«Что такое счастье – это каждый
понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо
честно жить,
много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю,
которая зовется Советской страной».
А.Гайдар «Чук и Гек»
Прежде, чем проводить игру, была
организована большая подготовительная работа:
чтение произведений А.П.Гайдара, знакомство с
биографией писателя, проведение конкурса
рисунков по прочитанным произведениям. Игра
«Тропой Гайдара» является финальным этапом.
Цели и задачи:
- закрепить знания биографии и произведений
А.П.Гайдара;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- воспитывать на примере героев произведений
А.П.Гайдара чувство долга, ответственности;
- прививать чувство патриотизма.
Оформление зала: портрет А.П.Гайдара,
выставка рисунков к произведениям А.П.Гайдара,
выставка книг с произведениями А.П.Гайдара,
плакат с высказыванием К. Паустовского и
Л.Кассиля о Гайдаре А.П., стенд с указанием года
рождения и смерти писателя, с фотографиями о
его жизни.
Оборудование: караоке песни «Гайдар
шагает впереди», игровое поле в виде
штурвального колеса, поделенное на секторы, юла
со стрелкой, табло с названиями призов (4 приза
распределить: в сумме до 500 очков, от 500 до 1000, от 1000
до 1500, от 1500 и более), карточки с числами,
обозначающие очки, 13 листов с алфавитом, ручки 3
шт., призы.
Правила игры:
Задача игры – разгадывание слова по буквам.
В игре принимают участие 9 игроков (по три
игрока в каждом туре). Участники выбираются в
отборочном туре (игроком становится тот, кто
быстрей и правильно ответит на вопрос ведущего
игры).
Игроки по очереди вращает юлу. Когда
остановится юла и стрелка укажет на определенный
сектор, игрок имеет право назвать букву или может
назвать слово, если уверен в ответе. Если слово
названо правильно, то игрок победил и тур
заканчивается. Проигравшие игроки получают
утешительные призы и становятся зрителями, а
победитель тура выходит в финал. Если слово
названо неверно, то игрок покидает игру и
становится зрителем.
Итак, первый игрок вращает барабан и смотрит, на
какой из секторов указала стрелка.
«100», «200» и т.д. – этот сектор
дает игроку право назвать букву. Количество
очков, указанное на секторе, – это цена правильно
угаданной буквы.
Если названные буквы в слове есть, то игрок
получает карточку с числом, равное количеству
очков, указанных на барабане. После этого он либо
называет слово целиком, либо снова вращает
барабан. Если игрок угадал три буквы подряд, то он
должен угадать и открыть одну из двух
предложенных коробочек (шкатулочек) в одной из
которых лежит приз. Игрок берет приз и продолжает
игру.
Если игрок ошибся, то ход переходит к
следующему участнику игры.
«0» – Переход хода: ход переходит к
следующему игроку, а этот игрок уже не имеет
права назвать слово.
«Б» – Банкрот. Игрок теряет все
заработанные в игре очки (отдает карточки
ведущему или его помощнику) и право хода. При этом
он уже не имеет права назвать слово. х2
– Умножить на два. Игрок имеет право
назвать букву. Если он угадал, то он
пересчитывает свои очки, и эта сумма удваивается
(ему добавляют необходимое количество карточек).
После чего он либо снова вращает барабан, либо
называет слово целиком.
«+» – Плюс. Игрок имеет право открыть
любую букву в загаданном слове, а потом либо
назвать слово целиком, либо вращать барабан
дальше.
«П» – Приз. Игрок либо выбирает приз и
покидает игру, либо отказывается от приза, а
называет букву или слово.
«Г» – Гость. Зритель задает игроку
заранее подготовленный вопрос (по теме). Если
игрок отвечает на вопрос правильно, то он имеет
право открыть любую букву в слове. Если нет, то
ход переходит к следующему участнику игры.
В финале играют победители первых трех туров.
Тот, кто побеждает в финале, может считаться
победителем игры. Он подсчитывает свои очки и на
указанную сумму выбирает приз, из тех, что
написаны на специальном табло.
После этого победителю предлагают сыграть в
СУПЕРИГРУ, где он может заработать
дополнительный приз.
В СУПЕРИГРЕ надо назвать слово сразу, после
минутного размышления. При этом игрок имеет
право назвать 2–3 буквы, а ведущий должен открыть
эти буквы, если они имеются в слове.
Если участник игры побеждает в СУПЕРИГРЕ, то он
получает дополнительный приз, если проигрывает,
то не получает приза.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Исполнение песни «Гайдар шагает
впереди»
2. Вводная беседа
Ведущий: Наша игра посвящена
творчеству великого писателя А.П.Гайдара.
Разрешите процитировать высказывание С.Маршака
о Гайдаре:
«Он был поэтом с головы до ног и в своём читателе
– в ребёнке – больше всего любил смелое и живое
поэтическое воображение. Ему было «по пути» с
этим другом-читателем, подвижным и деятельным,
неистощимым в затеях и всегда готовым к
выполнению долга, а если понадобится, то и к
подвигу.
Гайдар знал, какие струны в душе надо затронуть,
чтобы мобилизовать ребёнка на благородные дела.
Он верил в силы растущего человека, и дети ценили
это доверие.
Как настоящий коммунист, Аркадий Гайдар жил и
работал ради будущего и в своих книгах и мыслях
неизменно обращался к олицетворённому будущему
– к детям».
Мы прочитали много произведений А.П.Гайдара:
(обращая внимание детей на выставку книг) «Тимур
и его команда», «Чук и Гек», «Военная тайна»,
«Р.В.С.», «Горячий камень» и др. И убедились, что
цитата правильная. Он писал для детей, и героями
его произведений были дети.
Ученик читает стихотворение С.Михалкова
«Аркадий Гайдар»
– Эпиграфом нашей игры слова А.Гайдара: «Что
такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но
все вместе люди знали и понимали, что надо честно
жить, много трудиться и крепко любить и беречь
эту огромную счастливую землю, которая зовется
Советской страной».
Вы – дети страны, которая называется Россия.
Какое бы название не давали нашей стране, мы –
дети СВОЕЙ страны. И мы должны заботиться и
охранять мир и покой нашей Родины. К этому
призывал в своих произведениях А.П.Гайдар, и сам
он жил ради этой цели.
3. Знакомство с правилами игры
4. I тур. Отбор первой тройки игроков
Ведущий: Вам надо как можно быстрей
ответить на предложенный вопрос:
1) Как называлась организация детей и
подростков в возрасте 10–14 лет в советское время? (Пионерская
организация)
Чтец: Всесоюзная пионерская
организация имени Владимира Ильича Ленина
родилась 19 мая 1922 года. Пионерская организация
Советского Союза была награждена за большие
заслуги перед советским народом двумя орденами
Ленина. Миллионы ребят, называли юными ленинцами,
пионерами.
Ведущий: Пионерами были ваши бабушки и
дедушки, папы и мамы.
2) Что означает слово «пионер»? (Слово
«пионер» означает «передовой,
первооткрыватель». Пионерами называют тех, кто
открыл новые земли, совершил открытия в науке,
технике, литературе и искусстве. Советский Союз
– пионер социализма. Наша страна – пионер
космоса.)
Ведущий: Быть пионером – это
значило во всем и всегда быть впереди,
воспитывать в себе замечательные черты
советского человека – любовь к своей Родине
трудолюбие и стремление к знаниям, честность и
благородство, скромность и
дисциплинированность, коллективизм и
товарищество.
3) Назовите атрибуты одежды пионеров. (Пионерская
форма, красный пионерский галстук, значок,
пилотка.)
Ведущий читает отрывок из повести
А.П.Гайдара «Тимур и его команда»:
«… Воткнув в землю палку, притоптывая вокруг
нее, приплясывая, Сима Симаков гордо пропел:
Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов,
Мы веселая команда
Пионеров-удальцов.
У-ух, ты!»
Задание 1. Фамилия главного героя
повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (6 букв)
5. II тур. Отбор второй тройки игроков
1) Настоящая фамилия А.П.Гайдара? (Голиков)
Чтец: Л.Кассиль: «Когда в давние
времена шли в поход воины-конники, они высылали
вперёд всадника. Этот всадник, скачущий впереди
всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда
держал путь отряд, назывался Гайдаром.
Таким вперёдсмотрящим, движущимся далеко
впереди отряда своих сотоварищей по литературе,
ясноглазым дозорным её был и сам Гайдар –
Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно
быть, взял он себе для писательской работы этот
звучный и много говорящий псевдоним».
2) Как называлась Российская Армия 1918 году? (Красная
Армия)
3) В каком возрасте А.П.Гайдар стал солдатом
Красной Армии? (14 лет)
Задание 2. Как называли в Советское
время ребят, которые помогали одиноким и
престарелым, заботились о малышах? (9 букв)
6. III тур. Отбор третьей тройки
игроков
1) Как назывался рассказ А.П.Гайдара, героями
которого были два брата? («Чук и Гек»)
Чтец: Рассказ «Чук и Гек» впервые
опубликован в газете «Пионерская правда», 1939, 1
–10 января. В том же году рассказ вышел отдельной
книгой в Детиздате.
В «Чук и Гек» мы видим счастливую семью в
счастливых обстоятельствах, которые лишь
ненадолго омрачаются шалостями мальчишек.
Примечательно, что именно этот рассказ А. П.
Гайдар заканчивает широко известными теперь
словами: «Что такое счастье – это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали,
что надо честно жить, много трудиться и крепко
любить и беречь эту огромную счастливую землю,
которая зовется Советской страной».
Ведущий: Именно эти слова стали эпиграфом к нашей
игре. В 1953 г. на киностудии им. А. М. Горького снят
фильм «Чук и Гек».
2) В каком городе жили мальчики? (Москва)
3) Куда отправились Чук и Гек с матерью? (В
тайгу к отцу)
Задание 3. Рассказ «Чук и Гек» был
опубликован в журнале «Красная Новь» в 1939 г. №
2 под названием, которое зашифровано на табло
(10 букв):
7. Игра со зрителями
Задание: Имя Мальчиша в сказке,
которую рассказал Алька в повести А.П.Гайдара
«Военная Тайна». (9 букв)
Ведущий: Считаете ли Вы
Мальчиша-Кибальчиша героем? Почему? (Не выдал
врагам военной тайны)
Ведущий читает отрывок из «Сказки о Военной
Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом
слове»:
«…А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом
бугре у Синей реки. И поставили над могилой
большой красный флаг.
Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики – привет Мальчишу!
Пробегут паровозы – привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!»
8. ФИНАЛ (приглашаются три игрока, кто
по итогам первых трех туров стали победителями)
Задание: Название одного из рассказов
Гайдара А.П. (7 букв)
Сценка по рассказу А.П.Гайдара
«Совесть»
На сцене декорации, изображающие рощу. Звучит
запись с птичьими голосами
Автор: Нина
Карнаухова не приготовила
урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые
случайно не увидели, как
она во время рабочего дня
болтается с
книгами по городу,
Нина украдкой прошла в рощу. Девочка,
положив пакет с завтраком и связку книг под куст,
побежала, изображая, что ловит бабочку. Навстречу
выходит мальчик с букварем в руках. Нина
(строго): Несчастный
прогульщик! И это с таких юных лет ты уже
обманываешь родителей и школу? Мальчик
(удивленно): Нет! Я просто
шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака.
Она залаяла, и я заблудился. Нина
(нахмурившись): Хорошо, я
проведу тебя через рощу, а ты сейчас же пойдешь в
школу. Дети уходят.
Автор:
А связка Нининых книг и завтрак
так и остались лежать под кустом, потому что
поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а
завтрак съела. Вернулась Нина села и заплакала.
Автор:
Нет! Не жалко ей было украденного
завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой
веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце,
которое грызла беспощадная совесть.
Вопрос:
1. Почему заплакала Нина? (Ответы детей)
2. Правильно ли назван рассказ? (Да)
9. СУПЕР ИГРА
Ведущий читает отрывок из произведения
А.П.Гайдара.
С тех пор прошло много лет, но тот предмет так и
лежит на той горе неразбитым.
И много около него народу побывало. Подойдут,
посмотрят, подумают, качнут головой и идут
восвояси.
Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была
неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, –
думаю, – дай-ка я по нему стукну и начну жить
сначала!»
Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
«Э-э! – думаю, скажут, увидав меня помолодевшим,
соседи.– Вот идет молодой дурак! Не сумел он,
видно, одну жизнь прожить так, как надо, не
разглядел своего счастья и теперь хочет то же
начинать сначала».
Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил. И
пошел прочь – своей дорогой.
Задание: Назовите тот предмет, о
котором говорится в этом отрывке (6 букв)
10. Заключение
Слова благодарности за участие в игре. Награждение
детей за рисунки к сюжетам произведений Гайдара
А.П.
Заключительной слово ведущего (обращаясь
к плакату, который весит на стене):
«Он прошёл по жизни как удивительный
рассказчик, трогавший до слёз детские сердца, и
вместе с тем как проницательный и суровый
товарищ и воспитатель. Детей, особенно мальчишек,
он знал насквозь с одного взгляда и умел говорить
с ними так, что через две-три минуты каждый
мальчишка готов был по первому слову Гайдара
совершить любой героический поступок».
К. Паустовский
Ведущий: Мы не прощаемся с героями
произведений А.П.Гайдара. Вы еще с ними
встретитесь, когда будете читать его
произведения. Но в жизни постарайтесь брать
пример с положительных героев из произведений
Гайдара и не делать тех ошибок, которые делали
его отрицательные герои. |