Персональный компьютер на уроках следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся. Предлагаем вашему вниманию урок, позволяющий решать первую из выше обозначенных задач. На уроке используется лекция «Культура Древней Индии» составленная из нескольких ЦОР. Также используется коллекция иллюстраций «Боги Древней Индии», взятых из разных разделов диска и помещенных в раздел «Мой виртуальный музей, моя коллекция». Интерактивная доска. Учебное электронное издание Всеобщая история, диск «История Древнего мира, 5 класс» media CorDIs 2004, при содействии НФПК, раздел «К уроку в школе» Цивилизации Древнего Востока. Тема 5. Древние цивилизации Южной и Восточной Азии. Древняя Индия. Население и основные занятия).
Цель урока:
1.Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: брахманизм, касты, буддизм.
2.Познакомить учащихся с культурой Древней Индии.
3.Продолжить работу по развитию общеучебных умений: анализировать, выделять главное, систематизировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать.
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично - поисковый.
Урок начинаем с актуализации знаний:
I. Вопросы для повторения (файл «Карта.notebook» для ИД Smart):
1. Покажите на карте очертания полуострова Индостан, горы на границе Индии, надпишите названия главных рек, моря и залива. Опишите словами, где они расположены.
2. Охарактеризуйте природные условия Индии. Что общего в природных условиях Египта, Южного Междуречья, Индии?
3. Почему многие древневосточные государства возникли в долинах больших рек?
4. Почему древнейшие города-государства Индии возникли по берегам Инда, а не Ганга?
5. Когда и почему стало возможным освоение долины Ганга?
6. Каких успехов в хозяйстве добились индийцы ?
(Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стали выращивать рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений следует отметить сахарный тростник, хлопчатник, пряности)
7. Какие животные были впервые приручены в Индии, а какие - приведены туда издалека?
(Местные животные - зебу и слон. С запада переселенцы привели осла, коня, овцу, корову; с востока - буйвола. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было освоил без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, не проходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали в хозяйстве, а также на войне. Грудь боевого слона была защищена панцирем, лоб - медным или железным щитом бивни удлинены железными клинками, кривыми, как сабля. На спине слона была укреплена башенка, где находились стрелки из лука, на шее сидел воин с длинным копьем.)
8. Известно, что древнейшие города Индии достигли расцвета примерно за пятьсот лет до правления царя Хаммурапи. К какому времени относится расцвет древнейших индийских городов? Какой из них является главным центром страны? (Мохенджо-Даро)
9. Назовите правителя Индии, при котором почти вся стране была объединена в одно государство. Назовите время его правления (Ашока, III в. до н.э.)
10. Одним из признаков государства является наличие правовых норм, обязательных для исполнения населением всей страны. В правление Ашоки повсеместно были воздвигнуты каменные колонны на которых были высечены законы. Как назывался сборник этих законов? («Законы Ману»)
II. Новая тема
Из «Законов Ману» мы узнаем, что население Индии делилось на касты, или варны (т.е. судьбы, предопределенные богами).
Задание для учащихся:
Записать понятие в тетрадь и найти определение к нему в учебнике
(файл «Словарь.notebook» для ИД Smart):
Запись в тетрадь: Касты – (большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по рождению)
Учитель организует работу учащихся с историческим документом.
Задание: Прочитайте документ, затем заполните таблицу. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира С.В.Тырин, А.В.Абрамова, Ю.А.Абрамов, Москва, Дрофа,2007, стр. 22-23, задание 5.1.
ЗАКОНЫ МАНУ
А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бёдер и ступней (соответственно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)... А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый (Брахма), для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия.
Обучение, изучение Веды (сборника древних гимнов), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов... Все, что существует в мире, — это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это... Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих — отец — брахман... Брахман — учёный или неучёный — великое божество...
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев.
Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам (группам людей) со смирением... Шудра, не могущий исполнять услужение... может жить занятиями ремесленников...
Местожительство... (неприкасаемых должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы. Одеждами — одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать. Человеку, исполняющему дхарму (правила поведения), не следует общаться с ними; их дела (должны решаться) между ними; браки — с подобными им... Ночью им не полагается бродить по деревням и городам.
(файл «Таблица.notebook» для ИД Smart): «Группы населения Древней Индии»
Группа древнеиндийского общества |
|
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Учащиеся получают рабочие листы с таблицей (приложение 1)
Учитель:
1. На какие группы делилось древнеиндийское общество?
2. Какие права и обязанности были у каждой группы?
Заполняя и анализируя таблицу, учащиеся делают вывод о том, что в обществе Древней Индии существовала иерархия. Положение разных групп общества было неодинаковым.
Учитель: Творцами этих правовых норм были брахманы - жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Индии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божеством Брахмой, а государственная религия называлась брахманизмом.
Задание для учащихся:
Записать понятие в тетрадь и найти определение к нему в учебнике
(файл «Словарь.notebook» для ИД Smart):
Запись в тетрадь: Брахманизм – (религия Древней Индии)
Веды – (священные книги)
(Рассказывая о богах Индии учитель использует коллекцию иллюстраций «Боги Древней Индии», которую составляет сам, используя ЦОР взятых из разных разделов диска и помещенных в раздел «Мой виртуальный музей, моя коллекция»).
Рассказ учителя:
Религиозные верования Древней Индии изменялись на протяжении веков. В Ведах упоминаются бесчисленные боги природы (Варуна - бог неба, Агни - бог огня, Сурья - бог солнца и др.) В каменных храмах Индии сохранилось много статуй богов: Вишну и Шива (творцы и разрушители мира), Индра (бог грозы и войны), Яма и Кали (боги подземного царства мертвых), Ганеша (бог мудрости; его изображали с головой слона). Любимым героем индийских преданий был темнокожий богатырь Кришна, похожий на Гильгамеша и Геракла.
Около 500 г. до н.э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Снддхарта Гаутама по прозвищу Будда (Пробужденный).
Задание (при наличии времени на уроке):
Прочитайте текст параграфа 19 на стр.106, 1-й абзац. Чему учил Будда?
Вопрос: Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам кажется более справедливым с современной точки зрения?
(файл «приложение 4.notebook» для ИД Smart):
Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано:
Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
- национальности, языка, расы, пола, религии;
- социального происхождения, политических убеждений богатства или бедности;
- величины и мирового значения его страны.
Учитель: Культура Древней Индии самая загадочная и поразительная среди культур Древнего мира. Давайте продолжим знакомство с ней с помощью этого фильма.
На экране демонстрируется лекция «Культура Древней Индии»(4мин.43с.)
По окончании просмотра учитель организует беседу по заранее записанным на доске вопросам
(файл «приложение2.notebook» для ИД Smart):
1. Какие памятники культуры оставили нам древние индийцы?
2. Как выглядела древнеиндийская книга?
3. какими изобретениями древних индийцев мы пользуемся и сейчас?
4. Какие науки более всего развивались в Древней Индии?
Домашнее задание:
(файл «приложение3.notebook» для ИД Smart):
1) Прочитайте §19, ответьте на вопросы к параграфу.
2) Выпишите и выучите новые понятия и даты.
3) *Составьте рассказ:
I вариант — «Индийские касты»;
II вариант - «Учение Будды»;
III вариант — «Достижения индийской культуры». |