Цели: совершенствовать знания учащихся по русскому языку; развивать лингвистические способности детей; воспитывать интерес к русскому языку. Оборудование: карточки с заданиями, таблички с названиями команд, таймер, портреты И.С.Тургенева и К.Г.Паустовского. Эпиграфы: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г.Паустовский) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев) Игра начинается со вступительного слова ведущего: - Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме деловой игры "Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: "Лингвисты” и "Языковеды”. Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды? (Болельщики дают ответ на вопрос.) Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка. Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, а слова "лингвист” и "языковед” - синонимы. (Далее ведущий знакомит присутствующих с составом жюри и условиями игры) Игра проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа. Этап 1. Лингвистическая разминка ( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 10 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.) Вопросы и задания для 1 команды. 1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?). 2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры). 3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными). 4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок). 5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм). 6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья). 7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее). 8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов). 9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья). 10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов). Вопросы и задания для 2 команды. 1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты) 2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры). 3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными). 4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков). 5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт). 6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья). 7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще). 8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок). 9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден). 10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест). Этап 2. Расставьте ударение в словах. (Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.) Балов?ть, щавeль, зарж?веть, облегчuть, вы пр?вы, она занят?, ход?тайство, некролoг, упростuть, цемeнт. Этап 3. Согласуйте существительное с прилагательным. (Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.) Тюль (красивый) Шампунь (ароматный) Вестибюль (просторный) Кенгуру (серый) Кофе (чёрный) Такси (новое) Лазурь (февральская) Путь (длинный) Этап 4. Найдите речевые и грамматические ошибки и исправьте их. (Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 3 минуты. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.) Карточка для 1 команды. 1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово "памятные” является лишним.) 2. Дайте мне, пожалуйста, плацкарт до Кирова. (Неверно употреблено слово "плацкарт”. Надо сказать "плацкарту” или "плацкартный билет”.) 3. Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис.(Должно быть "Чибиса”, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.) 4. Топор выскочил - и в зубы Стёпе. Он упал. (Неудачно употреблено местоимение "он”. Можно сказать: "Мальчик упал”.) 5. Заведующая библиотекой ведёт с читателями тесную связь. (Неверно выбрано слово "ведёт”. Вместо него нужно употребить слово "поддерживает”.) Карточка для 2 команды. 1. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова "одену” нужно употребить слово "надену”.) 2. Все автобусы были отремонтированы к восемнадцатому марту. (При указании даты название месяца ставится в форме родительного падежа – "марта”.) 3. Читая повесть "Капитанская дочка”, события становятся всё интереснее. (Неправильно употреблён деепричастный оборот: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относящимся к этому глаголу, должны обозначать действия одного лица. Читая повесть "Капитанская дочка”, чувствуешь интерес к изображённым в ней событиям.) 4. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась. (При замене прямой речи косвенной вместо местоимения 1 лица употребляется лицо автора чужой речи. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша ему не понравилась.) 5. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово "плохую” является лишним.) Этап 5. Подумайте, вспомните, ответьте. (Команды по очереди берут карточки с заданиями. На подготовку к ответу на вопросы каждой карточки даётся 2 минуты. Максимальное количество баллов за каждое задание-5) 1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову. гео- (земля; география) термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр ) био- (жизнь; биография) 2. Определите лексическое значение следующих слов: аномалия (отклонение от нормы, общей закономерности) референдум (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса) мораторий (отсрочка выполнения каких-либо обязательств, устанавливаемая правительством на определённый срок, вследствие чрезвычайных обстоятельств) 3. Что обозначают эти слова? Как они называются? Чело, персты, длань. (Чело – лоб, персты – пальцы, длань – ладонь; это архаизмы) 4. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма. У чёрта на куличках. ("Очень далеко”. Первоначальное значение – "где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.) 5. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма. Ахиллесова пята. (Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.) 6. Замените фразеологизм близким по значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма. Показать кузькину мать. (Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.) Этап 6. Выразительное чтение. (От каждой команды приглашается по одному представителю, задача которого – грамотно, выразительно прочитать предложенный текст. Текст может быть публицистического или художественного стиля. Максимальная оценка – 5 баллов.) Подведение итогов и заключительное слово ведущего. - Прочитайте высказывания на доске. Это слова мастеров художественного слова, которые своими прекрасными произведениями совершенствовали наш язык, оттачивали его, доводили до совершенства, боролись за его чистоту. Так давайте и мы с вами будем беречь, ценить и любить наш родной русский язык! |