Цели игры: повторить материал по теме «Фольклор»;
проверить умение определять жанры фольклора, знание
литературоведческих
терминов; привить любовь к родной речи.
Оборудование: выставка книг(На
стенде разместить
книги: Меркурьев И.С. «Так говорят Кольские поморы»,
Пантелеева
Л. Т., Лявданский Э. К. «Храни огонь родного очага»,
Пантелеева
Л. Т. «С любовью к родному краю», Парфёнцева Ю. А. «Чудеса
Заполярья»,
Криничная Н. А. «Предания Русского Севера») , картина
Н.Морозова
«Песня», фрагмент видеозаписи поморской песни.
Ход игры: игра включает разминку и
шесть геймов.
|
Вникайте в творчество народное, оно
здорово, как
свежая вода ключей горных, подземных сладких струй.
Держитесь
ближе к народному языку, ищите краткости здоровой
силы, которая
создаёт образ двумя - тремя словами. |
|
М. Горький |
Учитель сообщает тему, цель и этапы игры. Знакомит с
эпиграфом.
Разминка.
Разминка, которую мы проведём перед геймами, напомнит
нам значение
фольклора в жизни человека.
У нас две команды. Каждая команда получает по одному
вопросу.
- На доске записана цитата фольклориста, профессора
Ю.М. Соколова.
Задание команде: вставьте в цитату слово, подходящее по
смыслу.
«______ - это отзвук прошлого и вместе с тем громкий
голос настоящего».
(Фольклор) - Кому принадлежат эти слова?
«Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого
своего
воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». (А.С.Пушкин)
1-й гейм «Дальше, дальше, дальше»...
Слово учителя.
- Ваша задача: за 1 минуту дать максимальное количество
ответов.
Если вопрос вызывает затруднение, то необходимо сказать
«дальше»
(каждой команде предлагается по 8 вопросов).
- Что в переводе с английского обозначает слово
«фольклор»? (Народная
мудрость, народное творчество)
- Кто первый употребил термин «фольклор» в одной из
своих статей,
после чего этот термин поддержали в других странах? (Английский
историк Вильям Томсон)
- Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)
- Каково значение слова «скоморох»? (Народный
артист)
- Кто является автором словаря «Живая речь Кольских
поморов»?
(Меркурьев И.С.)
- Главный былинный богатырь, любимец народа. (Илья
Муромец)
- Как называется исполнение песни без сопровождения
музыкального
инструмента? (Акапелла)
- Определить жанр выражения «Не мало ли вас, не надо ли
нас»?
(Присловье)
- Символом чего в фольклоре является мутная вода, холод?
(Символом
печали, тоски)
- Символом чего в фольклоре являются образы свежего
цветка, травки,
весёлой молодой берёзки? (Символом счастья)
- Какова роль загадки в древности? (Испытание
мудрости человека)
- Жители каких селений Кольского полуострова чаще других
пользовались
рукописными книгами? (Умба, Варзуга)
- Укажите название рубахи, которую носила поморская
девушка целую
неделю перед венцом. (Убивальница)
- Как называют учёного, специалиста в области народного
творчества?
(Фольклорист)
- Героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и
исторических
событиях. Укажите этот жанр. (Былина)
- Коротенькая, четырёхстрочная (реже -
шестистрочная)
песня. Укажите жанр. (Частушка)
2-й гейм «Я в коробочке лежу».
Слово учителя.
Я в коробочке лежу,
Своей очереди жду.
Счастливый случай, подвернись,
На глаза мне попадись!
(Учащиеся поочерёдно вытаскивают номера вопросов.
Отвечают.
Команде, вытащившей подкову «Счастливый случай»,
засчитывается 3
балла.)
1. |
Одинаково или по-разному
понимают
термин «фольклор» в разных странах? Докажите.
(По-разному. Западноевропейские и американские
учёные фольклором
называют все виды народного искусства. В России
фольклором называют
словесное искусство народа. Если речь идёт о
музыкальном творчестве,
о народной музыке, то так и говорят: музыкальный
фольклор.) |
2. |
Назовите не менее десяти
жанров русского
фольклора. (Сказка, былина, бывальщина,
песня, загадка,
пословица, поговорка, частушка, байка - колыбельная,
скороговорка,
легенда, прибаутка, заговор, дразнилка, считалка.) |
3. |
Отгадайте 3 поморские
загадки. |
|
а) |
Еду - еду - следу нету.
Режу - режу - крови нет. (Лодка) |
|
б) |
Утка в море,
Хвост на угоре. (Ковш) |
|
в) |
Четыре четырки да две растопырки,
Один верток да два прутышка. (Кот: 4 ноги, 2 уха,
хвост,
пара усов) |
4. |
Каково значение
литературоведческого
термина «песня»? Назовите группы песен. (Песня
- небольшое
лирическое произведение, предназначенное для пения.
Песни бывают: |
|
а) |
исторические; |
|
б) |
лирические: любовные, ямщицкие, разбойничьи,
рекрутские,
обрядовые и т. д.) |
5. |
Какую картину воссоздаёт
поморская
песня? (Просмотр фрагмента видеозаписи).
(Девушка ждёт своего парня с моря, она плачет,
грустит, а когда
видит судно в море, радуется.) |
6. |
Определите жанр
произведения,
исполнительницей которого была сказительница Марфа
Крюкова. |
|
|
Как подуют - то ветры буйные,
Растревожится тогда да море Белое,
Никуда от шуму морского да не уйдёшь никак.
На круты горы зайдёшь - да всё слыхать его,
За тобой море гнается да настигает тебя... (Былина.) |
7. |
Вставьте слово, подходящее
по смыслу.
А какие _______. пели! Говорят, когда, бывало, жёнки
_______
заведут - мужики работать бросают: слушать хочется
________,
они здесь были особые - долгие, как тундра, и широкие,
как душа.
(Песня.) |
8. |
Название какого жанра
пропущено в
тексте? |
|
|
Много чудесных ... ходит об этой женщине (о Татьяне
Ивановне
Куковеровой, жительнице Поноя). Она безвозмездно
лечила и лопарей,
и поморов, возглавляла
рыбацкие промысловые артели. Лопари называли её
«царицей».
(Легенда.) |
9. |
О каком жанре идёт речь?
Здесь может рассказываться как о всякой нечистой силе,
неправдоподобных
происшествиях, так и об исторических событиях. (Бывальщина.) |
10. |
Укажите жанр.
Чудак - покойник: умер во вторник, стали гроб тесать, а
он вскочил,
да и ну плясать. (Прибаутка.) |
11. |
Что необходимо, чтобы стать
хорошим
сказителем? (Надо иметь хорошую память,
хорошее знание
текстов и напевов, умение художественно передавать их,
обладать
даром импровизации.) |
12. |
Когда началось научное
собирание
и изучение фольклора? (30-е годы 19-го века.) |
13. |
«Счастливый случай».
(Подкова.) |
3-й гейм «Ты - мне, я - тебе».
Команды задают друг другу по 1-му вопросу.
4-й гейм «Тёмная лошадка».
Слово учителя.
- Попробуйте угадать, кто проведет этот гейм. Вторая
часть слова,
обозначающего место работы «Тёмной лошадки», в переводе с
греческого
означает «хранилище». (Библиотекарь, библио - книга,
тека –
хранилище.)
(Библиотекарь знакомит учащихся с выставкой книг,
задаёт вопросы)
1. |
Как относились к народному творчеству во
времена
правления царя Алексея Михайловича? (В это
время борьба
властей и церкви с народным творчеством усилилась. За
исполнение
народных песен и сказок наказывали, высылали из
городов.) |
2. |
Укажите эпитеты в песне «Охота на
тюленей». |
|
|
Сила земна,
Сила водяна,
Земна толщина,
Морска глубина.
Зверь идёт,
Зверя ведёт!
Стрела калёна,
Тетива шелкова,
Зверь идёт,
Зверя ведёт! |
5-й гейм «Мы очень любим сочинять»...
|
Мы очень любим сочинять,
Творить, мечтать, придумывать.
Судьбу фольклора нам решать,
Работу эту продолжать! |
Командам было предложено подготовить ответ на вопрос:
будет
ли жить фольклор в 21 м веке?
6-й гейм «Гонка за лидером».
Каждая команда получает по 3 вопроса.
1. |
Назовите художника,
написавшего картину
«Песня». (Николай Морозов.) |
2. |
Какой новгородский
писатель, автор
исторических романов: «Ветер времени», Святая Русь»,
«Отречение»,
прошёл пешком по всем сёлам Терского берега, чтобы
услышать,
как звучит чистая новгородская речь 13-го - 15-го
веков?
(Дмитрий Балашов.) |
3. |
Творчество каких поэтов
питала поэзия
частушек? (С. Есенин, М. Исаковский, А.
Твардовский,
Д. Бедный.) |
4. |
Наши - то поморы стеной
стояли,
Родину свою хранили,
Врага на Белое море не пущали,
Да и Москву сберегли.
О какой войне идёт речь в рекрутской песне? (Война 1812-го года. В ней участвовал полк,
сформированный
из северян.)
|
5. |
Где исполнялись плачи и
причитания?
(Свадьба, проводы рекрутов на царскую службу,
похороны.) |
6. |
Отгадайте поморские
загадки. |
|
а) |
50 поросят в один голос
голосят.
(Печка в бане «каменка».) |
|
б) |
Мать толста, дочь красна,
Отец горбоватый, сын кудреватый. (Печь, огонь,
кочерга,
дым.) |
Жюри подводит итоги игры
Слово учителя.
- Пусть не станете вы фольклористами, но любовь к родной
речи,
к родным песням и преданиям пронесите через всю жизнь. На
протяжении
всей русской истории фольклор был национальным сокровищем,
и это
сокровище мы должны знать, беречь и любить с юных лет.
|