Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:19:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Индивидуализация образовательного процесса. Рекомендации завучу
27.06.2012, 22:44:51

Внедрение технологии индивидуализации образовательного процесса в нашей школе стало естественным продолжением всей ее предшествующей образовательной деятельности.

Педагогический коллектив работает в экспериментальном и инновационном режимах. Школа имела статус сначала окружной, а затем и городской экспериментальной площадки. 


Основные принципы осуществления педагогического процесса в школе

Основными принципами осуществления педагогического процесса в школе являются:

  • создание для всех участников педагогического процесса максимально благоприятных условий для самораскрытия и самореализации личности в деятельности (для ученика – преимущественно в познавательной, для учителя – профессионально­педагогической, преобразовательной);
  • предоставление всем ученикам, независимо от их интеллектуальных способностей, социального происхождения, национальности и индивидуальных особенностей, равных стартовых возможностей в обучении;
  • дифференциация обучения на всех этапах школьного образования в соответствии с возрастными, индивидуально­психологическими особенностями учащихся и уровнем их учебной мотивации;
  • преемственность обучения, т. е. ребенок, завершивший образование в рамках одной школьной ступени, должен быть готов к обучению на следующей и не испытывать трудностей адаптации;
  • обеспечение индивидуального подхода как к одаренным учащимся, так и к учащимся с трудностями в обучении.

На основе этих ориентиров разработаны: психолого­педагогическая концепция самореализации личности учителя и ученика в общеобразовательном школьном социуме (как результат теоретического осмысления нашего понимания проблем образования и путей их решения) и многоступенчатая модель многопрофильной общеобразовательной школы, работающей в инновационном режиме (как технология воплощения в практику наших идей).

Претворение в жизнь разработанной модели повлекло за собой создание гибкой, многоуровневой и разветвленной структуры управления школой. Кроме того, создана и успешно функционирует школьная социально­психологическая служба. В ходе создания модели многопрофильной школы разработаны, апробированы и внедрены образовательные технологии, связанные прежде всего с дифференциацией обучения, которые позволили успешно решать проблемы вариативности и гибкости образования в рамках этой модели.


Работа с индивидуальной траекторией развития ребенка

Нами построены некоторые образовательные траектории для учеников школы на различных ступенях образовательной модели, в частности:

  • технология стратового обучения для учащихся 6–7-х классов;
  • три профиля обучения для учащихся 8–9-х классов;
  • профильные лицейские классы для учащихся 10–11-х классов.

Убедившись (на основании различных критериев) в адекватности, гибкости, эффективности и перспективности выстроенной модели многопрофильной школы, мы смогли провести экспериментальную работу по разработке модели "Обеспечение индивидуальных траекторий развития школьников в рамках типологического профильного образования".

Перспективность этой работы определялась несколькими моментами. Во­первых, заданы четкие целевые ориентиры, определяющие контуры новой практики образования. Многопрофильная школа должна обеспечивать возможность получения учениками разных типов образования внутри одного общеобразовательного учреждения. Во­вторых, заданы ориентиры для разработки нового содержания образования в рамках предметных лабораторий. В качестве таких ориентиров выделена разработка различных типов образования (в частности, гуманитарного, языкового, естественного, математического). В-третьих, выбран новый принцип включения психологической службы в образовательный процесс и другие целевые ориентиры для разработки новых типов диагностики.

Работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную составляющую в деятельности педагогического коллектива. Это связано с тем, что развитие рассматривается как искусственно-естественный процесс, который связан с выделением естественной составляющей эволюции ученика и проектированием желаемого результата, обеспечивающего "сдвижку”, или шаг развития, ребенка.

Таким образом, разработка модели многопрофильной школы, обеспечивающей индивидуальные траектории развития школьника в рамках типологического профильного образования, определила конкретные шаги развития для всего педагогического коллектива.

Одним из таких шагов явилось включение коллектива школы в 2001 г. 
в деятельность городской экспериментальной площадки по теме "Организация образовательного процесса в школе на основе индивидуальных учебных  планов”.

Данная образовательная технология, с нашей точки зрения, позволяет еще более успешно строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого­педагогических особенностей.


Суть технологии индивидуализации образовательного процесса

Суть новой технологии можно изложить следующим образом.
До начала нового учебного года учащимся выделенных параллелей старшей школы предлагается выбрать уровень освоения ими тех или иных учебных предметов школьного учебного плана. Уровень освоения определяется выбором программы изучения предмета (углубленное, расширенное или базовое изучение) либо выбором тех или иных модульных курсов. Помимо этого, учащиеся, как правило, могут выбрать спецкурсы и практикумы, которые они хотели бы посещать, и проекты, в которых они хотели бы участвовать.

В отдельных случаях предлагаются и другие формы работы. Так, для одаренных учащихся возможна, в частности, индивидуальная деятельность (под руководством педагогов). В результате осуществления этого выбора каждый школьник составляет себе индивидуальный учебный план. Сроки, на которые он составляется, могут варьироваться от триместра или семестра до года или даже двух лет. Более короткие сроки соответствуют, как правило, образовательной модели, построенной на изучении модульных курсов (в основном зарубежный опыт). Предусматривается возможность изменения учеником своего учебного плана. Механизмы и возможные сроки таких изменений зависят от модели учебного заведения, в котором реализуется описываемая технология.

На основании выбора учащихся составляется учебное расписание, определяются формы и сроки контроля по каждому из предметов. Успешность освоения школьниками того или иного курса может служить основанием для изменения учебного плана в оговоренные сроки. 
В зарубежной практике, в случае особо успешного освоения какого-либо курса, чаще всего предусматривается возможность выбора учеником соответствующего университетского курса (параллельно с учебой  в школе), а в случае неуспешного освоения – повторное изучение того же курса. 

В практике реализации этой модели в России в таких случаях, как правило, допускается изменение глубины освоения учебного предмета по инициативе администрации школы.

Поскольку каждый учащийся параллели оказывается членом нескольких учебных коллективов, предметно­групповая система сочетается  с классно­урочной (или полностью сменяет ее). В связи с этим модифицируются формы ведения классных журналов, учета успеваемости, посещаемости и пр. В частности, возможно ведение журналов не "по классам”,  а "по учителям”, возможно ведение "групповых журналов” в дополнение  к классным и пр.

Поскольку описываемая индивидуализация образовательного процесса приводит к значительному усложнению его организации, ее реализация требует привлечения информационных технологий. Использование компьютерных программ позволяет формировать списочный состав учебных групп по всем выделенным предметам, фиксировать учительское расписание и преобразовывать его в ученическое или в расписание по кабинетам. Помимо этого, применение компьютеров помогает быстро и эффективно осуществлять контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, вести любую другую необходимую документацию, а также получить нужную информацию в виде принтерной распечатки.

Отметим, что концептуальные положения, на которых основана новая образовательная технология, практически не отличаются от принципов, на которых базировалась предшествующая образовательная деятельность школы.


Специфические особенности существующей образовательной модели школы

Планируя внедрение описанной модели в образовательный процесс, мы учитывали следующие специфические особенности существующей образовательной модели школы:

  1. Обучение русскому языку и математике в 6-х и 7-х классах происходит в рамках стратовой модели, которая позволяет реализовать принцип разноуровневого обучения.
    Эта модель предполагает выбор и изменение уровня изучения каждого предмета в зависимости от желания школьника и его реальных достижений по изучению данного предмета (при сохранении для всех учеников параллели единой программы). Она реализуется с помощью создания внутри каждой параллели (по каждому из этих предметов) подвижных учебных групп. Таким образом, ряд учителей школы и большинство старшеклассников имеют опыт работы в рамках предметно­групповой системы.
  2. В течение многих лет, начиная с 8-го класса, на конкурсной основе в школе формировались классы углубленного изучения отдельных предметов, которые, начиная с 10-го класса, становились лицейскими. Это означает, что к 10-му классу большинство учащихся получало достаточный опыт выбора своей образовательной траектории в рамках системы профильного образования.
  3. В процессе реализации моделей профильного образования членами педагогического коллектива разработано и апробировано большое число авторских и модифицированных государственных программ. Для реализации большинства из этих программ учителями школы подготовлены методические и дидактические материалы.
  4. Создана и функционирует школьная социально­психологическая служба. Школьными психологами накоплен значительный опыт работы с учащимися и членами педагогического коллектива по решению проблем, возникающих в ходе профильного обучения.
  5. В течение многих лет работает экспертный совет школы (включающий в себя представителей администрации, руководителей школьных предметных лабораторий и социально­психологической службы). В его функции входит решение проблем, связанных с корректировкой содержания образования, с методическим и дидактическим обеспечением образовательного процесса, а также решение стратегических и тактических вопросов, касающихся профильного образования.

Исходя из перечисленного, экспертным советом школы было принято решение о начале экспериментальной деятельности в 2000/01 учебном году в параллели 10-х классов. В этой параллели имелись три профильных лицейских класса (гуманитарный, биолого­химический и математический), а общее количество учащихся составляло 81 человек. Для формирования своего индивидуального учебного плана этим учеником по ряду учебных предметов было предложено выбрать уровень своего дальнейшего образования (углубленное, расширенное или базовое изучение). Кроме того, с учетом интересов школьников, им был предложен выбор спецкурсов и практикумов. На основании выбора учащихся и имеющихся профилей образования был составлен учебный план. Основой его формирования являлись нормативы Московского базисного учебного плана. При этом были использованы дополнительные часы, поскольку число учебных групп по выделенным предметам в некоторых случаях превышало количество классов в параллели.
Все текущие и итоговые формы контроля, принятые в лицейских классах, были сохранены: тематические и итоговые контрольные работы, зачеты, тесты и переводные экзамены. Аттестация проводилась по полугодиям, поэтому изменение учащимися своего учебного плана было возможно по окончании каждого полугодия. Основанием для такого изменения могло служить желание ученика, соотнесенное с его реальными учебными достижениями.

На первом этапе эксперимента предметно­групповая система обучения сочеталась с классно­урочной, поэтому наряду с классными журналами были введены отдельные журналы по некоторым учебным группам. Для проведения анкетирования учащихся и его обработки, а также для составления ведомостей промежуточной и итоговой успеваемости были использованы компьютерные технологии. Для решения организационных и технических вопросов, связанных с внедрением новой технологии, была введена должность координатора параллели. Для контроля индивидуальных учебных проблем учащихся была введена должность куратора параллели. Был разработан документ, регламентирующий их функциональные обязанности (приложение 1).

Для обсуждения возможных изменений в индивидуальных учебных планах учащихся был образован педагогический консилиум, в состав которого вошли учителя-предметники, психологи, координатор, куратор и представители администрации.

Анализ результатов первого года эксперимента, включавший в себя психологические тестирования, а также разного рода внешние и внутренние экспертные оценки, показал, что внедрение новой образовательной технологии позволяет частично решить ряд проблем, связанных с обучением на старшей ступени, а именно:

  • новая модель лучше обеспечивает построение индивидуальной траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого­педагогических особенностей;
  • прослеживается увеличение мотивации изучения отдельных предметов и повышение "комфортности” у ряда участников педагогического процесса;
  • индивидуализация учебной нагрузки позволяет в какой­то степени решить проблему перегрузки подростков;
  • расширяются возможности выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования;
  • старшеклассники приобретают навыки проектирования, совершенствуют умения планирования и организации своей учебной деятельности.

Помимо этого, на первом этапе экспериментальной деятельности были составлены и апробированы спецкурсы, модульные курсы и практикумы в рамках некоторых образовательных областей. Также начата разработка психологического обеспечения индивидуальных траекторий развития учащихся, в частности, была усовершенствована диагностика затруднений школьников в учебной деятельности.

Вместе с тем внедрение новой технологии в параллели 10-х классов не позволило решить ряд проблем, актуальных для нашей школы, а именно:

  • школьники, обучавшиеся два предыдущих года в рамках достаточно "жесткой” модели классов с углубленным изучением отдельных предметов, не очень охотно "отклонялись" от ранее выбранного профиля (свою образовательную траекторию изменило около 15% учащихся);
  • школьники, обучавшиеся на средней ступени по общеобразовательным программам, испытывали большие трудности в изучении тех предметов, которые в 10¬м классе они стали изучать углубленно.

Также остались нерешенными ряд традиционных проблем обучения в среднем звене, из которых наиболее существенными являются:

  • необходимость выбора учеником по окончании 7-го класса "фиксированного" профиля обучения;
  • разрушение сложившихся классных коллективов;
  • невозможность сформировать 8-е и 9-е классы углубленного изучения отдельных предметов сравнительно однородно (по целям,  мотивации, способностям, уровню знаний учащихся, их трудолюбию и т. д.);
  • трудности взаимоотношений учащихся вновь образовавшихся классов углубленного изучения и общеобразовательных классов в рамках одной школы.

Исходя из этого, по инициативе педагогического коллектива школы, поддержанной Департаментом образования г. Москвы, в 2001/02 учебном году был начат эксперимент по внедрению технологии индивидуальных учебных планов в параллель 8-х классов. Для этого уже во втором полугодии предшествующего учебного года были предприняты следующие шаги:

  • школьной психологической службой проведено анкетирование всех учащихся параллели 7-х классов, выявляющее их учебную направленность и мотивацию к изучению различных учебных предметов;
  • выполнен анализ результатов этого анкетирования экспертным советом школы;
  • школьными предметными лабораториями определен список учебных предметов, по которым планировалось предоставить учащимся  выбор уровня их освоения (этот список был скорректирован экспертным советом школы и утвержден советом школы);
  • разработано положение о выборе учащимися индивидуального учебного плана, которое затем было утверждено советом школы (приложение 2);
  • организован педагогический совет, на котором информация о ходе эксперимента и его развитии доведена до сведения всех членов педагогического коллектива школы;
  • состоялось родительское собрание в параллели 7-х классов, на котором вся информация была доведена до сведения родителей школьников;
  • осуществлено анкетирование всех учащихся параллели 7-х классов по выбору своего индивидуального учебного плана на будущий учебный год;
  • проведена компьютерная обработка результатов анкетирования и разработаны правила конкурсного зачисления учащихся на углубленное и расширенное изучение (по каждому из предложенных учебных предметов);
  • правила конкурсного зачисления учащихся утверждены советом школы;
  • сформирована приемная комиссия, состав которой утвержден  директором школы;
  • школьными предметными лабораториями разработаны материалы для проведения вступительных тестов и собеседований;
  • организованы и проведены: общеобразовательное тестирование  и собеседования по предметам углубления для учащихся других школ, пожелавших участвовать в конкурсе, и вступительные собеседования по предметам углубления для учащихся школы № 218.

До начала нового 2001/02 учебного года был решен также следующий круг вопросов:

  • утверждение приемной комиссией результатов собеседований, после чего индивидуальные учебные планы каждого учащегося приняли окончательный вид;
  • составление списков учебных групп и доведение этой информации до сведения учащихся и их родителей;
  • уточнение учебной нагрузки преподавателей школы, исходя из количества и состава учебных групп по каждому предмету;
  • составление учебного расписания в соответствии с индивидуальным учебным планом каждого школьника;
  • кадровые решения администрации школы (утверждение куратора и координатора параллели и классных руководителей);
  • корректировка функциональных обязанностей куратора и координатора и уточнение порядка их взаимодействия с учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями;
  • определение порядка отчетности и ведения документации для всех членов педагогического коллектива, участвующих в работе по данной технологии в этой параллели.
  • аким образом, были созданы все условия для проведения эксперимента в 8-х и 9-х классах, его мониторинга, анализа и корректировки. 


Достоинства и недостатки технологии индивидуализации образовательного процесса

Практика показала, что предложенная модель является очень гибкой: по окончании каждой учебной четверти находились школьники, изменявшие свой учебный план по тем или иным причинам, и это не создавало никаких проблем ни самим учащимся, ни педагогам, ни администрации школы.

Многочисленные психологические исследования свидетельствовали, что вырос уровень комфортности пребывания детей в школе (удовлетворенность системой обучения и межличностным взаимодействием); понизился уровень школьной тревожности; у многих учеников выросла учебная мотивация.

Обучение в рамках новой модели привело к росту социализации школьников (умение выбирать содержание и уровень своего обучения, необходимость общаться в разных коллективах и пр.).
Увеличилась активность учебной деятельности учащихся (как урочная, так и внеурочная). Об этом говорили: 

  • рост успеваемости; 
  • большое количество детей, выбравших творческие формы сдачи экзаменов в 9-м классе; 
  • активное посещение школьниками предметных кружков; 
  • наиболее успешное участие учащихся 9-х классов в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. 

Кроме того, повысилась конкурентоспособность учеников в более широком спектре учебных предметов.

Среди других плюсов новой модели обучения можно отметить и то, что возможность выбора уровня обучения предполагает и возможность выбора школьником учителя.

Отметим также, что проведенные анкетирования показали, что подавляющее большинство учителей нашей школы уже на тот момент отдавали предпочтение новой модели обучения по сравнению с моделью, основанной на создании классов углубленного изучения предметов, которая сохранялась еще в других параллелях.

Проблема перегрузки школьников во многом решается за счет того, что работа в рамках экспериментальной технологии "заставляет" учителей, работающих в одной параллели (особенно по углубленным и расширенным программам), гораздо интенсивнее взаимодействовать друг с другом, с психологами, куратором и координатором параллели.

К недостаткам внедренной технологии можно отнести, прежде всего, сложность учебного расписания: не все школьники начинают занятия с первого урока, у некоторых существуют в расписании "окна". Это время используется учащимися для самоподготовки. Для эффективности ее организации выделяются свободные учебные помещения и назначаются учителя для проведения консультаций.

Проблемы составления учебного расписания решаются за счет накопления опыта этой работы и применения компьютерных технологий.

Еще одной проблемой является отсутствие у школьника ощущения классного коллектива, что в значительной степени компенсируется осознанием принадлежности ко многим учебным сообществам. В частности, это может становиться и положительным фактором прежде вceго для тех учащихся, у которых не сложились межличностные отношения со своими одноклассниками.
Фактическое отсутствие классных коллективов требует поиска новых форм организации воспитательной работы. На описываемом этапе деятельности мы еще не отказались от наличия классов и классных руководителей, но во внеурочной деятельности большее значение стало отводиться функциям учителей-предметников, куратора и координатора параллели. Выработка стройной системы воспитательной работы в рамках технологии индивидуальных учебных планов являлась одной из приоритетных задач следующего этапа эксперимента.

Несколько усложнилось ведение учебной документации. Наиболее эффективный путь решения этой проблемы (по нашему опыту) – ведение журналов "по учителям" и наличие сводного компьютерного журнала. 

За счет перехода к предметно­групповой форме учебной деятельности количество групп по некоторым учебным предметам превышает количество классов в параллели, что требует дополнительных финансовых ресурсов (сравнительно небольших).


Итоги внедрения индивидуализации образовательного процесса в школе

После пяти лет эксперимента, в 2005 г., были подведены итоги:

  • создан пакет документов, включающий в себя: 
    – индивидуальные карты выбора учебного плана; 
    – сводные таблицы выбора учащимися предметов индивидуального обучения;
    – рекомендации по составлению учебного плана; 
    – положение о приеме и механизм конкурсного зачисления на профильное и углубленное обучение;
    – перечень поэтапной реализации технологии индивидуальных учебных планов;
    – должностные обязанности куратора и координатора параллели и пр.;
  • накоплен опыт по составлению учебного расписания в рамках рассматриваемой технологии и созданы вспомогательные компьютерные программы; 
  • получен опыт ведения учебной документации;
  • отработан механизм психологического сопровождения эксперимента и накоплен большой материал по результатам психологических исследований.

По технологии индивидуальных учебных планов в 2005/06 учебном году обучались уже три параллели: 8, 10 и 11-х классов. 

В 2006 г. были выполнены следующие задачи:

  • оценка эффективности новой технологии на старшей ступени (для школьников, которые обучались по ней с 8-го класса);
  • выработка системы организации учебно-воспитательной работы и внеурочной деятельности в рамках технологии индивидуальных учебных планов;
  • создание пакета документов по новой технологии;
  • совершенствование системы работы с компьютерными журналами;
  • решение проблем, связанных с содержанием разных уровней образования (углубленного, расширенного и базового);
  • создание и отработка новых предметных спецкурсов, которые могут быть включены в учебные планы школьников на различных ступенях;
  • активизация деятельности педагогического коллектива школы по обобщению накопленного опыта и распространению полученных результатов в рамках работы по новой технологии;
  • подготовка к трансляции модели в другие общеобразовательные учреждения.

Коллектив школы готовился к тому, чтобы внедрить технологию индивидуальных учебных планов во всех параллелях с 8-го по 11-й класс, т. е. создать профильную старшую школу, максимально обеспечивающую индивидуализацию образования.

Это и было осуществлено начиная с 2006/07 учебного года, т. е. в настоящий момент обучение по индивидуальным учебным планам в Центре образования № 218 вошло в практику.

Эффективность новой модели подтверждается всеми результатами нашей экспериментальной деятельности.

Необходимость создания подобной школы, на наш взгляд, очевидна. Мы убеждены, что технология индивидуальных учебных планов наиболее полно и адекватно соответствует задачам, связанным с модернизацией образования в России, в частности задаче перехода к профильной школе на старшей ступени.

Об этом говорит и тот факт, что с 2006/07 учебного года, получив статус Центра образования, мы стали городской экспериментальной площадкой второго уровня и передаем накопленный опыт другим образовательным учреждениям.


Функциональные обязанности куратора и координатора параллели

Данные должности включены в штатное расписание школы в связи с проведением эксперимента "Обучение школьников по индивидуальным учебным планам” для осуществления личного сопровождения каждого учащегося параллели в учебном процессе и обеспечения наиболее адекватной ему траектории развития.

В основные обязанности куратора входят:

  • взаимодействие со всеми участниками учебного процесса: учащимися, их родителями, учителями;
  • разрешение проблем и противоречий, возникающих между сторонами учебного процесса;
  • контроль за нормальным физическим и психическим состоянием учащихся, нарушения которого возможны из-за неадекватности учебной нагрузки для конкретного ребенка;
  • профилактика и своевременное реагирование на возникновение стрессового состояния, переутомления, повышения уровня школьной тревожности, апатии, депрессии и т. д. у учащихся в связи с учебным процессом;
  • выявление удовлетворенности (неудовлетворенности) учащихся учебным процессом:
    – глубиной изучения предмета;
    – адекватностью выбора углубленных и базовых предметов, их соотношением (качественным и количественным);
    – стилем преподавания конкретного учителя;
  • помощь в анализе и разрешении ситуации неудовлетворенности всем сторонам учебного процесса.

В основные обязанности координатора входят:

  • обработка анкет индивидуальных учебных планов учащихся (анализ, составление единой компьютерной базы данных);
  • работа с базой данных учащихся:
    – выявление различных учебных групп (по количеству учебных часов в неделю, по выбранным предметам углубленного и базового уровня обучения);
    – проверка соответствия индивидуальной учебной нагрузки каждого учащегося принятым нормативам учебного плана;
  • ведение единого компьютерного журнала (отслеживание посещаемости и успеваемости учащихся);
  • составление индивидуального учебного расписания каждого ученика;
  • работа с каждым учащимся по проблеме нестыковки учебного расписания;
  • изменение индивидуального учебного плана ученика в случае его перехода в другую учебную группу;
  • осуществление взаимодействия "учитель – ученик” в случае изменения индивидуальных учебных планов учащихся (в т. ч. организация собеседований при переходе ребенка в другую учебную группу);
  • работа с родителями (ознакомление с изменениями учебных планов детей).


ПОЛОЖЕНИЕ 
о выборе учащимися индивидуального учебного плана

1. По индивидуальным учебным планам могут обучаться школьники 8–11-х классов школы. Учащимся предлагается заранее выбрать программы изучения ряда учебных предметов школьного учебного плана либо отдельные модульные или специальные курсы.

Возможны три уровня учебных программ:

  • общеобразовательная программа (базовый уровень изучения предмета);
  • профильная программа (расширенный уровень изучения предмета);
  • программа углубленного изучения предмета.

Основой для составления индивидуального учебного плана являются нормативы Московского базисного учебного плана с привлечением дополнительных часов, поскольку число учебных групп по выделенным предметам может превышать количество классов в параллели.

2. Набор учебных предметов, модульных и специальных курсов, предлагаемых школьникам для разноуровневого обучения, определяется ежегодно экспертным советом школы, исходя из интересов учащихся и их родителей и с учетом кадровых, финансовых и материально­технических возможностей школы.

3. Зачисление в группы углубленного и профильного изучения отдельных предметов производится, как правило, на конкурсной основе. В конкурсе могут участвовать как учащиеся школы № 218, так и учащиеся, оканчивающие соответствующие классы других школ.

4. Конкурсный набор в группы углубленного и профильного обучения осуществляется следующим образом:

  • для учащихся школы № 218 – проведение вступительных собеседований по окончании 7-го класса (по каждому предмету в отдельности);
  • для учащихся других школ – проведение вступительных собеседований, каждое из которых включает в себя общеобразовательный тест, собеседование по выбранному предмету и беседу со школьным психологом.

Тестирования и собеседования проводят учителя школы – члены приемной комиссии, состав которой утверждается приказом директора школы.

5. Конкретный порядок приема на углубленное или профильное изучение каждого из выбранных учебных предметов определяется правилами приема, разрабатываемыми ежегодно и утверждаемыми экспертным советом школы. Эти правила включают в себя перечень вступительных собеседований, их краткую характеристику и сроки проведения.

Для каждого собеседования определяется система оценки знаний учащихся (в баллах) и примерный "проходной балл”.

6. Для тех учебных предметов, изучение которых начинается в данном классе, возможно формирование групп углубленного и профильного изучения исходя из желания учащихся (по "свободному набору”). Тогда вопрос о возможностях школьника продолжать изучение данного предмета по выбранной программе решается путем промежуточной аттестации по результатам первого полугодия изучения предмета.

Возможен вариант, когда новый предмет вначале изучается всеми школьниками по общеобразовательной программе, а по окончании первого или второго полугодия его изучения учащиеся, которые его осваивают успешно (что определяется результатами промежуточной аттестации), получают возможность дальнейшего изучения этого предмета на профильном или углубленном уровне.

7. Окончательные списки учебных групп для углубленного и профильного обучения утверждаются на заседании приемной комиссии. Как правило, группа считается сформированной, если ее численный состав – не менее 18 и не более 30 школьников (для иностранного языка и информатики – не менее 10 и не более 15 школьников).

При наличии в группе свободных мест приемная комиссия может принять решение о доборе учащихся путем проведения повторных испытаний.

8. Зачисление в общеобразовательные группы производится без конкурса.

9. Итоговый учебный план каждого школьника должен содержать не менее 30 учебных часов в неделю и, как правило, для 8-х и-х классов – не более 37, а для 10-х и 11-х – не более 38 учебных часов в неделю.

10. Дальнейшее изменение индивидуального учебного плана происходит в процессе обучения на основании пожеланий школьников (по письменным заявлениям их родителей) и с учетом показателей успешности овладения школьниками учебными предметами по выбранным программам.

В случаях неудовлетворительного освоения школьником профильной или углубленной программы (по результатам промежуточной полугодовой или годовой аттестации) педагогический совет вправе решить вопрос о его переводе в общеобразовательную группу.

11. Для перехода в группы профильного или углубленного изучения предмета необходимо наличие в них свободных мест и успешное прохождение школьником соответствующего собеседования. Такие переходы могут осуществляться по окончании каждой учебной четверти.

12. Для продолжения обучения на III ступени в школе № 218 учащийся должен быть аттестован за курс основной средней школы и ycпешно освоить хотя бы один предмет на углубленном или профильном уровне. Школьники, приходящие из других общеобразовательных учреждений, принимаются на основании документа о неполном среднем образовании, а их поступление в группы углубленного и профильного изучения происходит на основании собеседований.

Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, методическая работа, педсовет, директору школы, учебное заведение, для завуча
Просмотров: 1669 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0