Место урока в образовательном процессе.
Урок проводится в 7-м классе
в пропедевтическом курсе химии при изучении
раздела «Химические вещества вокруг нас».
Основные идеи урока. Развитие интереса
к предмету посредством выполнения
лабораторного исследования через проведение
ярких, неопасных и доступных опытов;
демонстрация связи химии с жизнью, возможность
проведения исследования в домашних условиях.
Лабораторное оборудование и реактивы. Н а с
т о л а х у ч а щ и х с я: ступка, пестик, фарфоровая
чашечка, пипетка, стеклянная палочка, белый
экран, ярко окрашенные цветки растений, ягоды или
плоды, салфетка; два набора пробирок с растворами
кислот и щелочей (в одном наборе растворы
подписаны, в другом – пронумерованы), вода,
спирт.
ХОД УРОКА
Понятие об
индикаторах
Ребята, обратите внимание на лабораторное
оборудование и реактивы, которые находятся
у вас на столах. Перечислю предложенное вам
оборудование: пробирки с растворами, ступка,
пестик, фарфоровая чашечка, пипетка, стеклянная
палочка. А еще у вас находятся цветки
растений и ягоды. Вас это не удивляет? Какое
отношение к химии имеют эти части растения?
Что общего можно заметить у плодов и
цветков? (Яркая окраска.)
Оказывается, еще в древности люди замечали,
что некоторые части растений изменяют свою
окраску под действием различных сред. А какая
среда может быть у растворов? (Кислотная,
нейтральная, щелочная.) Считают, что впервые
английский ученый Р.Бойль еще в середине XVII в.
предложил использовать экстракты растений для
определения кислот и щелочей. На уроках вы уже
знакомились с веществами, изменяющими окраску
в зависимости от среды. Как они называются? (Индикаторы,
от латинского слова «указатель».) Какими
индикаторами вы пользовались? (Лакмус,
метилоранж, фенолфталеин.)
Так зачем у вас на столах цветки и плоды? Мы
научимся их использовать в качестве
индикаторов.
Сформулируем тему нашего урока, исходя из цели
научиться готовить индикаторы из растительного
сырья и исследовать изменение их окраски
в различных средах. (Выслушиваются мнения
учащихся.)
Записываем тему урока: «Индикаторы своими
руками».
Приготовление индикаторов,
исследование изменения их окраски в различных
средах
Прежде чем приступить к выполнению работы,
мы должны вспомнить правила техники
безопасности при работе с химическими
реактивами и оборудованием. (Учащиеся
перечисляют правила техники безопасности: не
пробовать на вкус, не разливать, делать опыт по
указанию учителя и т.д.)
Красящие вещества растений называются антоцианы,
они находятся в клеточном соке. Мы должны
перевести их в раствор. Подумайте и
предложите, как это можно сделать. (Высказывания
учащихся.) В ступке пестиком будем растирать
цветы или ягоды, добавив немного спирта
(растворителем может быть ацетон, бензин,
одеколон). Процесс извлечения компонента
называется экстракцией, а приготовленный
раствор – экстрактом (вытяжка). Запишите
в тетрадь эти новые понятия.
Приступаем к выполнению работы, готовим
экстракт. Полученный экстракт набираем
в пипетку и помещаем несколько капель
в пробирку с кислотой, еще несколько – со
щелочью и водой. Изменение окраски отмечаем
в табл. 1.
Таблица 1, таблица 2
Учащиеся работают группами по два человека.
Готовят один-два индикатора, исследуют изменение
окраски. Затем каждая группа демонстрирует
изменение окраски, все учащиеся вносят данные
в таблицу.
Вывод. Красящие вещества растений изменяют
окраску в кислой среде в оттенки красного
цвета, а в щелочной среде – в зеленые,
синие, желтые. (Записываем вывод в тетрадь.)
Распознавание растворов
У вас на столах имеются пронумерованные
пробирки. Определите, под какими номерами
находятся растворы кислот и щелочей. (Учащиеся
проводят опыт. Затем происходит его обсуждение.)
По изменению окраски под действием индикаторов
можно легко определить среду раствора.
Приготовленные индикаторы долго хранить
нельзя, они разрушаются в воде. Продлить их
действие можно, пропитав экстрактом
фильтровальную бумажку, а затем высушив ее.
Хранить такие бумажки следует в закрытой
упаковке. (Демонстрирую заранее приготовленные
«свекольные» бумажки.)
Домашнее задание. Желающие могут провести
дома целое исследование. Мы порой и не
подозреваем, что квартира (особенно кухня) –
целая химическая лаборатория.
Индикаторы вы приготовить сумеете. А что
будете проверять? Во-первых, уксус (с разрешения
родителей!), во-вторых, растворы соды, мыла и т.д.
Вот такие таблицы (табл. 2) вы можете заполнить,
проводя исследование дома. (Раздаю таблицы
учащимся.) На следующий урок принесите
таблицы, обсудим ваш эксперимент.
Если нет цветков и ягод, то можно взять варенье
из окрашенных ягод, свекольный сок. Также можете
приготовить индикаторные бумажки. Может быть,
кому-то эта работа очень понравится, и можно
будет продолжать исследование более глубоко.
На этом наш урок закончен.
|