Цели:
- актуализировать знания и умения учащихся;
- формировать активную гражданскую позицию,
правовую компетенцию.
Условия игры.
- В ней участвуют три команды. Готовятся карточки
с указанными в тексте заданиями.
- Эксперты – обучающиеся, с которыми
предварительно отработали материал, подводят
итоги работы.
Оборудование:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
- Декларация прав ребенка 1959 г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
- Конституция РФ. 1993 г.;
- Учебник "Введение в обществознание” для 8-9 кл.
общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.
Боголюбова М. 2007 г.
Программа игры.
- Конкурс "Правовой статус ребенка”.
- Конкурс "Юридическая практика”.
- Конкур "Международное право”.
- Конкурс "Точка зрения”.
Ход игры
Конкурс 1. "Правовой статус ребенка”
Данный конкурс проверяет знания учащихся в
правовом статусе ребенка на различных
возрастных этапах.
Каждая команда получает два набора карточек:1)
основные возрастные вехи в жизни ребенка; 2)
приобретаемые права и обязанности,
возникновение ответственности.
За каждый правильный ответ -1 балл.
1-й набор (8 карточек) – основные вехи в
жизни ребенка.
А) с рождения;
Б) с 6 лет;
В) с 10 лет;
Г) с 14 лет;
Д) с 15 лет;
Е) с 16 лет;
Ж) с 17 лет;
З) с 18 лет.
2-й набор карточек (24 карточки) –
приобретаемые права и обязанности,
возникновение ответственности.
- В праве посещать школу.
- Имеет право на имя, отчество, фамилию.
- Приобретает право на гражданство.
- Имеет право жить и воспитываться в семье, знать
своих родителей, получать от них защиту своих
прав и законных интересов.
- Вправе выражать свое мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его интересы.
- Имеет право управлять велосипедом по дорогам
при движении на велосипеде.
- Может вступать в молодежные общественные
объединения.
- Вправе распоряжаться самостоятельно своим
заработком, стипендией, иными доходами.
- Подлежит уголовной ответственности за
некоторые преступления ( убийство, разбой, кража,
вымогательство.
- Допускается поступление на работу( на легкий
труд не более 4 часов в день) с согласия одного из
родителей.
- Становится полностью дееспособным(
совершеннолетним) и может своими действиями
приобретать любые права.
- Подлежит первоначальной постановке на воинский
учет( выдается приписное свидетельство).
- Несет уголовную ответственность за любые
преступления.
- Подлежит административной ответственности за
правонарушения в любом порядке( через комиссию
по делам несовершеннолетних), за некоторые
правонарушения( например хулиганство) несет
административную ответственность в общем
порядке.
- Имеет право самостоятельного заключения
трудового договора ( контракта); сохраняется ряд
льгот по трудовому праву( сокращенная рабочая
неделя – 36 часов).
- Имеет право обучаться вождению автомобиля на
дорогах в присутствии инструктора.
- Имеет право управлять мопедом, при езде на
дорогах.
- Может стать членом кооператива, акционерного
общества.
- Может быть объявлен в установленном законом
порядке, полностью дееспособным
(эмансипированным), если работает по трудовому
договору или занимается трудовой деятельностью.
- Имеет право на получение паспорта.
- Имеет право вступать в брак с разрешения
органов местного самоуправления при наличии
уважительных причин.
- Имеет право поступать на работу с согласия
профсоюзного органа предприятия.
- Может быть исключен из школы за нарушения.
- Подлежит имущественной ответственности по
заключенным сделкам, а также за причинение
имущественного вреда.
Конкурс 2. Юридическая практика.
За правильный ответ – 1 балл.
Тест.
1.Что из перечисленного одновременно является и
правом и обязанностью родителей?
А) обеспечить получение ребенком высшего
образования;
Б) воспитывать своего ребенка;
В) создавать условия для изучения иностранного
языка;
Г) обеспечивать возможность отдыха за границей.
2. Родители должны осуществлять воспитание
своих детей до
А) совершеннолетия;
Б) окончания высшего учебного заведения;
В) начала ребенком трудовой деятельности;
Г) вступления ребенка в брак.
3). Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка
признается человеческое дитя до
А) достижения 18 лет;
Б) начала трудовой деятельности;
В) достижения 20 лет;
Г) вступления в брак.
4. Какое слово пропущено в следующей фразе:
" Важнейшим документом, в котором закреплены
права ребенка, является……… о рвах ребенка.
5. Найдите в приведенном ниже списке культурные
права ребенка и обведите цифры, под которыми они
указаны.
А) право ребенка на бесплатное и обязательное
начальное образование;
Б) право ребенка на гуманное обращение;
В) обеспечивается право ребенка пользоваться
родным языком;
Г) право исповедовать свою религию;
Д) право ребенка на отдых и досуг, на участие в
играх и развлекательных мероприятиях;
Е) право на презумпцию невиновности.
6.Сторож спал на посту, что позволило ворам
похитить ценное имущество. Какой вид
правонарушения совершил сторож?
А) административный проступок;
Б) преступление;
В) дисциплинарный проступок;
Г) гражданский проступок.
7.16-летний Иванов ворвался в коммерческий киоск,
угрожая продавцу ножом, похитил деньги и
продукты питания. К какому виду юридической
ответственности будет привлечен Иванов?
Конкурс 3. Международное право
Каждой группе заранее дают выдержки из
международных документов. Команда делает Плакат,
иллюстрирующий этот документ. Команды
обмениваются этими плакатами и угадывают , что за
документ. Ответ аргументируют.
Максимальное количество баллов – 10.
Конвенция о правах ребенка:
1."Право на жизнь”.
Право на жизнь записано в международной
Конвенции о защите прав ребенка и законах нашей
страны. О сохранении жизни ребенка заботится
государство, родители, воспитатели, врачи,
милиция и многие другие люди. Никто и никогда не
имеет права лишить ребенка жизни.
2."Право ребенка на защиту государства от
всех форм физического, нравственного и
психологического насилия, грубого отношения или
эксплуатации”.
В Конвенции о правах ребенка записано, что
никто не имеет права издеваться над детьми. Никто
не должен заставлять детей выполнять
непосильную работу. Если такое происходит у Вас
дома или в семье вашего друга, нужно рассказать
все взрослому, которому вы доверяете,попросить
помощи.
3."Право на защиту от разлучения с
родителями”.
Никто не имеет права разлучить ребенка с
родителями без серьезных на то оснований. Эти и
другие права занесены в Конвенцию о правах
ребенка.
Конкурс 4. "Точка зрения”
"Многие думают, что детство было самым лучшим и
приятным временем в их жизни. Но это Не так. Это
самые тяжелые годы, поскольку тогда человек
находится под гнетом дисциплины и редко может
иметь настоящего друга, а еще реже свободу” (И.
Кант)
Выскажите свою точку зрения на данную проблему.
Команда в течение 5 минут должна представить
свою точку зрения по данной проблеме.
Максимальное количество баллов – 5.
Подведение итогов игры. |