Цели:
Познакомить учащихся с новым
понятием - импрессионизм, отличие импрессионизма
от традиционного искусства, как это новое
направление в художественно-изобразительном
искусстве воплощается в музыке.
Создать условия для формирования
мыслительных операций: сравнить выделения
главного, обобщать, доказывать, учить точности и
тонкости различия цвета, научить различать
звуки, вслушиваться в музыку.
Создать условия для развития
коммуникативных умений в ходе урока через работу
в группах.
Задачи:
Развивать самостоятельность в
получении нового знания.
Прививать навыки сотрудничества в
практической деятельности.
Способствовать формированию чувства
долга и ответственности, коллективизма не в
ущерб индивидуальности.
Воспитывать чувство прекрасного
через работу с красками, репродукциями картин
художников разных направлений.
Оборудование урока:
Для учителя:
Репродукции картин импрессионистов и
традиционных мастеров, таблички со словами,
пластинка, открытки, портрет композитора,
видеокассета.
Для учащихся:
Цветная бумага, клей, ватман,
акварельные краски, кисти.
Реализация:
Активизация умственной деятельности
учащихся через групповую работу.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Основной метод: Проблемно-поисковый.
Музыкальный ряд: К.Дебюссси "Лунный
свет”, Ж.Брель "Вальс”.
Изобразительный ряд:
1. Винсент Ван Гог
"Лодки Сен-Мари”. |
1. И.Крамской "Лунная
ночь”. |
2. Винсент Ван Гог
"Портрет доктора Гаше” |
2. К.Брюллов
"Всадница” |
3. Винсент Ван Гог
”Терраса, кафе ночью”. |
3. З.Серебрякова "За
туалетом”. |
4. Винсент Ван Гог
"Хижины”. |
4. В.Васнецов "Иван
царевич на Сером Волке”. |
5. Ярослав Грус "Домик
у пруда”. |
5. И.Шишкин "Утро в
сосновом лесу”. |
6. Эдуард Мане "Вокзал
Сен Лазар”. |
|
Ход урока: Звучит музыка Ж.Бреля (3
мин.)
У.: Музыка какой страны
прозвучала? Почему так думаете? Чем славится
Франция? Что вы знаете об этой стране? (2 мин.)
У.: - Сегодня мы совершим
путешествие в Париж 1874 г.
В 1874 г. в Париже произошло событие,
которое надолго заставило говорить о себе. В этом
году на независимой выставке молодых художников
были выставлены необычные картины. Одна из них -
работа Э.Мане "Впечатление восходящего солнца”
(impression - впечатление). Критик Леруа иронически
повторил это слово по отношению к участникам
выставки: Эдгар Дега, Поль Гоген, Эдуард Мане (на
доске вывешиваются таблички с фамилиями
художников).
Отсюда и пошло это название, сначала
как бранная кличка, а затем определение целого
течения (на доске вывешивается слово
"импрессионизм”).
Более полувека художников
преследовали, не давая им выставиться и не
покупая их работы.
Чем же они так раздразнили публику и
критику? Чем их работы отличались от работ других
художников?
(Учитель обращает внимание ребят на
доску, где представлены две группы картин).
У.: - Есть различия в написании
картин? Чем они отличаются? Что особенного в них?
Что можно сказать о цвете?
Ученики высказывают свое мнение по
поводу увиденного, сравнивают картины по манере
письма.
У.: Публика была шокирована.
Чем? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков
аля-прима, т.е. пишу быстро, мгновенное
впечатление.
- Могли запретить? (Да).
- Что было бы?
- Но не запретили. Почему? (Выслушать
предложения детей).
У.: - Франция -
цивилизованное государство. Еще в 1789 г. там была
революция, провозгласившая лозунг: "Свобода!
Равенство! Братство!” Человек - гражданин в этой
стране, не "пустой” звук, там уважают личность
человека.
- А как же в России того времени?
Только-только отменили крепостное право (1861 г.),
но до сих пор к простым людям отношение было
пренебрежительное. Даже судили за провинности
разные суды - для богатых и бедных. Их называли -
сословные суды. И новое, непривычное искусство
запрещали. А во Франции на первом месте - человек,
его чувства. Художники вышли из мастерской на
воздух - пленэрная живопись (табличку на доску),
научились писать на природе, на улице и
утверждали, что художник воспринимает все
окружающее так, как он видит. Они создали новую
технику письма для более достоверной передачи
мира (аля-прима-пишу быстро).
Импрессионизм - это живопись
впечатлений, моментов. Из пленэра художники
почти всегда исключали черную краску и темные
стороны жизни. Мир, как и живопись, был реальный,
он оставался светлым праздником. Для воссоздания
мира во всей его изменчивости и движении они
отходят от привычных представлений о свете и
технике живописи. (Учитель включает
видеокассету об импрессионистах
"Импрессионисты в русских музеях”, фрагмент 3
мин.)
У.: -”Вы, может быть, не любите
эту живопись, но вы ее полюбите” - так очертил
путь импрессионизма сам Э.Мане еще в 1877 г.
- Это направление в живописи перешло и
в музыку. Один из ярких представителей этого
направления - французский композитор Клод
Дебюсси.
- К.Дебюсси (портрет и табличка с
фамилией на доску) 1862 - 1918 г.г. - композитор,
дирижер, пианист, музыкальный критик. Окончил
Парижскую консерваторию в 1884 г. Как домашний
пианист русской меценатки Н.Ф.Фон-Мекк
сопровождал ее в путешествиях по Европе. В 1881 и 1882
годах посетил Россию. Выступал как дирижер (в 1913
г. в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением
преимущественно собственных произведений, а
также как музыкальный критик с 1901 года.
Звучит произведение К.Дебюсси
"Лунный свет” (фортепианный вариант) 4 мин.
Учитель просит ребят поделиться
своими впечатлениями.
- Каков характер музыки? Какие
интонации услышали?
У.: - Какая из представленных картин
по наблюдению близка этому произведению? Почему?
О своем творчестве К.Дебюсси сказал:
"Я следую моему удовольствию”.
- Слушаем еще раз музыку К.Дебюсси в
хоровом звучании. (Можно попросить детей закрыть
глаза для более сосредоточенного восприятия) 4
мин.
Учитель еще раз обсуждает с
учащимися взаимосвязь музыкальных особенностей
с изобразительностью ("из ниоткуда в никуда”).
- Плавный переход цвета,
расплывчатость, жизненное содержание, избегают
мрачных оттенков (о картинах).
- Музыка содержательная, нежная,
лиричная и т.д. переходим к практической части:
1 группа: из предложенных
открыток, где вперемежку репродукции
импрессионистов и традиционных художников,
отобрать работы импрессионистов.
2 группа: из полосок цветной
бумаги выложить цветную гамму в стиле
импрессионистов. Можно специально вложить
черный цвет. Дети должны догадаться и не
использовать его в работе.
3 группа: акварельными
красками выполняют рисунок в стиле
импрессионистов (раскрасить дерево).
4 группа: из цветной бумаги в
стиле аппликаций выполняют дерево в
импрессионистической манере.
Представители группы защищают свои
работы.
Итог урока.
У.: Перечислите, с какими
новыми понятиями вы познакомились?
- Назовите, с творчеством какого
композитора встретились на уроке?
- Назовите "ключевые слова”.
Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Что вы узнали об особенностях письма
импрессионистов?
- Где можно применить эти знания?
- Встретили ли затруднения на уроке?
- Что понравилось?
|