Цель:
- расширить знания школьников о вежливых и добрых
словах и их применении в жизненных ситуациях;
- развивать у детей способности анализировать
свои действия;
- воспитывать чувства доброты, вежливости,
взаимопонимания.
Ход занятия
(При входе в класс дети получают жетон с
номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются
по своим вагонам. На доске: "Путешествие в
Страну вежливости и доброты".)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами
поговорим о таких человеческих качествах, как
доброта и вежливость – ведь они неразделимы.
Чтобы лучше запомнить слова доброты и
вежливости, а так же ситуации, в которых нужно
употреблять то или иное слово, давайте
представим себе, что мы отправляемся в
путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно!
Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну
Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны.
Давайте прочитаем, какие необычные остановки
будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы,
Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш
маленький театр. На каждой станции нас ждут
приключения, а кое-где и испытания.
Итак, поезд трогается с песней "Улыбка" (поётся
один куплет с припевом) и прибывает на первую
станцию "Народная мудрость".
В народе всегда относились к доброте
по-особому. Есть даже такая пословица: "Доброе
слово и кошке приятно". Это значит, что не
только каждому из нас нравится, когда к нему
относятся с добротой. Доброту понимают даже
животные. Какие пословицы и поговорки о доброте
вы знаете?
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.\
Жизнь дана на добрые дела.
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Худо жить без ласкового слова.
Не мудрён привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Спасибо – великое дело.
Доброе слово и кошке приятно.
– Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут
лежит дальше, поехали!
(Исполняется 2 куплет песни "Улыбка")
– Следующая остановка на станции"Ежели вы
вежливы". Посмотрим, насколько мы вежливы. А то,
может, нас и в город не пустят? Если вежливо –
хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече?
– Толкнуть, не извиниться?
– Помочь подняться упавшему?
– Поднять упавшую вещь?
– Не встать, обращаясь к учителю?
– Взять билет в автобусе?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Не заметить недовольство мамы?
Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).
- Как вы попросите передать на билет в автобусе?
- Как вы будете прощаться, уходя из гостей?
- Как вы будете просить о чём-то взрослого
малознакомого человека?
- Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке
утром?
- Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
- Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
- Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
- Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.
- Ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
- Ежели вы вежливы,
То книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
- Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
– Внимание! Внимание! Остановка по
предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо,
жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается
письмо.)
"Ребята! У нас беда! В стране захватила
власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в
стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и
музыку. Сделала своими приближёнными
жадность
зависть
грубость
дерзость
сплетни
жестокость
Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают
все друг друга. Помогите нам исправить положение,
чтобы все снова стали добрыми, вежливыми,
заботливыми". |
– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим
эти слова в слова, противоположные по значению. Я
знаю, – у вас получится это волшебство.
щедрость
добродушие
нежность
ласка
вежливость
внимательность
предупредительность
снисходительность
правдивость
жалость
сочувствие
– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей
станет… (Дети придумывают имя.)
В этой стране жители имеют фамилии и корнем
–добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы,
Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)
– А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и
Мальвине.
– Давайте послушаем, о чём же они спорят и
поможем им разобраться в ситуации.
(Диалог между Буратино и Мальвиной.)
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невесёлый
сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с
заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино (злобно выкрикивает):
Потому, что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли
людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть
со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь,
пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном?
Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть
ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя
обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои
мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном
не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой
Карло.
Буратино: Не было этого, не было, не
было…
Мальвина: Ну вот, опять ты за своё. А
когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое,
Хочу мороженое"– или: "Хочу в школу, хочу в
школу"– разве это не было сказано капризным,
недовольным тоном?
Буратино: Может быть, я иногда и говорю
немного громко или капризно. Зато я хороший
товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить.
Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера,
например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как
грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и
спросил у него: "Ну, как посадка прошла?"Он
обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему
сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу
поставила, а я, чтобы утешить его, спел:
"Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"Что
тут было! Он очень рассердился. А я ведь
развеселить его хотел. Нехорошо он поступил,
правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).
Мальвина: Я думаю, что ребята
правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно
всегда вначале подумать: не обидишь ли ты
человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за
своими словами.
Буратино: Я разве один так
разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят.
Вот они на меня нападают, объясняют, что
правильно, что неправильно. А сами как
разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали?
Потому что многие из них очень похожи на меня.
Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что
даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи
называют друг друга грубыми словами, дразнятся,
не уступают друг другу. А иногда смеются над
неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем
спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто
все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал!
Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и
ранит". Запомните это!
– Следующая остановка "Наш маленький
театр". Мы смотрим спектакль по стихотворению
Маршака "Вежливое слово".
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово!
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ёжик пожилой
Притащился чуть живой!
– Подходите, ёжик, ёжик!
– Вам билет в каком ряду?
– Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо, ну, пойду!
Говорит овечка:
Мне одно местечко!
Вот моё благодарю –
Доброе словечко.
Утка:
Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят.
И достала утка "Доброе утро",
А олень:
– "Добрый день".
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте
Лучшие места.
Вот моё "Пожалуйста".
И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Не получите билет.
– Мне билет!
Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое слово,
Что-то развернула и стряхнула,
И чихнула и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…
Их давно уж съела моль.
Бедные "пожалуйста"–
Что от них осталося.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья. Здравствуйте.
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых три.
– С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять.
И кассир даёт билеты,
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём рожденья!
Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
"Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь".
– Благодарен, извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот умница.
Вот идёт медведица,
И она волнуется
И от счастья светится.
– Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица?
Славный Миша, ваш сыниша,
Даже нам не верится.
– Почему не верится? – говорит медведица,
Мой сыночек молодец.
"До свидания!"
КОНЕЦ!
– А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
В обиходе культурного человека всегда
присутствуют вежливые слова. С их помощью можно
даже грустному человеку вернуть хорошее
настроение. А что значит слово "здравствуйте"?
"Здравствуйте!"Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете,
"Здравствуйте!"– это же "будьте
здоровы",
Это же "дольше живите на свете!"
Следующая наша игра так и называется – "Знаешь
ли ты волшебные слова?"В этой волшебной
стране растут цветы с волшебными словами. Их
сердечки видны (на доске). А вот лепестки
пока у вас столах. Давайте соберём эти слова.
Первый цветок – слова приветствия; второй –
слова прощания; третий – Слова просьбы и
благодарности.
(Дети, называя записанные слова, прикрепляют
лепестки вокруг сердечка своего цветка.)
– Ребята, а почему эти слова называют
волшебными? Когда эти слова становятся
действительно волшебными?
Игра "Давайте говорить друг другу
комплименты".
Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы
посадили в Стране Доброты цветы. А теперь
подумайте, какое настроение создало у вас это
путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и
нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что
есть у каждого из вас. Давайте "посадим"эти
ваши цветочные портреты в саду вежливости и
доброты, чтобы любое общение с вами приносило
людям праздничное настроение.
А какие добрые дела сделали вы?
(Ответы детей.)
– Доброта, вежливость, радость создают основу
человеческого счастья. Человек, который делает
добро другим, чувствует себя счастливым. Перед
вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый,
самый счастливый, очень счастливый. А в руках у
вас модели человечков. Поместите своего
человечка на ту ступень, каким человеком вы себя
ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на
доску).
Релаксационная пауза "Сердце
доброты".
– Представьте себе своё сердце, и сколько оно
может вместить любви и добра. Сложите обе руки
возле груди, раскройте ладошки. Представьте на
них столько любви, добра, добрых чувств, сколько
может поместиться и приложите, переложите эти
чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы
все чувствуете свою любовь, она вас согревает,
делает добрыми. Поделитесь своей любовью,
добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают
ладошки друг к другу).
(Заключительная часть.)
- Добрым быть совсем, совсем непросто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
- Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.
- Добрым быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
- Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день"и "Добрый вечер".
- И не зря ведь есть у нас
Пожеланье "в добрый час".
Доброта она от века
Украшенье человека.
- Клянёмся вежливыми быть,
Всегда "Спасибо"говорить,
"Добрый день"и "До свидания".
Нет в мире лучше звания.
- Клянёмся добрыми мы быть
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту.
- Клянёмся добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить,
Невеж разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся добрыми мы быть!
– ДОБРОТА – это стремление человека дать
полное счастье всем людям, всему человечеству.
ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы
другим было приятно с тобой.
Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны
вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми,
отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать
вежливыми, мы должны пользоваться волшебными
словами, от которых становится теплее, радостнее.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и
поступки такими, чтобы за них не приходилось
краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям.
Надо стараться всегда и во всём быть полезными
людям.
Мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли
настоящие друзья, мужественные и благородные
люди, способные всегда прийти на помощь, защитить
слабого, люди сильные, смелые и благородные.
(Заканчивается путешествие песней "Дорога
добра".)
Спроси у жизни строго
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему
Всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(После исполнения песни дети получают в
подарок воздушные шары в форме сердечка с
написанными на них словами вежливости и доброты.)
В завершение звучит песня "Маленькая
страна".
|