Участники: дети 7–8 лет,
родители.
Цели:
– сформировать представление об
овощных блюдах как полезных и вкусных;
– убедить в этом родителей и детей;
– закрепить гигиенические навыки,
связанные с приемом пищи;
– поддержать активный интерес к
физической культуре;
– развивать двигательные качества.
Оборудование:
– шапочки с нарисованными овощами для
персонажей сказок;
– овощи, входящие в состав винегрета;
– приготовленный в домашних условиях
винегрет;
– одноразовая посуда,
скатерть-клеенка, фотоаппарат.
Родителям отданы роли:
тетушка Свекла, Картофельный аптекарь,
братья Луковки, мальчик Огурчик, царь Горох,
Капустные сестрички, девочка Морковка.
Для проведения спортивных эстафет
выбираем двух спортсменов-«бегунков».
Перед походом проводим инструктаж с
детьми и родителями о безопасности во время
похода.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Роль сказочных персонажей выполняют
родители, с которыми заранее проведена работа.
У детей имеется маршрутный лист, по которому они
ищут заданные станции, где получают информацию о
значении овощей и их пользе для человеческого
организма.
1-я станция.
В гостях у мальчика Огурчика
Мальчик Огурчик:
– В огурцах содержится 96% воды. Это не
просто вода, а Вода с большой буквы.
Матушка-природа ее очищает, и поэтому вода
прекрасно растворяет яды внутри организма. В
огурцах есть сахар, калий, магний, фосфор и даже
йод. Огурчик налаживает работу желудка, его
семена чистят стенки кровеносных сосудов.
Сказка «Как огурцы появились на
свет»
(Рассказчик – мальчик Огурчик)
У знатного раджи была единственная
дочь и очень капризная. Замуж брать ее никто не
хотел. Однажды ей подарили маленькое зернышко,
которое принцесса посадила в горшочек. Она
хорошо за ним ухаживала, и в нем появился
росточек. Вскоре из горшочка выросла длинная
лиана и зацвела желтыми цветами. Когда на месте
цветка появился маленький огурчик, принцесса не
выдержала и поцеловала его. В ту же минуту
огурчик превратился в стройного юношу в зеленом
атласном камзоле. На голове у него сияла
маленькая золотая корона.
– Здравствуй, красавица! Я принц
Огурец. Не хочешь ли ты выйти за меня замуж?
– Ах, как хочу! – воскликнула дочка
раджи. – Но я не красавица...
– Твое лицо прекрасно, а если его
умыть соком огурца, оно станет необыкновенно
бархатным.
Так девушка и поступила.
Она стала красивой, милой, изменился и
ее сварливый характер.
Раджа был на седьмом небе от счастья.
Принц получил титул раджи, а его многочисленное
потомство рассеяло огурцы по всему свету.
Эстафета «Посадка огурчиков»
Цель: развитие внимания, быстроты,
ловкости.
Ход:
В одну сторону сажаем огурцы, в
обратную – собираем урожай (огурчики можно
вырезать из картона, сшить из ткани, использовать
настоящие).
2-я станция.
В гостях у девочки Морковки
Девочка Морковка:
– Каротин – самое большое
богатство морковки, из него образуется витамин А,
укрепляющий организм и защищающий его от разных
инфекционных заболеваний. Если ботву от моркови
положить на ночь в холодную кипяченую воду,
получится очень полезный напиток, которого нигде
не купишь.
Сказка «Почему гномы любят
морковь»
(Рассказчик – девочка Морковка)
В середине прошлого века морковь
считалась лакомством гномов – маленьких
человечков. Существовало такое поверье: если
вечером отнести в лес миску с пареной морковью,
то утром обязательно найдешь вместо моркови
слиток золота. Гномы съедали морковь и щедро
награждали за свою любимую еду.
Эстафета «Ох, Ух, Эх»
Цель: развитие внимания, навыков
ловли и передачи мяча.
Ход:
Ловля и передача морковок. Красный
цвет – Ух, оранжевый – Эх, желтый – Ох.
3-я станция.
В гостях у тетушки Свеклы
Тетушка Свекла:
– Столовая свекла – из числа самых
полезных овощей. В ней есть сахар, минеральные
соли, аскорбиновая кислота и много других
витаминов. Свекла улучшает работу мозга,
повышает уровень гемоглобина. Отварная свекла –
хорошее слабительное средство, обладает
сосудорасширяющим эффектом. Свеклу
рекомендуется варить с хвостиком и кожурой. Но
съедать ее надо сразу, так как через 5–6 часов
после варки в ней образуются вредные вещества.
Сказка «Совет в Корнеплодии»
(Рассказчик – тетушка Свекла)
Мальчик Илюша и девочка Морковка
попали в гости в замок Корнеплодия. И попали на
совет, который проводила знакомая им тетушка
Тыква.
– У вас так темно, а диваны похожи на
грядки, – удивился Илюша.
– Мы живем под землей, для нас прямой
свет вреден.
Вперед вышел овощ в темном костюме:
– Знаешь ли ты что-нибудь обо мне,
Илюша?
– Вы похожи на черную редьку! Мама
меня лечит вашим соком от простуды.
– Правильно! Кроме кашля, редька
лечит еще тридцать болезней. У древних греков она
была главной овощной культурой, а японцы не
мыслят обеда без редьки.
– А я репа! И меня выращивают не меньше,
чем редьку.
– А мы бойкие девочки-редиски, самые
первые весенние витаминчики.
– Не тараторьте! – сказала пышная
дама в бордовом платье.
Илюша сразу узнал в ней свеклу. Она
говорила спокойно, четко:
– Меня выращивают везде: во мне
очень много сахара, минеральных солей, горжусь
своим белком – бетаином. Мы дарим людям всю силу
солнца, которую собирают наши зеленые листья, и
все соки земли, которые впитывают наши корешки...
Теперь ты, Илюша, тоже расскажешь всем детям,
какие мы полезные корнеплоды.
Эстафета «Украсим тетушку Свеклу»
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Ход:
У каждого в руках ленточка. Обе команды
по очереди завязывают бантик на кустике.
4-я станция.
В гостях у Капустных сестричек
Капустные сестрички:
– Великий математик и врач Пифагор
давным-давно написал: «Капуста представляет
собой овощ, который поддерживает постоянно
бодрость и веселое, спокойное состояние духа».
Белокочанная капуста долго сохраняет
содержащийся в ней витамин С. Таким свойством не
обладает ни один овощ.
Например, знаменитый английский мореплаватель
Кук, отправившийся в XVIII веке в трехгодичное
путешествие, взял с собой на корабль 60 бочек
квашеной капусты. Именно благодаря ей
путешественники были здоровы и выдержали все
испытания на своем пути.
Эстафета «К сестричкам за
кочерыжкой»
Цели:
– развитие быстроты, ловкости;
– закрепление гигиенических навыков,
связанных с приемом пищи.
Ход:
Дети по очереди бегут к сестричкам за
кочерыжкой. Маленькие кусочки кочерыжки
проткнуты отточенными палочками в целях гигиены.
Дети съедают угощение и переходят к следующей
станции.
5-я станция.
Картофельная аптека
Картофельный аптекарь:
– Родина картофеля – Чили. В давние
времена картофель завезли в Европу. Аптекари
делали из его цветов лекарство, модницы
прикалывали цветы к своим шляпкам.
В картофеле содержится много калия, что
способствует выведению вредных веществ из
организма. А главным энергетическим материалом
картофеля являются углеводы.
В старые времена вокруг картофеля сложилось
немало суеверий. Поговаривали, что плоды этого
растения родятся с глазами и головой, как у
человека. Люди боялись сажать картофель. Во
Франции власти решили пойти на хитрость: к
каждому кусту был приставлен караул. Это вызвало
интерес у крестьян: видно, эти чертовы яблоки
представляют собой большую ценность для
государства. И они решили тоже посадить
картофель. Так картофель завоевал Францию.
Позднее наступила очередь России.
Сказка «Добрая картошка»
(Рассказчик – Картофельный аптекарь)
Картофель в Россию попал в XVI веке. Чего
только люди не выделывали со мной, даже жарили в
масле мои ядовитые зеленые ягоды! Мои цветы
хороши, они словно лиловые звездочки, но появился
я совсем не для красоты! С меня не надо срезать
толстый слой кожуры – там находятся калий,
кальций, железо, йод и многие другие мои
драгоценности. Меня лучше запекать с
кожурой – так сохраняются мои витамины. Детям
всегда нравится запеченная картошка своим
ароматом и дымком. Когда вы простужаетесь, мама
заставляет вас дышать картофельным паром.
В некоторых странах меня называли чертовым
яблоком. Если бы не мои друзья, даже не знаю, как
бы сложилась моя судьба.
Эстафета «Жонглирование
картофелем»
Цель: развитие координационных
движений.
Ход:
Дети берут в руки по 2–3 картофелины и
жонглируют ими.
6-я станция.
Братья Луковки
Братья Луковки:
– Лук оценили по достоинству еще
задолго до нашей эры. Древние египтяне так высоко
ценили его, что изображали на своих памятниках.
Лук необходим взрослым и детям, потому что он
богат фитонцидами, которые угнетают развитие
всех вредных, болезнетворных для человека
бактерий и микробов.
Сказка «Луковая семья»
(Рассказчики – братья Луковки)
Однажды хозяйка принесла с базара
корзину лука. На пробу взяла все разновидности.
Вечером в корзине начался спор: какой лук
полезнее?
– Расскажите что-нибудь интересное, –
сказал репчатый лук.
– Мой вкус самый приятный, – сказал
лук-слизун. – Когда распускаются мои фиолетовые
шары, огород превращается в сад.
– У меня тоже красивые красные цветы,
– сказал шнитт-лук.
– Все-таки мы должны не цветами
гордиться, а луковицами, – вступил в разговор
многоярусный лук.
– Главное, что мы все содержим витамин
С.
– А ты что молчишь? – обратились
братья Луковки к луку репчатому.
– Что говорить, я в каждом доме
круглый год помогаю хозяйке всякие вкусности
готовить...
– Раньше плели венки из лука на
счастье – и всем помогало. Вот какой наш братец
репчатый лук, – уважительно сказал лук-порей. –
Долго растет, да много пользы приносит!
Эстафета «Собери лучок в ведро и
передай соседу»
Цель: развитие внимания, ловкости,
быстроты.
Ход:
Первый ребенок собирает, стоящий за
ним бежит, высыпает.
7-я станция.
В гостях у царя Гороха
Царь Горох:
– С давних пор русские люди
отдавали предпочтение блюдам из гороха. Основная
ценность его – в высоком содержании минеральных
солей. Благодаря калию горох способствует
выведению из организма излишней жидкости. В
горохе много растительного белка, который
является строителем организма.
Вот как можно приготовить вкусный салат из
зеленого горошка.
Потри очищенные морковки на мелкой терке, добавь
зеленого горошка. Мелко порежь зеленый укропчик.
Основа для салата готова. Теперь дело за
приправой – добавь сметану. Полученную смесь
выложи на тарелку с листьями салата. Итак, блюдо
готово! Думаю, что папе с мамой и тебе оно
понравится.
Сказка «Умная горошина»
(Рассказчик – царь Горох)
У бедных людей не было хлеба. Один
богач дал им маленький мешочек гороха и сказал,
что осенью заберет два мешка. Когда урожай
уродился на славу, богач забрал весь горох у
бедных людей. Они горевали-горевали, но тут
появилась одна горошина и сказала:
– Не плачьте, я вас накормлю.
Покатилась в поле, накормила лошадь
растительной ботвой, а та за это вспахала ей поле.
Богач удивился, что лошадь сама пашет, и
спрашивает:
– Как ты сама пашешь?
– Это я пашу, – ответила горошина,
которая сидела на плуге. – Хочешь, и тебе вспашу,
дай только мешочек гороха.
Дал богач ей мешочек гороха, а горошина
его обманула и перетащила весь горох к беднякам.
– Теперь я хочу для вас добыть
богатство, – сказала горошина и покатилась в
порт.
На корабле матросы заболели цингой, и
горошина помогла им справиться с недугом. За это
капитан подарил ей золото, которое она отдала
своим знакомым. Они построили большой, уютный дом
и стали выращивать горох.
Эстафета «Посчитай горошины»
Цель: развитие внимания, моторики
пальцев рук.
Ход:
Ребенок подбегает, считает количество
горошин в коробочке, рядом выбирает карточку с
цифрой, которая совпадает с количеством горошин,
возвращается в команду.
Итог:
На каждой станции ребята получают
овощ, входящий в состав винегрета. Побывав на
всех станциях и собрав все овощи, ребята
собираются на поляне. Они вместе с родителями и
учителями внимательно рассматривают собранные
овощи и отвечают на вопросы.
Вопросы для размышления:
– Назовите все овощи, которые входят в
состав винегрета.
– Обладают ли они полезными
свойствами и какими?
– Почему в старину люди боялись
выращивать картофель?
– Какие двигательные качества
развивались в игровых эстафетах?
– Какие размышления у тебя возникли?
Затем, собравшись все вместе, садятся в
большой круг и дружно лакомятся винегретом,
который заранее принесли с собой.
В походе было много и других интересных занятий.
На следующий день в школе мы подвели итоги нашего
похода, назвали самых активных участников.
Рекорды участников похода
Миша. Один из трех метких стрелков.
Первым высоко забрался на яблоню.
Ирина Александровна – Мишина мама.
Самая активная бадминтонистка. Фотограф похода.
Матвей. Больше всех съел винегрета.
Полина. Одна из трех метких
стрелков. Ходила на рыбалку. Подготовила
конкурсную программу с призами. Инициатор
создания рекордов похода.
Геля. Сделала классный костюм
тетушке Свекле.
Влад. Опытный скалолаз. Хорошо
знает дорогу на речку Пенканку. Громче всех пел
частушки.
Любовь Борисовна – мама Влада.
Инициатор создания уголка природы в классе и
сбора материала прямо в походе.
Денис. Самый выносливый в прыжках
со скакалкой по луговой траве.
Илья. Самый лучший сборщик
огурчиков.
Ирина. Громче всех пищала при
подъеме на скалу. Вместе с Оксаной не верила, что
все-таки забралась.
Лида. Угощала самым вкусным блюдом
(по мнению присутствовавших родителей) из
баклажанов. Ходила на рыбалку.
Виолетта. Принесла в поход мяч.
Загадывала загадки об овощах.
Вероника. Лучше всех жонглировала
картошкой. Целых 3 минуты.
Оксана. Собрала самый большой и
красивый букет для именинницы. Не верила сама
себе, что забралась на скалу.
Вика. В походе была со всей семьей.
Видела змею. Нашла интересный трухлявый пень. До
похода хотела стать туристом. В походе
передумала.
Анна Александровна – Викина мама.
Походная именинница. Больше всех взяла в поход
яблок.
Слава. Находчивый мальчик. Нашел
интересные коряги-коренья для «уголка» и
удивительный лес дальше от поляны.
Яна. Подружилась с братьями
Луковками – до этого лук не любила!
Галина Ивановна и Наталья
Валерьевна. Приготовили в домашних условиях
очень вкусный винегрет.
Через два дня были готовы фотографии.
Ребята с учителями и родителями сделали
замечательную газету, в которой рассказывалось о
походе за винегретом. Газету вывесили в холле
школы.
|