Художественное воспитание, приобщение
к миру прекрасного, к произведениям музыкального
искусства, их творческому восприятию и
воспроизведению должно начинаться с ранних лет.
Именно в этом возрасте, на начальном этапе
образования, важно целенаправленно формировать
ценностно-художественные ориентации, основы
нравственной культуры. С этой целью в
содружестве с преподавателем ДПИ районной ДШИ
Е.А.Кривошеевой составлена и апробируется на
базе общеобразовательной и Детской школы
искусств программа "Цветоведение”. Она
рассчитана на одаренных детей 6-8-летнего
возраста с перспективой транспонирования на
учащихся общеобразовательных классов массовой
школы и проводится в союзе художника и музыканта.
Программой предусмотрено решение нескольких
задач.
Обучение:
– дать детям необходимые знания,
умения, навыки по основным дисциплинам
изобразительного искусства: рисунку, композиции,
живописи; –
развить эмоционально–чувственную
сферу; –
расширить музыкально- художественный
кругозор; –
вживаться в мир чувств, настроений людей,
окружающего мира; –
развивать музыкальный слух, музыкальное
мышление; –
развивать образную ритмопластику, мелкую
моторику.
Эстетическое воспитание:
– привить любовь к изобразительному
искусству, музыке, поэзии; –
развить музыкально-художественный вкус; –
чувство красоты и правды.
Нравственное воспитание:
– воспитать любовь к своему краю, родной
природе; –
любовь к своему трудолюбивому народу, к
своей великой Родине; –
любовь и уважение ко всем честным людям на
земле.
Экологическое воспитание:
– учить бережному отношению ко
всему живому; –
вслушиваться и вглядываться в красоту
окружающего мира; –
развивать созидательно–познавательное
отношение к природе.
На уроке царит творческая атмосфера,
обстановка, где каждый ребенок самовыражает
себя, самореализует, самовысказывается,
само–творит.
За малый промежуток времени родился
"Словарь настроений”, который разбивается на
группы и может успешно применяться в практике:
–1 группа ("гамма веселых
настроений”): бойкое, задорное, игривое,
радостное, резвое, сверкающее, скачущее, смешное,
солнечное; –
2 группа ("гамма грустных настроений”):
жалобное, капризное, обиженное, печальное,
плачущее, привередливое, просящее, скорбное,
тоскливое, угрюмое, удрученное –
3 группа ("нежные краски”): задумчивое,
изящное, ласковое, легкое, мечтательное, робкое,
прозрачное, светлое; –
4 группа ("спокойные созвучия”): гладкое,
доброе, колыбельное, ласковое, мягкое, напевное,
неторопливое, приветливое, убаюкивающее; –
5 группа ("торжественные настроения”):
бодрое, важное, героическое, гордое, ликующее,
могучее, маршевое, победное, помпезное; –
6 группа ("мужественные краски”): боевое,
богатырское, бесстрашное, военное, сильное,
смелое, суровое, строгое, уверенное; –
7 группа ("таинственные”): волшебное,
загадочное, колючее, настороженное, опасливое,
пугливое; –
8 группа ("страшные краски”): грубое,
демоническое,. жуткое, злое, сердитое, тяжелое,
темное, уродливое.
"Тематическое планирование интегрированного
курса "Цветоведение” на 1 учебный год,
подготовительный класс
№
Ур. |
Тема блока,
урока |
К-во час |
Раздел
"Музыка” |
Раздел
"Изо” |
* |
Блок 1. Разноцветная
и гармоничная природа |
8: |
4 |
4 |
|
Мир вокруг нас |
2 |
экскурсия |
|
Разноцветная природа |
2 |
Музыкальное путешествие по
планете |
Урок природных исследований |
|
Гармония в природе |
2 |
Урок - игра |
|
Времена года |
2 |
Урок погружение во времена года |
Экскурсия по
временам
года |
** |
Блок 2. Радуга Природы |
16: |
8 |
8 |
|
Красный цвет в природе |
2 |
Урок
теплых
настроений |
|
Оранжевый цвет в природе |
2 |
Музыкальная
фантазия в рисунке |
|
Желтый цвет- цвет радости,
торжества |
2 |
Урок
праздничных настроений |
|
Зеленый цвет-цвет лета |
2 |
Поход по
летним
тропинкам |
|
Голубой цвет вокруг нас |
2 |
Урок-
перевоплощения |
|
Синий цвет-цвет морской стихии |
2 |
Урок
театральных образов |
|
Фиолетовый цвет в природе |
2 |
Колыбельная
в
рисунке |
|
Разноцветная радуга |
2 |
Путешествие
по радуге-дуге |
*** |
Блок 3. Чудо белого цвета |
6: |
3 |
3 |
|
Чудо белого цвета |
2 |
Зимняя
экскурсия |
|
Белое кружево |
2 |
Урок-
исследование |
|
Зимняя сказка |
2 |
Лаборатория
творческих находок |
**** |
Блок 4. Красота
"неживой Природы” |
14: |
7 |
7 |
|
Цветной калейдоскоп |
2 |
Урок-
обобщение |
|
Разноликое солнце |
2 |
Поход в
солнечную страну |
|
Цвет неба |
2 |
Полет в
небо |
|
Цвет воды |
2 |
Путешествие
на
корабле |
|
Цветные камни |
2 |
Поездка в
сказку |
|
Цвет земли |
2 |
Хоровод-
игра |
|
Картина мира |
2 |
Урок-
изучение |
***** |
Блок 5. Живые
существа
Земли |
28: |
14 |
14 |
|
Разнообразие живых существ |
2 |
Заочная
экологическая прогулка |
|
Разноцветные животные |
2 |
Урок
творческих
фантазий |
|
Большие животные |
2 |
Экскурсия
в
зоопарк |
|
Небольшие животные |
2 |
Урок
театральных подражаний |
|
Маленькие животные |
2 |
Урок
созидания
доброты |
|
Травы |
2 |
Круиз на
велосипеде |
|
Цветочная поляна |
2 |
Продолжение
круиза |
|
Кустарники |
2 |
Экологический
поход |
|
Деревья |
2 |
Урок
творческих
поисков |
|
Грибы |
2 |
Урок-
исследование |
|
Живая разноцветная Земля |
2 |
Заочный
круиз по
Земле |
|
Мы едем в гости к Лету |
2 |
Урок-
игра |
|
Летние встречи |
2 |
Лесной
бал |
|
Птичий базар |
2 |
Птичий
базар |
Примерная программа курса
"Цветоведение” для подготовительной группы
детской школы искусств
№
урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно
-
предметная деятельность |
рефлексия |
Творче ский
выбор |
цели |
задачи |
Видение,
наблюде-ние |
слушание |
действия |
1 |
Мир
вокруг нас |
музыка |
-создать радостно-
мажорное отношение к окружающему миру |
-развивать
образное
мышление, творческую фантазию |
-хоровод -песня, |
-И. Мазнин. Посмотри мой
юный друг, что находится вокруг. -Я. Дубравин.
Песня о земной
красоте.
-Возьмемся за
руки друзья
муз. М.Про-
Копьевой
-репродукции:
-И.Остроухов.
Пруд
-И.Левитан.
Над вечным
покоем. |
Экологиче-ское
прослуши-вание |
-увидеть бережное
отношение
к природе
через рит-
мопластику |
Вслушаться в
мир
звуков,
передающих
любование
природой
-передать
радостное
настроение
в песне и изобразить
его в рисунке,
движениях |
-показ образа
через
внутренний
мир ребенка
-коллективное
общение,
-диалог
-игра |
-беседа о природе в
рамках
увиденного и услышанного на уроке |
-подражание е горному
эхо,
шум у ручья |
изо |
познакомить с природными материалами |
-учить
бережному
отношению к природной гармонии; -формировать
образное восприятие природы-- |
-пейзаж, -оттенки,
-цвет |
-планшет, -краски,
-кисти |
Экологическая прогулка |
_увидеть разнообразие
красок
окружающего мира |
-вслушаться в
шуршание
листьев |
-рисование, -просмотр
репродукций |
-умение замечать
нюансы
в осенних красках |
-рассмотреть формы
листьев,
силуэты
деревьев |
№
урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно
–
предметная деятельность |
рефлексия |
Творческий
выбор |
цели |
задачи |
Видение,
наблюдение |
слушание |
действия |
2 |
Разноцветная
природа |
музыка |
Наполнить
внутренний мир ребенка яркими красками
окружающего
мира, вызвать
в нем чувства
восторга |
-познакомить с природой
планеты,
-научить
вслушиваться
в изобразительные средства
музыки, настроения |
-ритм, -динамич ный |
Турист- музыкант. муз. Ю.
Чичкова,
сл. К. Ибряева,
Эхо. муз. Е.
Попляновой,
Сл. Н. Пикулевой,
Дом под крышей голубой, муз. М. Славкина, сл. В.
Орлова, Дельфинята. муз. М.Прокопьевой, сл. В.
Балахоненковой, Ф.И.Тютчев "Снежные горы”. |
музыкальное путешествие по
планете |
Развить видение
большой планеты, расширить кругозор ребенка. |
Услышать
величие
гор, эхо в горах, радостную музыку леса, игривый,
заводной характер дельфинов |
Показ образа с
использованием мелкой моторики Игра "Эхо” |
Разговор о планете |
Составить устный рассказ о
горах, море , лесе |
изо |
Научить видеть
разнообразие красок окружающего мира и
передавать впечатления с помощью различных
художественных приемов |
С помощью природных
красящих веществ сделать салфетку "Теплая
осень” |
-цвет, -желтый,
-охра,
багряный,
рябиновый |
Сок ягод и плодов (черная и
красная рябина, калина, облепиха, виноград ).
Глина, уголь, бумага, кисти |
Урок природных
исследований |
Поиск нужных
оттенков |
Говорим о цвете
и
форме природных объектов |
Работа в технике монотипия |
Работа с природными
красками |
Исследовать возможности
растительных красок |
№
урока |
Целеполагание |
понятия |
оборудование |
оргформа |
Учебно
-
предметная деятельность |
рефлексия |
Творческий
выбор |
цели |
задачи |
Видение,
наблюдение |
слушание |
действия |
3 |
Гармония
в
природе |
|
|
|
|
|
музыка |
Увидеть с
детьми
гармоничную взаимосвязь Природы |
В ходе урока подвести детей
к выводу о взаимосвязанности и гармоничности
Природы |
- гармония - красота
- хаос
- синкопа |
Песенка о всех на свете
муз. А. Осадчего, сл. Б. Заходера, Жила-была корова
муз. А. Мошкина,
Сл.А. Чернакова Г.Струве сл.Н.Соловьевой "С
нами, друг!”, Небылица. Рус. нар. прибаутка |
Урок- игра |
Увидеть хаос и
перевести его в гармонию природы |
Услышать в
песнях
муз. рассказ о природном беспорядке |
Трансформация аномальных
образов в гармонничные через мимику, моторику,
разговор, воображение |
Наведение творческого
порядка |
Ответить на вопросы: "Что
случилось, если бы не было - гор,
- воды,
- неба,
- леса,
- морей |
изо |
Дать детям
представление о гармоничном и целесообразном
устройстве Природы |
Изобразить с помощью
пальчиковой живописи Земной шар, вырезать силуэт
человека и закрепить его на Земном шаре |
- природа - гармония,
- я |
Калинина "Какого цвета
счастье?”, слайды, репродукции с изображением
природы, набор красок, кистей |
Урок- игра |
Наполняем душу восторгом
от общения с красками |
Говорим о цвете
и
форме природных объектов |
Сделать несколько
отпечатков в технике монотипия |
Ищем ответы на вопрос: "Что
чувствуем, когда смотрим на небо, воду, лес, горы” |
" Я”- и окружающий мир |
|