Цели: обобщение и углубление знаний учащихся по темам: «Алфавит», «Звуки
речи», «Ударение».
Задачи:
в игровой форме
повторить материал, изученный на уроках русского,
способствовать обогащению словарного запаса
детей;
развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
воспитывать любознательность, интерес к изучению русского
языка.
Оборудование: касса букв и слогов, орфографический словарь, карточки
со словами «ФОНЕТИКА», «ОРФОЭПИЯ», карточки со словами, пословицами, флажок, жетоны.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово. Русский язык - один из самых интересных школьных
предметов. Сегодня мы с вами окажемся в самом центре шумного веселья в мире
грамматики, узнаем, как играют буквы и звуки в прятки, жмурки, позабавимся
маскарадом звуков.
Русский
язык не прост в изучении, имеет множество правил, орфограмм и упражнений.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В страну выученных уроков»,
вспомним, что такое АЛФАВИТ, ЗВУКИ РЕЧИ, УДАРЕНИЕ.
Класс
делится на команды (можно разделить учащихся по колонкам).
2. Знакомство с правилами игры.
Команда,
которая ответила на первый вопрос, имеет право ответа на следующий. Команда,
давшая правильный ответ, получает флажок. В случае ошибки флажок передаётся
следующей команде. За правильные ответы участники команд получают жетоны. В
конце игры количество жетонов подсчитывается. Победительницей считается
команда, получившая большее количество жетонов.
3. УРОК 1. АЛФАВИТ.
Викторина.
1)
АЗБУКА – это слово вам всем хорошо известно. Появилось оно тысячу лет тому
назад из названий двух первых русских букв. Из каких букв?
(Буква
А называлась «аз», а буква В –«буки». Из этих названий «аз» и «буки» и
получилось русское слово «азбука»).
2)
Сколько букв в алфавите?
3)
Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?
4)
Какие буквы никогда не бывают в начале слова?
5)
Каких букв больше, гласных или согласных?
6)
Чего в русском языке больше, звуков или букв?
7)
В чём разница между словами «алфавит» и «азбука»?
(Слово
«Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква
называлась «альфа», а вторая - «вита».)
Игра «Прочитай без запинки».
Задание:
правильно назвать буквы.
К Х
Ш Щ Й
П Т Ч
Ц Л М
Н Р С
|
Игра «Что пропало?»
Подготовленные
ребята читают стихотворение-загадку Б. Заходера. Будьте внимательны.
33 родных сестрицы,
Писаных
красавицы,
На
одной живут странице,
А
повсюду славятся!
К
вам они сейчас спешат,
Славные
сестрицы,
Очень
просят всех ребят
С
ними подружиться.
А,
Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже,
З,
И, К, Л, М, Н, О – дружно вылезли в окно.
П,
Р, С, Т, У, Ф, Х – оседлали петуха
Ц,
Ч, Ш, Щ, Э, Ю,
Я – все теперь мои друзья.
Учащиеся
называют «пропавшие» буквы: Ё, Й, Ь, Ъ, Ы.
Что такое алфавит? Для чего нужен
алфавит?
Алфавит
надо знать, так как по алфавиту располагаются слова в словарях, справочниках,
книги на полках в библиотеке, по алфавиту составляются списки людей, книг,
городов и т. д.
Игра «Найди своё место».
На
доске - карточки со словами:
СДАЧА
САМОВАР
СЛОВО
СВЁРТОК
СИГНАЛ
Задание:
расположить слова в алфавитном порядке.
6. «Одна буква – новая пословица».
Иногда
одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми
поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?
Машу
маслом не испортишь.
Лес
рубят - кепки летят.
Знает
мошка, чьё мясо съела.
4. УРОК 2. «ЗВУКИ РЕЧИ».
-
Ребята, кто поможет слову найти слог «ФОНЕ( )КА? Что изучает эта наука?
(Фонетика
- наука о языке, в которой изучаются звуки речи.)
-
Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и
видим.)
Игра «Произнеси правильно».
Мама
мыла мылом Милу.
У
пенька опять пять опят.
Два
щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.
Свинья
тупорыла полдвора изрыла.
-
На какие две группы делятся все звуки?
-
Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков?
Игра «Посчитай-ка».
На доске записано предложение. Одна команда
подсчитывает все мягкие согласные звуки, вторая – все твёрдые согласные, а
третья - все гласные.
Повторенье
– мать ученья.
-
Молодцы! Кто объяснит пословицу?
5. УРОК 3. «УДАРЕНИЕ».
В
русском языке орфоэпия тесно с ударением. «Орфоэпия» - значит «правильное
произношение, правильная речь».
-
Продолжите фразу: «Ударение всегда падает на … (гласный звук).
Игра «Ударение - волшебное превращение».
Задание:
измените место ударения так, чтобы получилось новое слово, и запиши его рядом с
данным. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Каждой
команде даются слова:
1.
ХЛОПОК, ПОЛКИ, СТОИТ, СУШУ.
2.
ЗАМОК, ПОТОМ, ДОРОГА, СТРЕЛКИ.
3.
КРУЖКИ, МУКА, ПЛАЧУ, СОЛЬЮ.
«Правильно или нет?» Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Прочтите
предложение и ответьте на вопрос: «Когда данный результат сложения можно
считать правильным?»
-
Итак, какую роль играет ударение в слове?
(Оно
помогает точно выражать смысл каждого слова.)
6. Подведение итогов. Награждение
команд.
-
Молодцы, ребята! Вы показали отличные знания. Спасибо за игру.
|