизни силы,
и не ныл, и не хворал.
(Выходит мальчик, похожий на нарисованного
человечка. На груди его написано: «Здо¬ровье». Грязнуля берет мальчика
за руку, ведет к пьедесталу почета.)
Мойдодыр (Грязнуле)
Да кто ты, не пойму я!
Грязнуля
Я – бывшая Грязнуля.
Мне стало нынче ясно,
что чистой быть прекрасно!
Полезная бактерия (Мойдодыру)
Смотри, она отмылась –
и как переменилась!
Мойдодыр
Что ж, бывшую Грязнулю
мы будем звать Чистюлей!
И по такому случаю тебе мы поручаем
Вручить призы всем детям.
Они ведь так старались!
(Детям вручается аскорбиновая кислота.)
АНКЕТА
«КАК ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ?»
Как ты считаешь: хорошее у тебя здоровье? Давай
попробуем в этом разобраться. Внимательно прочитай каждое из 11
предложений. Напиши напротив каждого предложения «да» или «нет».
- У меня болит горло.
- У меня нередко бывает насморк.
- Иногда у меня болит ухо.
- У меня больные зубы.
- Часто у меня болит живот.
- Иногда у меня болит голова.
- Нередко меня тошнит.
- Некоторые продукты и лекарства
вызывают у меня аллергию.
- Каждый год я болею гриппом.
- Ко мне легко прилипают всякие болезни.
- Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе.
Чего больше получилось – «да» или «нет»? Подумай, как улучшить свое здоровье. Ведь ты уже знаешь, отчего появляются болезни.
|