Ход урока 1. Вступительное слово учителей. Особенность данного
урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и
математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока
целесообразно, так как темы "Имя числительное” (русский язык) и "Число”
(математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего
нас мира. 2. Тема: "Число. Имя числительное”. (Слайд
1) Цели:
· повторить особенности правописания числительных;
· развивать умение пользоваться справочными материалами;
· развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе
получения дополнительной информации;
· совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление
аналогий) и общеучебные умения и навыки;
· показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об
окружающем мире.
(Слайд 2) К уроку класс делится на несколько групп, которым
дается опережающее задание. 3.Рассказать сказку, в которой
есть числительные.(Слайд 3) Например, сказка Ф. Кривина "Таблица
умножения”. На последней странице тетради выстроилась таблица
умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по
первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику - от
первого до десятого класса. По первому знаку - это понятно. Ведь
командует парадом Знак Равенства. - Равняйтесь! - командует Знак
Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять
равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая
здесь во всем точность! Таблица умножения - суровая дисциплина, но
числа подчиняются ей легко и охотно. Разве можно не подчиняться
дисциплине, которая существует под знаком равенства? 4.Учитель
математики Историческая справка (Слайд 4) Из истории
возникновения ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Не сразу человек научился
считать и создал имя числительное.Из всех имен эта часть речи самая
молодая. В древнерусском языке названия чисел
( слова) не образовывали особой части речи,а относились или к
прилагательным, или к существительным , или представляли собой сочетания
слов. Так, для обозначения чисел от 11 до 19
употреблялось сочетание из трех слов :ОДИН , ДВА и т.д. +
предлог НА + местный падеж от десять - ДЕСЯТЕ ( т.е. два
сверх десяти). 5.Учитель русского языка. Скажите, почему урок
речи объединяет учителей русского языка и математики? Какие стили
речи вам известны? (Слайд 5)
6. Учитель математики. С
помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают
свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией. В
мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут,
читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались
вместе с народами. По мере изучения математики вы постепенно
знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным
языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания
и переведем с русского на математический язык и обратно. Задания.
(Слайд 6) 1) Два в кубе 2(3)=8 2) Произведение всех делителей
числа восемь 1*2*4*8=64 3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять
3+5+9=17 4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто
сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2 5) Разность числа сто
тридцать пять и частного чисел сто пять и семь 135-105:7=120 А теперь
переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся
тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте). Проверка
(Слайд7) 7.Учитель русского языка Визитная карточка
Когалыма (Слайд 8) . Попытаемся разобраться, чем число
отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных
стихотворений Ванды Хотомской
(Слайд 9): Три Есть у нас 3 сес3цы Вы не знаете их? Как
бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что С3жова Над
окошком жил с3ж. С3чь она мастерица - Приходи к ней, малыш. Сто
У про100го 100рожа - Не про100рный дом, Ча100 в нем 100ножка Бродит
под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног и 100личной ваксой. Чистит
100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100 Сразу
100лько обуви Не носил никто! (Перевод Л. Кондратенко.) -
Почему трудно читать эти тексты? - Когда удобно пользоваться записью
числа цифрами и буквами? - Какая запись числа принята?
- Объясните разницу между понятиями "число” и "имя числительное”. (Число
- математическая величина, имя числительное - часть речи, которая
обозначает число.) (Слайд 10) - Какие цифры обозначают имя
числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100). На доске
опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи. Таблица.
"Части речи”
(Слайд 11).
Части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя
числительное Глагол
|
Вопросы: Кто? Что? Какой? Чей? Какой? Сколько? Что
делать? Что сделать?
|
- Что обозначает каждая часть речи? - Достаточно ли грамматического
вопроса для определения части речи? - Прочитайте словосочетания: Тройка
(за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия), Десятый
(по списку),сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником,
пять (секунд), второй (день). - Определите части речи, пользуясь
опорной схемой. - Ответьте на вопросы: 1) Что общего в словах? 2)
Чем они отличаются друг от друга? (Ученики определяют грамматические
отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей
семантики - значения числа.) 8. Раскройте скобки, найдите
"четвертое лишнее”: 1) Тридцать второй, (трех) мил…ионный,
(двух) тысячный, (десяти) мил…иардный; 2) Имя числительное, простое, полное,
количественное, 3) Грамм, килограмм, миллион, центнер, 4)
Числительное, прилагательное, наречие, определение. (Эта
запись может быть сделана на доске или на карточках.) 9.Учитель
математики. На экране текст (Слайд
13). В середине семнадцатого века население земного шара
составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно
увеличилось до725 миллионов. Еще через столетие население Земли
перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону
человек. - Очень часто культуру речи человека проверяют умением
правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя,
спишите, заменяя все числительные словами. Проверка - чтение текста
вслух и глядя на экран Отдохните от письма. Решим пропорцию. Она не
математическая. Будьте внимательны и сообразительны! (Слайд 14) (пропорция
записана на доске.) а) прилагательное = числительное чудесный
(семь, семерка, семиэтажный) б) существительное = числительное предмет
(тридцать, стол, число, часть речи) 10. Повторим, как вы
усвоили правописание имен числительных. Сначала запишите
последовательность цифрами, а затем словами. (Слайд 15) - 100, 11,
71, 60, 19, 16, 300 000, 988, 1993. - Самопроверка записи на экране (Слайд
16). - Можете ли вы сказать, первой (число в математике) или
второй записью в жизни вы пользуетесь чаще? 11 Какие виды
дробей вы знаете? (Правильные и неправильные.) Лев Толстой как-то
заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что
человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе Как
вы считаете, какой дробью лучше быть - правильной или неправильной? А
вы какая дробь? Решите устную задачу (Слайд 17) Известно, что рост
А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1
фут = 30, 488 см, 1 дюйм = 2, 54 см. Результат округли до единиц. Решение
(Слайд 18) 12.Учитель русского языка Найдите "четвертое
лишнее”.(Слайд 19) А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять; Б)
Девятый, первый, семеро, одиннадцатые; В) Тридцатый, восьмой,
пятиэтажный, третий; Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро. 13.
Игра "Кто больше?” выявит самого эрудированного, любопытного,
трудолюбивого. (Слайд 20)
- Вспомните и назовите произведения, пословицы, поговорки, загадки,
содержащие числительные. 14.(Слайд
21) Письмо по памяти с последующей самопроверкой. Приобрел
я для жирафа Тридцать три огромных шарфа, Чтоб он горло завязал, Чтоб
в мороз не замерзал; А жираф сказал: "Смотри! Еще нужны мне
тридцать три”. 15.(Слайд22). Подведение итогов. Оценки. Выводы
по уроку. - Чем различается запись числа и числительного? - Когда
и для чего используются числительные в речи? - Для чего (по мнению
учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики? -
Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка? ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ: http://poznayko.at.ua/load/chislo_imja_chislitelnoe/21-1-0-2698
|