Цель: ознакомление учащихся с происхождением имени, с
именинами.
Оборудование: на стены вывешиваются церковные святцы
и плакат со значениями имен.
Действующие лица: Ведущая.
Сценарий: мероприятие может проводиться в классе, для
этого сдвигаются столы, вдоль стены расставляются стульчики, дети
располагаются на стульчиках.
Ведущая:
Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: что есть у
каждого человека на земле? (Дети называют свои ответы). Имя. Имя дается
человеку при рождении. Первые имена появились много веков назад. Считается,
что имя играет особенную роль в судьбе человека. У каждого имени есть свое
значение. Предлагаю вам по очереди называть свои имена, а я буду говорить их
значения. (Здесь необходимо подчеркнуть, что имя не переводится, а происходит
от того или иного слова.)
Проводится обсуждение, от каких слов произошли имена
учеников, ученики называют известные им значения имен. Можно рассмотреть значения
имен родителей или близких учеников.
Ведущая:
Имена бывают мужские и женские. Сейчас я буду называть
вам имена, а вы должны сказать, какое это имя - мужское или женское.
Елена (ж);
Иван (м);
Анастасия (ж);
Александр (м);
Захар (м);
Анатолий (м);
Наталья (ж);
Антон (м);
Ксения (ж);
Ермолай (м);
Роман (м);
Антонина (ж);
Валентина (ж);
Борис (м);
Макар (м);
Виталий (м);
Екатерина (ж).
Ведущая:
Вы, наверное, заметили, что некоторые имена могут быть
как мужскими, так и женскими. Сейчас я буду называть вам мужские имена, а вы
должны сказать похожие на них женские.
Александр (Александра);
Антон (Антонина);
Валентин (Валентина); Валерий (Валерия); Василий
(Василиса); Виктор (Виктория); Евгений (Евгения); Федор (Федора); Юлий (Юлия);
Ян (Яна).
Дети выполняют задание, называют известные им пары
похожих мужских и женских имен.
Ведущая:
На Руси было сложено немало поговорок и пословиц об
имени человека.
Например:
В лицо человек сам себя не признает, а свое имя знает.
Без имени ребенок - чертенок.
С именем Иван, без имени - болван.
Тебе дано, а люди пользуются.
Русская православная церковь имеет именной календарь,
называемый святцами. В нем перечислены даты поминовения святых, прославивших
свое имя. Раньше при рождении ребенка его называли по святцам. Например,
родилась девочка 25 января, ей давали имя Татьяна в честь святой Татьяны,
поминаемой в этот день. Если в день рождения по именному календарю нет
праздника, то выбирали имя, находящееся ближе всего к дате рождения ребенка. Вы
можете посмотреть, когда празднуются ваши именины, по календарю, который
висит у нас на стене. Если ваше имя встречается несколько раз в году, надо
выбирать то, которое находится ближе всего к вашему дню рождения. День именин
также называют днем ангела.
Дети подходят к календарю, находят свои именины.
Ведущая:
В день именин именинник принимал поздравления,
подарки, в его честь пекли именинный пирог или каравай. Сейчас предлагаю спеть
вам именинную хороводную песню «Каравай».
Дети становятся в круг и поют песню «Каравай», в которой
поочередно упоминаются имена всех учеников. После этого дети возвращаются на
свои места.
Ведущая:
В Древней Руси имена людей скорее напоминали прозвища.
Имена давали по разным признакам:
по внешности человека: Косой, Черныш, Малый, Некраса.
по профессии: Кузнец, Портной, Рыбак...
по появлению в семье: Малый. Старшой, Ждан...
по чертам характера: Несмеяна, Храбр, Добрыня...
Сейчас эти имена больше напоминают фамилии, не правда
ли? Назовите фамилии, произошедшие:
от названия профессии или орудия труда (Кузнецов,
Рыбаков, Молотов);
по чертам характера (Добряков, Милов, Хитров);
от имени: (Иванов, Петров, Сидоров); от названия
животных или птиц (Волков, Зайцев, Журавлев).
Есть множество фамилий, произошедших от названий
различных предметов или существительных. Есть фамилии, произошедшие от
иностранных слов. (Предлагается детям разобрать их фамилии)
Ведущая:
Почти у каждого имени есть короткая форма. Сейчас я
буду называть вам полные имена, а вы должны будете назвать короткий вариант
имени.
Андрей;
Анастасия;
Алексей;
Антонина;
Борис;
Вероника;
Василий;
Вера;
Галина;
Георгий;
Дарья;
Дмитрий;
Евгения;
Екатерина;
Егор; Зоя;
Игорь;
Ирина;
Константин;
Леонид;
Марина;
Никита;
Полина;
Павел;
Роман;
Сергей;
Татьяна.
Ведущая:
Вы уже заметили, что не все имена можно сократить,
например Нина, Вера. Скажите, какими уменьшительными именами называют вас дома
родители или друзья?
Дети называют уменьшительные формы своих имен.
Ведущая:
Я хочу прочитать вам стихотворение Надежды
Ве-селовской о русских именах. Как услышу имя «Василиса», В глаза зеленым
светом полыхнет. Листва и травы - сверху и донизу, Луга, леса, цветение болот.
А Марью вижу только белым цветом, Пустым, еще не затканным холстом,
А Катерину - красным, словно летом Глядит полянка
ягодным пластом. Как имя Настя звонко и упруго, Как будто тесто шлепнулось об
стол!.. Давным-давно полна была округа Таких имен, да, видно, срок прошел. Но
вот теперь, как к прошлому причастье, Как связь времен, что заново сплелись,
Вновь подрастает много Кать и Настей И Марьюшек, и даже Василис. А это значит,
гуще станет зелень, И уродится ягода в свой срок, И будет холст для вышивки
набелен, И, что ни праздник, выпечен пирог. А давайте попробуем посмотреть на
наши имена таким образом.
По очереди называются имена учеников класса и ассоциации,
возникающие у детей эти имена. Ведущая:
На этом наш праздник заканчивается. Ведущая и дети
прощаются.
|