Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:39:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Индикаторы своими руками
10.03.2011, 14:39:35

Место урока в образовательном процессе. Урок проводится в 7-м классе в пропедевтическом курсе химии при изучении раздела «Химические вещества вокруг нас».

Основные идеи урока. Развитие интереса к предмету посредством выполнения лабораторного исследования через проведение ярких, неопасных и доступных опытов; демонстрация связи химии с жизнью, возможность проведения исследования в домашних условиях.

Лабораторное оборудование и реактивы. Н а с т о л а х у ч а щ и х с я: ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка, белый экран, ярко окрашенные цветки растений, ягоды или плоды, салфетка; два набора пробирок с растворами кислот и щелочей (в одном наборе растворы подписаны, в другом – пронумерованы), вода, спирт.

ХОД УРОКА

Понятие об индикаторах

Ребята, обратите внимание на лабораторное оборудование и реактивы, которые находятся у вас на столах. Перечислю предложенное вам оборудование: пробирки с растворами, ступка, пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная палочка. А еще у вас находятся цветки растений и ягоды. Вас это не удивляет? Какое отношение к химии имеют эти части растения? Что общего можно заметить у плодов и цветков? (Яркая окраска.)

Оказывается, еще в древности люди замечали, что некоторые части растений изменяют свою окраску под действием различных сред. А какая среда может быть у растворов? (Кислотная, нейтральная, щелочная.) Считают, что впервые английский ученый Р.Бойль еще в середине XVII в. предложил использовать экстракты растений для определения кислот и щелочей. На уроках вы уже знакомились с веществами, изменяющими окраску в зависимости от среды. Как они называются? (Индикаторы, от латинского слова «указатель».) Какими индикаторами вы пользовались? (Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)

Так зачем у вас на столах цветки и плоды? Мы научимся их использовать в качестве индикаторов.

Сформулируем тему нашего урока, исходя из цели научиться готовить индикаторы из растительного сырья и исследовать изменение их окраски в различных средах. (Выслушиваются мнения учащихся.)

Записываем тему урока: «Индикаторы своими руками».

Приготовление индикаторов,
исследование изменения их окраски в различных средах

Прежде чем приступить к выполнению работы, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием. (Учащиеся перечисляют правила техники безопасности: не пробовать на вкус, не разливать, делать опыт по указанию учителя и т.д.)

Красящие вещества растений называются антоцианы, они находятся в клеточном соке. Мы должны перевести их в раствор. Подумайте и предложите, как это можно сделать. (Высказывания учащихся.) В ступке пестиком будем растирать цветы или ягоды, добавив немного спирта (растворителем может быть ацетон, бензин, одеколон). Процесс извлечения компонента называется экстракцией, а приготовленный раствор – экстрактом (вытяжка). Запишите в тетрадь эти новые понятия.

Приступаем к выполнению работы, готовим экстракт. Полученный экстракт набираем в пипетку и помещаем несколько капель в пробирку с кислотой, еще несколько – со щелочью и водой. Изменение окраски отмечаем в табл. 1.

Таблица 1, таблица 2

Учащиеся работают группами по два человека. Готовят один-два индикатора, исследуют изменение окраски. Затем каждая группа демонстрирует изменение окраски, все учащиеся вносят данные в таблицу.

Вывод. Красящие вещества растений изменяют окраску в кислой среде в оттенки красного цвета, а в щелочной среде – в зеленые, синие, желтые. (Записываем вывод в тетрадь.)

Распознавание растворов

У вас на столах имеются пронумерованные пробирки. Определите, под какими номерами находятся растворы кислот и щелочей. (Учащиеся проводят опыт. Затем происходит его обсуждение.)

По изменению окраски под действием индикаторов можно легко определить среду раствора.

Приготовленные индикаторы долго хранить нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их действие можно, пропитав экстрактом фильтровальную бумажку, а затем высушив ее. Хранить такие бумажки следует в закрытой упаковке. (Демонстрирую заранее приготовленные «свекольные» бумажки.)

Домашнее задание. Желающие могут провести дома целое исследование. Мы порой и не подозреваем, что квартира (особенно кухня) – целая химическая лаборатория.

Индикаторы вы приготовить сумеете. А что будете проверять? Во-первых, уксус (с разрешения родителей!), во-вторых, растворы соды, мыла и т.д.

Вот такие таблицы (табл. 2) вы можете заполнить, проводя исследование дома. (Раздаю таблицы учащимся.) На следующий урок принесите таблицы, обсудим ваш эксперимент.

Если нет цветков и ягод, то можно взять варенье из окрашенных ягод, свекольный сок. Также можете приготовить индикаторные бумажки. Может быть, кому-то эта работа очень понравится, и можно будет продолжать исследование более глубоко. На этом наш урок закончен.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Носик | Теги: Химия и жизнь, методические разработки, химическая формула, Химическая реакция, педсовет, химия в школе, методическая копилка, периодическая система
Просмотров: 1832 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0