Хочу привести несколько примеров обучающих лексических и грамматических игр.
«Угадай!»
Большой популярностью пользуется у нас на уроках игра «Угадай», с помощью которой отрабатывается умение учащихся задавать вопросы.
Водящий
выходит из класса, а ребята загадывают какой-либо предмет, находящийся в
классе или на столе учителя. Затем он возвращается в класс и задает
вопросы, обращаясь по очереди к своим товарищам: "Is it a book?”, "Is it a pen?”. Ученик, к которому он обратился, отвечает: "No, it isn’t”, если водящий не угадал задуманное слово и "Yes, it is”, в случае правильного ответа. Как только водящий угадал задуманное слово, его место занимает другой ученик.
Второй
вариант игры включает лексику. Один из учеников (ведущий) выходит к
доске. В руках у него 9-10 предметных картин. Показывая одну картину за
другой, он обращается к своим товарищам с вопросами: "Is this a book?”, "Is this a pen?”
и так далее. Если ученик, к которому обратился ведущий, правильно
ответил на вопрос, он получает картинку. После того, как ведущий задал
вопросы по всем картинкам, его место занимает другой ученик.
«Мы считаем»
Класс
делится на 2 команды. Учитель в быстром темпе показывает каждой команде
картинку с цифрой и игрушку или картинку с изображением игрушки
(например, цифру «3» и игрушку-автомобиль). Дети называют игрушку,
употребляя множественное число (например, three cars).
После этого подсчитываются очки (за отсутствие ошибок, быстроту реакции), и выявляется команда – победительница.
«What’s there in my bag today?»
Для
проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или
картинки с изображением предметов), которые могут находиться в
чьем-либо портфеле. Отбор предметов должен соответствовать реальному
запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее
ознакомлен с содержанием портфеля, обращается к классу с вопросом: "What’s there in my bag today?” ("What have I got in my bag today?”).
Учащиеся по очереди отвечают:
"There is an apple in your bag!”;
"There is a handkerchief in your bag!”;
"There is a sandwich in your bag!”.
Если отвечающий угадал предмет, водящий вынимает его (или картинку) из портфеля и подтверждает: "Yes, there is an apple in my bag today.”
Если же играющий не угадал предмет? Водящий отвечает: "No, there isn’t an apple in my bag today.”
За
каждый правильный ответ учащиеся получают очко. Водящий выполняет свои
обязанности до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в
портфеле.
"Wolf and Lambs”
Учитель
(пастух) выбирает водящего (волка). У «волка» в руках несколько
карточек с крупно написанными словами. Он обращается поочередно к
ученикам каждой команды. «Ягненок», к которому обратился «волк», должен
правильно назвать все буквы слова, написанного на картоне. Если
«ягненок» ошибся, волк забирает его (ученик выбывает из игры).
Выигрывает та команда, у которой «волк» забрал меньше «ягнят».
При изучении дней недели можно поиграть в игру "Calendar”. Эта игра подвижна, и ребята охотно в нее играют.
В
классе развешаны цифры от 1 до 7, обозначающие порядковый номер дня
недели. Семь учеников получают карточки, на которых написаны дни недели (Sunday, Monday и т.д.).
Задача учащегося: встать перед той цифрой,
которая соответствует дню недели, обозначенному на его карточке.
Следует предупредить ребят, что если перед одной цифрой появилось
несколько учеников, класс будет решать, кто из них выполнил задачу
правильно. Каждый участник игры называет день недели, обозначенный на
карточке и его порядковый номер. Например: "Monday is the second day of the week”. Учитель обращается к классу: "Is it right or wrong?” Класс отвечает: "It’s right” или "It’s wrong”.
Можно использовать вариант игры "Calendar-Date”. Кто-либо из учеников назначает встречу товарищу в один из дней недели, например: "Let’s meet in Sunday!” Учащийся услышав приглашение встает перед соответствующей цифрой. Если он правильно выполнил задание, встреча состоялась.
Я использую игры при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.
Игра "Where were you?”
Играющие делятся на 2 команды. Один из учеников играет роль посетителя. Обращаясь к классу, он говорит: "I called at your house at 10 o’clock last Saturday morning, but you weren’t in. Where were you?”
Представители 2-х команд по очереди отвечают:
"I was at my uncle’s house”;
"I was at the airport”;
"I was at the mountains”.
За каждое правильное предложение команда получает очко.
Эту же игру можно использовать для практики в употреблении Perfect.
Для усвоения структур в Present Continuous можно использовать игру «Дирижер». В
роли дирижера выступает учитель. Учащимся объяснено, что роли ученика и
учителя будет выполнять группа, которая должна внимательно следить за
речью учащихся и исправлять их ошибки.
Дирижер поднимает карточку со знаком вопроса и хор произносит: "What are you doing?” Показываю на одного из учеников и тот говорит: "I am speaking English”. Хор комментирует: "He is speaking English”.
Вновь поднимаю знак вопроса, и игра продолжается. Учащиеся много говорят и внимательно слушают друг друга.
При
изучении придаточных предложений времени и условия, относящихся к
будущему времени, игра также помогает усвоению материала. Класс делится
на 2 команды. Каждое команде дается вариант главного предложения,
например: "I shall read you a book if…” Участники игры пишут свои варианты придаточных предложений. Например:
"…you drink milk”;
"…you listen to me”;
"…you give me sweets”;
"…you eat the soup”.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
Возможен 2 вариант игры "What would you do if…?” Эту игру часто называют "Cross Questions and Crooked Answers”. Она очень забавна и смешна.
Класс делится на 2 команды. В каждой команде равное количество учащихся. Для команды №1 напишите на доске: "What would you do if…?” Для команды №2: "I would…”.
Объясните команде №1, что они должны заполнить предложение вообразив. Например, "What would you do if you saw a tiger in the street?” Кто-то из них может написать "What would you do if you worn a car in a lottery?” То есть все члены 1-й команды составляют вопросы, команда №2 должна вообразить и написать: "I would dance for hours”. Другой может написать: "I would buy a wig”.
Когда
все напишут предложения, соберите вопросы команды №1 и положите в
коробку, а ответы команды №2 – в другую коробку. Вытягивайте вопрос
команды №1 и к нему – ответ команды №2.
Учащиеся получают огромное удовольствие от этой игры.
Заканчивая
свою статью, хочу отметить, что успешное усвоение учебного материала
происходит лишь тогда, когда игры проводятся систематически, если их
форма организации хорошо продумана и учитывает возможности учеников
каждого класса.
Используя
игры, как средство обучение в учебном процессе, многие выдающиеся
педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные
возможности.
Игровые
формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного
психологического климата и активизируют деятельность учащихся. |