Место урока в разделе: первый урок по теме «Имя существительное».
Используемая технология.
Технология французских мастерских.
Цель урока:
-мотивировать
учащихся к изучению темы «Имя существительное»;
-создать
условия для развития креативных умений;
-содействовать
воспитанию уверенности в своих творческих способностях, ответственности за
общее дело.
ХОД УРОКА
Индукция
Цель:
создать эмоциональный настрой, создать условия, необходимые для включения
личного отношения учащихся к предмету обсуждения.
Представьте,
ребята, что мы с вами не в классе, а в мастерской художника, писателя или
учёного. Итак, мастерская, где мы сами будем добывать и обрабатывать знания и
умения.
Нарисуйте
инопланетянина, дом, автомобиль, зайца, дерево.
Сделайте
подписи под каждым рисунком и ответьте на вопрос: есть ли что-нибудь общее
между предметами, которые вы нарисовали?
Теперь
сравните слова. Что общего между словами? II этап. Самоконструкция
Цель:
организовать деятельность по выдвижению учащимися индивидуальных гипотез,
объяснению фактов и явлений. 1. Подберите и запишите однокоренные слова к
слову «существительное».
Можно пользоваться словарём.
Существенность,
существенный, существо, существование, существовать, сущий, сущность(записаны
за доской).
2.
Прочитайте друг другу получившиеся слова, допишите себе те, которых у вас
нет. Сверьте с записанными на доске.
3.
А теперь напишите слова-ассоциации к слову «существительное».
Используя
слова с корнем «сущ» и слова-ассоциации к слову
существительное, придумайте и напишите
определения существительного:
Существительное – это …
Прочитайте
друг другу, что у вас получилось, и пусть каждый из вас
постарается дополнить своё определение,
пользуясь услышанным.
III этап. Социоконструкция
Цель:
обеспечить условия для взаимодействия учащихся, расширять источник опыта, идей
за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой.
Играем
в игру. Перед вами отрывок из повести одного известного писателя. Но имя писателя
пока для нас не важно, потому что прочесть и понять содержание отрывка мы всё
равно не сможем. Дело в том, что в отрывке пропущены все существительные. Наша
задача – наполнить этот текст существительными. Подумайте и подставьте на место
пропусков такие существительные, чтобы бессмысленный набор слов превратился в
текст. Можете сделать эту работу в парах.
Напишите, что изменяют в тексте
существительные. Какую роль они играют в предложении?
А
теперь сравните тексты, которые вы сочинили, придумывая существительные, с
оригиналом.
Отрывок
из повести Николая Носова «Незнайка на Луне»:
Очнувшись
на поверхности Луны, он принялся осматриваться по сторонам, пытаясь догадаться,
в каком направлении могли уйти Незнайка и Пончик. Прямо перед ним расстилалась
равнина, напоминавшая неподвижно застывшее море с видневшимися вдали
огненно-красными горами. По правую руку были такие же горы, по левую руку до
горизонта тянулись окаменевшие волны. Обернувшись назад, Знайка увидел горы,
напомнившие ему мыльную пену или лежащие на земле облака с сверкавшими на
вершинах гигантскими кристаллами горного хрусталя. Неподалёку от скопления этих
облачных гор виднелась огромная пирамидальная или конусообразная гора.
Есть
ли разница между вашим текстом и текстом Н. Носова? В чём самое главное
отличие?
IV этап. Рефлексия
Цель: создать условия для внутренней мотивации
на деятельность, для «приближения» содержания обучения к ребенку.
1.
Вернёмся к определению существительного. Прочитайте и сравните пути
определения существительного. Подчеркните
в них одинаковые или
близкие по смыслу слова цветным карандашом.
(Приложение 2)
Какое
определение показалось вам самым понятным? Сравните это определение с вашим и
дополните своё определение, если сочтёте необходимым.
Какое
учебное достижение принесло вам наибольшее удовлетворение? Какое задание
вызвало наибольшую трудность.
V этап. Домашнее задание
Цель: способствовать развитию творческих способностей
учащихся
Какое
домашнее задание вы могли бы предложить классу?
Нарисуйте,
создайте скульптурную группу, композицию, посвященную имени существительному,
для того чтобы эту скульптурную зарисовку можно было поместить в учебнике.
Приложение 1
«Очнувшись на / , он
принялся осматриваться по _, пытаясь догадаться, в каком _______могли уйти___ и __ . Прямо перед ним расстилалась _, напоминавшая неподвижно застывшее с
видневшимися вдали огненно-красными ;. По правую были такие же , по левую ______ __ до тянулись окаменевшие
. Обернувшись назад, увидел , напомнившие ему мыльную или лежащие на с сверкавшими на гигантскими
горного . Неподалеку от этих облачных __ виднелась огромная пирамидальная или конусообразная _____________».
Приложение
2
«Существительные - суть имена вещей, или
такие слова, коими ответствуется, если кто спросит, как некоторое лицо, или вещь называется? или
что она такое? то есть на вопросы кто? или что?
Существительными же называются потому, что
показывают нечто само собою
существующее, которое и без приложения других слов в уме представить можно,
например город, ученик, беспамятство» ( из
«Российской грамматики» А.А. Барсова, XVIII в.).
«Имя существительное - слово, означающее
предмет, то есть лицо, вещь или отвлеченность» (из «Толкового словаря живого великорусского
языка» В.И. Даля, XIX в.).
«1. Имя существительное - часть речи,
которая обозначает предмет.
2. Имена существительные относятся к мужскому,
женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
3. В предложении имена существительные чаще всего
бывают подлежащими или дополнениями» (
из Учебника русского языка для 5 класса, XX в.).
|