Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:17:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Император Николай I: идеалы царя и российская действительность
04.04.2011, 13:06:21

"Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность”.

Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11 классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов многоперспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников.

Личность и деятельность Николая I всегда вызывала противоречивые оценки. Эпоха Николая I стала излюбленной мишенью как для "либеральной”, так и для "коммунистической” историографии. Его правление принято обычно называть периодом мрачной реакции и безнадежного застоя. Занятие разработано на основе статьи Б.Тарасова "Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность” ("История”, 2006 г., № 9, рубрика "Анфас и профиль”).

Автор статьи приводит факты, оценки писателей и мыслителей, дающие материал для совершенно иных, положительных умозаключений, что позволяет выправить крен, созданный мировоззренческой или идеологической предвзятостью, а также помогает построению более полной и сложной картины царствования Николая I.

Задачи урока:

- Охарактеризовать Николая I как государственного деятеля. Установить направленность и определить особенности его внутриполитического курса. Понять, в чем специфика его правления, в чем противоречивость этого царствования и каково его влияние на дальнейшее развитие России.

- учить проводить поиск исторической информации в источниках, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); различать в исторической информации факты и мнения; участвовать в групповой работе, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения; представлять результаты групповой историко-познавательной деятельности;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных оценок событий прошлого, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся.

План

1. "Государь-рыцарь”.

2. 14 декабря 1825 г. "Я видел – что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверное все, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством”.

3. "Закон” без "благодати”.

4. "Постепенные усовершенствования” на "христианских правилах”.

а) "В России Государь есть живой закон” (Н.М.Карамзин).

б) "Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное: но прикасаться к оному было бы злом еще более видимым”.

в) "Предпочитаю не умных, а послушных исполнителей”.

г) "Заразный” дух.

5. Итоги николаевского правления.

Опережающее задание: познакомиться с материалами статьи.

1. "Государь-рыцарь”

Прочитайте документы, дающие представление о личности и характере Николая I. Какие выводы на основании данных высказываний вы можете сделать?

"Нельзя не уважать Монарха, который ничего не требовал для себя и сражался только за принципы”.

Л.Ламартин

"Один из благороднейших людей, одно из прекраснейших явлений в истории, одно из величественных государей того убогого мира отозван от веры к созерцанию”.

Фридрих-Вильгельм IV

"В императоре Николае Павловиче таилось ясное понимание высшей правды и христианского идеала, поднимавшее его над уровнем не только тогдашнего, но и теперешнего общественного сознания”.

В.С.Соловьев

"Великий легитимист и идеальный самодержец, призванный задержать всеобщее разложение”.

К.Н.Леонтьев

"Я хочу воспитать в моем сыне человека, прежде чем сделать из него государя”.

Николай I

"Петр Великий гораздо ближе к императору Николаю, чем его брат Александр, и потому Петр еще и теперь в большой моде”.

А.де Кюстин

"Странная моя судьба, мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все, т.е. все, что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться”.

Николай I

"Ум царя самый практичный и ясный, какой только бывает на свете. Не думаю, чтобы сыскался сегодня второй государь, который бы так ненавидел ложь и так редко лгал, как этот император”.

А.де Кюстин

"Мы все на службе не за тем, чтобы гулять, а чтобы дело делать…”; "Должно держаться неотступно данных приказаний и впредь не сметь от них отступать…”; "Я уже не раз приказывал с предложениями, противными закону, не сметь входить… когда закон есть, должно его соблюдать без изыскания предлогов к неисполнению”.

"Дай Бог, чтобы удалось мне сдать тебе Россию такою, какою стремился я ее поставить: сильной, самостоятельной и добро дающей – нам добро, - никому зло”.

Николай I

"Во мне поднимается волна почтения к этому человеку. Всю силу своей воли он направляет на потаенную борьбу с тем, что создано гением Петра Великого; он боготворит сего великого реформатора, но возвращает к естественному состоянию нацию, которая более столетия назад была сбита с истинного своего пути и призвана к рабскому подражательству… чтобы народ смог произвести все то, на что способен, нужно не заставлять его копировать иностранцев, а развивать его национальный дух во всей его самобытности”.

А.де Кюстин

Рассмотрите портрет Николая I. Каким, на основании портретного изображения, вам представляется император?

 2. 14 декабря 1825 г. "Я видел – что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверное все, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством”.

Работа в группах.

Рассказать о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года:

1 группа: - от лица Николая I

2 группа: - от лица декабриста

3 группа: - от лица солдата, участника восстания

4 группа: - от лица стороннего очевидца из народа

Работа с документом.

Н.М. Карамзин "14 декабря я был во дворце, выходил и на Исаакиевскую площадь, видел ужасные лица, слышал ужасные слова, и камней пять-шесть упало к моим ногам. Новый император показал неустрашимость и твердость. Первые два выстрела рассеяли безумцев с Полярною Звездою, Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами. Я, мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж. Ни крест, ни митрополит не действовали!”.

В.А. Жуковский "Какой день был для нас 14 числа! В этот день все было на краю погибели и все бы разрушилось. Но по воле Промысла этот день был днем очищения, днем ужаса, на в то же время днем великого наставления для будущего… Мы прожили вековой день… Государь отстоял свой трон… Отечество вдруг познакомилось с ним, и надежда на него родилась посреди опасности, устраненной его духом… Одним словом, во все эти решительные минуты Государь явился таким, каков он быть должен: спокойным. Хладнокровным, неустрашимым. Он представился нам совершенно другим человеком; он покрылся честью в минуту, почти безнадежную для России”.

Вопросы:

1. Кто является авторами документов? Когда они были созданы? К какому виду источников они относятся?

2. О чем рассказывает этот источник?

3. Найдите в тексте слова, характеризующие отношение авторов к описываемым событиям.

4. Попробуйте объяснить, почему у авторов сложилось подобное отношение? Насколько оно, на ваш взгляд, объективно и справедливо?

5. Что нового помогли вам эти документы узнать о восстании декабристов?

6. Что еще в связи с этими документами вам хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? Какие другие источники вам могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы?

3. "Закон” без "благодати”.

Работа в группах.

Составить текст выступления на суде от лица:

1, 2 группы - свидетелей защиты;

3, 4 группы - свидетелей обвинения

Кажется ли вам приговор царского суда слишком жестоким?

Восстание декабристов, на ваш взгляд, – преступление или подвиг?

4. "Постепенные усовершенствования” на "христианских правилах” (внутренняя политика Николая I).

На основании материалов статьи составить кластер:

1 группа: "В России Государь есть живой закон”. (Н.М.Карамзин)

2 группа: "Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное: но прикасаться к оному было бы злом еще более видимым”.

3 группа: "Предпочитаю не умных, а послушных исполнителей”.

4 группа: "Заразный” дух.

В чем вы видите противоречия внутренней политики Николая I?

5. Итоги николаевского правления.

Согласны ли вы с выводом философа И.А.Ильина: "Надо признать, что весь XVIII в. в истории России прошел под знаком борьбы честолюбивых и властолюбивых вельмож и дворян за выгодное им престолонаследие… и только при Николае 1 власть Государя упрочилась настолько, что "мнение меньшинства” могло быть утверждено его сыном и "великие реформы” шестидесятых годов могли быть проведены в жизнь”?

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Вилли | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 1093 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0