Цель. Познакомить с основными признаками имени числительного как части речи, узнать, чем отличаются порядковые и количественные числительные; правописание мягкого знака в числительных.
План урока.
1. Морфологические признаки числительных.
2. Синтаксические признаки числительных.
3. Виды количественных числительных.
4. Простые, сложные и составные числительные.
5. Мягкий знак на конце и в середине числительных.
6. Выводы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Слово учителя.
1. Имя числительное как часть речи.
В пятом и шестом классах на уроках изучается только пять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. На этом уроке вы переходите к следующей части речи – имени числительному. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые. (Слайд № 3)
Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? И указывают на порядок предметов при счете (пятый номер, первый вопрос, пятисотый маршрут). Количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО? И обозначают количество предметов (двенадцать лет, пять штук).
2. Морфологические признаки числительных. (Слайд № 4)
Количественные и порядковые числительные изменяются по-разному. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют, кроме слов ОДИН и ДВА. Порядковые числительные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам.
3. Синтаксические признаки числительных (слайд № 5)
В предложении числительные разных разрядов тоже ведут себя по-разному. Количественные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями. Обратите внимание: сочетание количественного числительного в именительном или винительном падеже с существительным в родительном падеже является одним членом предложения.
4. Виды количественных числительных. (Слайд № 6)
Первая часть урока была посвящена отличиям двух разрядов числительных. Один из них – количественные числительные – в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные. Если слово обозначает целое число, такое числительное называется целым. Например: пять, двадцать два. Если слово обозначает дробь с числителем и знаменателем, это дробное числительное. Например: две трети, одна десятая.
Если числительное обозначает несколько предметов как одно целое, такое числительное называется собирательным. Например: семеро, двое.
5. Простые, сложные и составные числительные. (Слайд № 7)
По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные. Некоторые числа обозначаются одним словом, в котором есть только один корень, например, два, пять, сто. Такие числительные называются простыми. Есть числа, которые обозначаются одним словом, но в этом слове есть несколько корней, например, пятьсот, шестнадцать, трёхсотый. Такие слова называются сложными числительными. Третий вид числе – это те, которые обозначаются несколькими словами, причем каждое из этих слов может быть в свою очередь и простым, и сложным. Например, сто двадцать три, двести шестнадцать. Такие числительные называются составными. Мягкий знак на конце и в середине числительных. (слайд № 8)
Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда – в конце слова.
Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:
1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.
2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется.
3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот. Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (слайды № 9, 10)
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.
За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака – шест..десят литров. Выполнено двад…цать заданий. Вспахали девят..надцать гектаров земли. Заработано девят..сот рублей. Построено пят..десят километров дороги. В здании восем..надцать этажей.
7. Выводы. (Слайд № 11)
По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные числительные в свою очередь делятся на три группы: целые, дробные и собирательные. ü По особенностям строения числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.
В числительных от 5 до 20 и в числительном 30 на конце пишется мягкий знак. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине пишется мягкий знак.
Выполните тест (слайд № 12).
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки». б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день». в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз». г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут». 2. Укажите верное утверждение. а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете. б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Сорок восемь – это целое число. б) Одна треть – дробное числительное. в) Сто – собирательное числительное г) трое – собирательное числительное.
4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.
а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41 5.
Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.
III. Домашнее задание.
Выучить правило. Упражнение 328. |