Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 07.05.2024, 10:27:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Интегрированный урок химии, биологии и валеологии "Элементы – составляющие человека и Земли"
23.02.2011, 21:39:11

Цели: показать единство живой и неживой природы; повторить темы «Неметаллы» (химия), «Нервно-гуморальная регуляция» и «Общий план строения организмов» (биология); сформировать основу для изучения последующего материала.

Задачи: продолжение развития навыков работы с дополнительными источниками информации; формирование умения оценивать одноклассников.

Оборудование:

– красиво нарисованные и прикрепленные к партам химические знаки: С, Fe, Ca, К, Na, P, F, I;
– плакат «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте);
– таблицы «Витамины» и «Содержание элементов в земной коре»;
– образцы минералов из кабинета химии: активированный уголь, глюкоза, пищевая сода, крахмал, йод и другие.

В классе выставляются семь столов с символами элементов, трое учеников выступают в роли химика, биолога и диетолога.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Вступительное слово учителя.

1-й стол: «Углерод»

Химик. Углерод широко распространен в недрах нашей планеты. На него приходится 0,35% земной коры. Мы добываем углерод в форме природного газа, нефти, угля. Углерод встречается также в свободном состоянии (в виде алмаза, графита, карбида).
(Демонстрирует образцы древесных угольков, стержень простого карандаша, активированный уголь.)

Древесный уголь пористый и поглощает растворенные вещества. Это его качество называется адсорбцией. Углерод – неметалл, проявляющий слабые восстановительные свойства. Он участвует в образовании многих химических соединений: углекислого газа (СО2), пищевой соды, крахмала, глюкозы (сопровождает показом).

Биолог. Углерод есть и в органических веществах (белках, жирах и углеводах). Углерод находится в основе витаминов, поступающих в микроскопических дозах вместе с пищей. Их недостаток – авитаминоз – или избыток – гипервитаминоз – ведет к серьезным заболеваниям. Недостаток витамина С становится причиной цинги. Ее симптомы: кровоточивость десен, выпадение зубов, хрупкость костей, сильное ослабление иммунитета. Суточная доза витамина С должна составлять 50 мг. При недостатке витамина А у детей замедляется рост, нарушается формирование зубов, волос, падает зрение.

Диетолог (иллюстрируя рассказ таблицей «Витамины»). Взрослому человеку необходимо употреблять в день 100 г белков и 400 г углеводов.
Углерод содержат цитрусовые, клюква, шиповник, черная смородина, капуста. Используйте эти продукты с целью профилактики авитаминоза.

2-й стол: «Железо»

Химик. О железе было известно еще в глубокой древности. Самые старые железные предметы имеют возраст 3,5 тыс. лет. Именно тогда медный век сменился железным, который продолжается до сих пор. Ведь все сплавы в основном содержат железо. В XIV столетии железо стоило в 5 раз дороже золота, в 20 раз – серебра и в 6400 раз дороже меди.
Железо составляет 42% земной коры. Там находится много минералов: Fe2О3 – красный железняк, Fe3О4 – магнитный железняк, FeS – железный колчедан (показывает). Среди металлов железо находится на втором месте после алюминия по распространенности в природе и на первом месте по значению для человечества.
Миллионы тонн железа были затрачены на создание вооружения. Этот металл – основа современной техники, сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, средств связи и космических кораблей.

Биолог. Железо не только защищает человека снаружи, но и поддерживает его изнутри. В нашем организме содержится 4,2 г этого вещества. Оно есть в эритроцитах – красных кровяных клетках, мышцах, костях. При недостатке железа возникает анемия, сопровождающаяся усталостью и апатией.

Диетолог. Суточная потребность в железе для юношей 15–18 лет и девушек 11–18 лет равна 18 миллиграммам.
Данным веществом богаты свекла, хурма, гранаты, яблоки, печень, мясо, зеленые листья овощей. Только в одном кусочке белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа.

3-й стол: «Кальций»

Химик. В земной коре на кальций приходится 3,25%. Этот элемент был изучен в 1808 году. В свободном виде в природе кальций не встречается, так как обладает большой химической активностью. Серебристо-белого цвета металл, быстро окисляется, хранят его в керосине; он пластичный, режется ножом. Много кальция содержится в осадочных породах: меле, мраморе, известняке (показывает).
Мрамор, гашеную и негашеную известь используют как строительный материал (демонстрирует). Кальций образует разные соединения солей: фосфат, нитрат, карбонат кальция.

Биолог. Кальций – основной компонент зубов, при его дефиците возникают проблемы: кариес, пульпит, выпадение зубов. Кальций входит в состав ферментов. Без него невозможны сокращения мышц, соль СаСl2 играет большую роль в свертывании крови. Кальциевые соли – важная составная часть минерального питания растений (показывает из коллекции минеральных удобрений). Суточная необходимость в кальции для подростков 15–18 лет – 1200 мг, чем старше организм, тем меньше потребность. Нормальное содержание элемента также способствует хорошему кровообращению.

Диетолог. Суточную дозу кальция – 0,8 г – человек может получить из 1 л молока или 150 г творога, 1 яйца, а также рыбы, костных бульонов, капусты, апельсинов, черной смородины. Подростку в год нужно употреблять 438 г кальция – для правильного формирования скелета.
Задача.
Сколько надо выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством кальция, если один стакан содержит 288 мг данного элемента? (Суточная потребность – 1200 мг; значит, 4 стакана).

4-й стол: «Фосфор»

Химик. Фосфор открыл Хеннинг Бранд в 1669 году. В переводе с латинского название элемента означает «светоносный». В земной коре фосфор занимает 0,1%. Он входит в состав минералов: фосфоритов и апатитов. Существуют три аллотропные модификации фосфора – красный, черный, белый. Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Черный – полупроводник. Красный используют для производства спичек, удобрений, кормовых добавок для животных. Ничто живое не может обходиться без фосфора. Этот элемент применяют также в новогодней пиротехнике.

Биолог. В живых организмах фосфор присутствует в костях, мышцах, тканях мозга и нервах. В организме взрослого человека содержится примерно 4,5 г фосфора.
Почти все важнейшие физиологические процессы связаны с превращением фосфорсодержащих веществ. С помощью фосфора образуется АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), а она – носитель энергии. Фосфор участвует в построении РНК и ДНК, которые отвечают за наследственную информацию.
Фосфор необходим детям для формирования костной ткани, он также поддерживает водородный показатель внутренних жидкостей (крови, лимфы, межклеточного вещества).

Диетолог. Фосфор есть в рыбе, морепродуктах, яйцах. Суточная потребность в фосфоре:

– для девочек с 11 до 18 лет – 1200 миллиграммов;
– для женщин с 19 лет и старше – 800 миллиграммов;
– для мальчиков с 11 до 14 лет – 1200 миллиграммов;
– для юношей с 15 до 18 лет – 1200 миллиграммов;
– для мужчин старше 19 лет – 800 миллиграммов.

В год подростку необходимо 438 г фосфора. При его недостатке замедляется рост и повышается хрупкость костей.

5-й стол: «Фтор»

Химик. Многие пытались получить фтор в свободном виде, но они или погибли, или заработали тяжелые увечья.
Это удалось лишь в 1866 г. химику Муассану, за что он был удостоен Нобелевской премии. В переводе с греческого фторос – «разрушающий». В земной коре на фтор приходится 0,08%.
Фтор – очень ядовитый газ бледно-желтого цвета, это самый активный элемент, его электроотрицательность равна 4. В токе его струи воспламеняются шерсть, резина и даже загорается вода.
В свободном виде фтор не существует, он содержится главным образом в минералах, плавиковом шпате. Применяется фтор в ракетных двигателях, он необходим для получения фторорганических соединений, фреонов для газа, заполнения холодильных установок.

Биолог. Человек не может существовать без фтора. Фтор участвует в построении зубной эмали и костей, при его недостатке происходит их разрушение, а также наблюдается усталость.

Диетолог. Чтобы повысить количество фтора в организме, нужно употреблять морепродукты, фторированную воду, чистить зубы пастой, содержащей фтор.
Фтор – микроэлемент. Он находится в молоке, овсе, желтке куриного яйца.

6-й стол: «Йод»

Химик. Йод мало распространен на Земле. Как простое вещество он был получен Куртуа в 1811 году.
Йод в твердом виде – это серое вещество с металлическим блеском. При обычной температуре он испаряется с образованием фиолетовых паров, обладающих резким запахом. Йод растворим в спирте.
Выделяют йод из водорослей. В природе он встречается в морской воде в составе солей: КI, NaI, MgI2.

Биолог. Мы не можем жить без йода. Его недостаток в воде, пище резко снижает выработку гормона щитовидной железы тироксина. Если щитовидная железа не будет вырабатывать и отдавать крови норму тироксина, у человека возникнут усталость и дряблость мышц, произойдут нарушения сердечного ритма, ухудшение пищеварения, аппетита.
Хронический недостаток йода вызывает серьезные нарушения обмена веществ, болезни – зоб, пучеглазие. В древности были зарегистрированы случаи, когда щитовидная железа разрасталась до таких размеров, что ее нужно было везти перед собой на тележке. Суточная потребность в йоде – 150 микрограммов в течение всей жизни.

Диетолог. В горных районах, где наблюдается особый дефицит йода, для приготовления пищи нужно обязательно применять йодированную соль.
Много йода в морской капусте и хурме. В 100 г рыбы пикши содержится 416 микрограммов, в 100 г лосося – 216 мкг йода. Йод есть в хлебе (8,5 мкг в 100 г), овсе, рисе.

7-й стол: «Калий и натрий»

Химик. Калий и натрий – представители семейства щелочных металлов, из-за своей активности они не могут находиться в природе в виде простых веществ.
Калий и натрий содержат минералы галит и сильвинит. Каменную соль, которую мы едим, добывают открытым способом в озерах Эльтон и Баскунчак на Алтае. Даже летом эти водоемы покрыты соляной коркой. Калий – составная часть микроудобрений. Это серебристо-белый металл, очень мягкий, он легко режется ножом, хранится в керосине. В земной коре содержится 2,3% калия.
Натрий – серебристо-белый металл с высокой электропроводимостью, мягкий, хранится в керосине. В земной коре на него приходится 2,4%. Оба элемента были открыты Дэви в 1807 году.

Биолог. Человек никак не может обходиться без этой «сладкой парочки». Пока клетка жива, между ней и межклеточной средой стойко удерживается различие концентрации ионов К+ и Na+. От этого зависит интенсивность обмена веществ в тканях.
Калий обеспечивает водный баланс, сердечную деятельность, метаболизм углеводов и белков. Он концентрируется в мышечной и костной тканях, в крови. Недостаток данного вещества в организме приводит к нарушению работы сердца, и это ведет к аритмии.
Na сосредоточен в крови, мышечной и костной тканях. Он отвечает за передачу нервного импульса. Дефицит натрия приводит к головным болям, слабости, ухудшению памяти, потере аппетита.

Диетолог. Мы вынуждены употреблять с пищей поваренную соль – NaСl. Суточная потребность в ней для взрослых – 9 г, для детей – 15–20 г.
Калий приходит к нам в организм с апельсиновым соком, бананами, сухофруктами, картофелем. Ежедневная потребность в калии для человека – 3 г.

Заключение

Учитель. Отметки за урок, несомненно, важны, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы примените на практике свои знания, которые получили сегодня. Здоровье на 75% зависит от образа жизни, который вы будете вести.
Завершить занятие хотелось бы словами Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать».

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Вилли | Теги: педсовет, методическая копилка, химия в школе, Химическая реакция, чителю
Просмотров: 1553 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0