I. Актуализация знаний
1. Учитель говорит ученикам о том, что им
известно такое средство художественной
выразительности, как гипербола, и просит
напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об
употреблении гиперболы в произведениях устного
народного творчества. Ученики выделяют
гиперболу и объясняют функции использования в
тексте (повторение за 3–5-й классы).
2. Практическая работа: в указанной учителем
главе романа Рабле ученики находят примеры
использования гиперболы. Примеры записываются в
тетрадь в одну колонку.
II. Формирование понятия о гротеске
1. Во вторую колонку учитель вместе с
учениками записывает примеры гротеска, не
комментируя записи. Пример записи:
Гипербола |
Гротеск |
1. Перечень всевозможных предметов:
сколько съедено, чем вытирал нос… 2. Жан так
"отбарабанивал” обедни, что монахи не успеют
лба перекрестить, а служба кончилась.
3. Так тузил грабителей, что валил их толпами.
4. Кобыла величиной в 6 слонов, с пальцами на
ногах и большим рогом сзади. |
1. Мэтр Янус и его помощники
поклялись, что не станут ни мыться, ни сморкаться,
пока не получат обещанной награды. Так они и до
сих пор ходят грязными и сопливыми. 2. Застрявшие
в зубах Гаргантюа паломники решили, что они
попали в какое-то подземелье. |
Ученики сами сравнивают примеры гиперболы и
гротеска и определяют их сходства и отличия.
2. Запись и осмысление опорного конспекта.
Задание. Ученики самостоятельно ищут в
тексте примеры использования гиперболы и
гротеска, обосновывают и дополняют записи в
таблице. Затем они знакомятся с определением
понятия.
Гротеск — тип художественной
образности, основанной на фантастике, смехе,
гиперболе, причудливом сочетании и контрасте
фантастического и реального, прекрасного и
безобразного, трагического и комического,
правдоподобия и карикатуры. Роль гротеска:
средство сатирического изображения явления,
характеров; помогает раскрыть противоречия в
реальном мире; создает особый гротескный
мир — мир отклонения от нормы, неестественный,
абсурдный.
III. Применение полученных знаний в новых
ситуациях, выполнение творческих заданий
1. Введение в текст гиперболы и гротеска:
учитель раздаёт карточки с напечатанным
отрывком из романа Рабле, где пропущены
гипербола и гротеск. Нужно ввести в текст
гиперболические или гротескные детали,
создающие картину в стиле Рабле. Примечание для
учителя: можно использовать любой текст; в этом
случае задание остаётся прежним, но задача —
передать стиль Рабле — приобретает иную
степень сложности.
Текст для примера
…Наши путешественники весело ехали
путём-дорогой, сладко ели и пили, пока не проехали
Орлеана. А там пошёл густой лес длиной
………………… и шириной …………. В этом лесу кишмя
кишели слепни и оводы, и это было для лошадей
чистое наказание. Однако лошадь Гаргантюа не
растерялась и отомстила им за своих искусанных
родственников. Как только наши друзья вступили в
лес и на них напали оводы, лошадь так замахала
хвостом,
что.………………………………………………………Она махала
хвостом вправо, влево, туда, сюда, вдоль и поперёк
и косила деревья так, как ……………. Скоро весь лес
был повален. Повсюду лежали кучи переломанных
деревьев. Само собой разумеется, что после этого
в живых не осталось ни одного овода (Глава 16).
2. Сочинение-миниатюра (возможно в качестве
домашнего задания) «Случай из жизни» с введением
гиперболы и гротеска. Цель: создать через детали,
ситуацию особый (гротескный) авторский мир.
3. Найдите в романе Рабле эпизод,
соответствующий рисунку Доре. Сопоставьте
графическое и словесное изображения:
а) в чём проявляется близость
гротесково-комического мироощущения Доре и
Рабле?
б) какими художественными приёмами и
средствами художник и писатель создают
гротескный мир?
Урок 2. Проблемы эпохи Возрождения
в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Слово учителя
На уроках литературы вы познакомились с тем,
что Рабле в своём романе использует различные
сатирические приёмы, среди которых важнейшими
являются гипербола и гротеск. Однако смех автора,
создающий общий фон повествования, не скрывает
серьёзнейших проблем эпохи, которые Рабле не
только ставит, но и вполне определённо, по-своему,
решает. Это вопросы войны, мира и справедливого
правления (борьба Грангузье с Пикрохолем),
гуманистической педагогики (воспитание
Гаргантюа), науки (учение Гаргантюа в Париже), это
и вопрос о цели человеческих стремлений и о
свободном, счастливом обществе (история
Телемского аббатства), а также справедливости
судопроизводства и Церкви (путешествие
Пантагрюэля на острова).
Ещё в предисловии Рабле смеётся над читателем,
балагурит, ставит в тупик, однако одновременно и
убеждает нас в серьёзности своего произведения: "Откройте
этот ларец — и вы найдёте внутри дивное,
бесценное снадобье: живость мысли
сверхъестественную, добродетель изумительную,
мужество неодолимое, трезвость беспримерную,
жизнерадостность неизменную, твёрдость духа
несокрушимую и презрение необычайное ко всему,
из-за чего смертные так много хлопочут, суетятся,
трудятся, путешествуют и воюют”.
Предлагаем вам сегодня на уроке "открыть
ларец” и за авторским балагурством и шуткой
понять, осмыслить серьёзные проблемы, которые
волновали современников Рабле. Ваша задача
заключается в том, чтобы, вспомнив определённые
эпизоды истории Средневековья и эпохи
Возрождения в Европе, определить, как, через
какие приёмы историческая действительность
отражается в романе Рабле. Работаем в группах,
каждая из которых получает карточку с заданием
по определённой исторической проблеме. Вы
готовите небольшие сообщения, используя знания
по истории и литературе и ориентируясь на
следующие критерии (записаны на доске).
- Чёткое изложение сути проблемы и задания,
указанного на карточке.
- Логическое представление информации: краткая
историческая справка по своему вопросу, краткий
пересказ эпизода, в котором отражена реальность,
или рассуждение по проблеме с включением цитат
из рассматриваемого эпизода, обобщение (или
вывод) по проблеме.
- Правильно отобранные сведения, детали, образы:
умение выделить основное.
- Научный стиль изложения.
- Грамотное использование терминологической
(исторической и литературоведческой) лексики.
Информационные карточки
1. Недостатки и достоинства системы
воспитания и образования в средневековой Европе,
представленные в романе Рабле.
Задания: 1) Вспомните, какая система
образования и воспитания существовала в эпоху
Средневековья, в чём её суть? Какими приёмами
Рабле раскрывает недостатки этой системы в главе
XIV книги 1?
2) Просмотрите главы о воспитании и
образовании Гаргантюа в Париже. Чем отличается
система воспитания и образования, предложенная
Панократом? Какие приёмы использует автор для
раскрытия сути этой системы? (Глава XXIII книги 1).
2. Проблемы гуманистической педагогики.
Задание: Прочитайте письмо Грангузье сыну
(глава XXIX книги 1) и Гаргантюа сыну (глава VIII книги
2) и найдите доказательства того, что они отражают
гуманистические идеи эпохи Возрождения. Можно ли
считать эти письма педагогическим посланием
читателю?
3. Особенности феодальных войн в период
создания централизованного государства в Европе
XV века.
Задания: 1) Вспомните историю борьбы
Людовика XI и Карла Смелого, назовите причины их
раздоров. Составьте краткое сообщение об истории
их борьбы и её результатах.
2) Просмотрите главы XXXI–XXXIII, XLIII–LI книги 1 о
войне Грангузье с Пикрохолем. Как отражены
феодальные раздоры в романе? Какие приёмы
разоблачения особенностей феодальных войн
использует Рабле?
4. Гуманистическое начало в идее создания
идеального государства.
Задания: 1) Познакомьтесь с представлением
об идеальном государстве Томаса Мора,
определите, что для него является критериями
идеального государства.
2) Прочитайте главы LII–LVII о Телемской
обители. Как Мор и Рабле решают проблему
реальности создания идеального государства?
5. Антиклерикальные мотивы в романе Рабле (книга
4).
Задания: 1) Вспомните, какие трудности
испытывала католическая Церковь в период
становления централизованных государств;
установите взаимосвязь между положением Церкви
и распространением ересей, определите, против
каких пороков Церкви они были направлены.
2) Просмотрите главы XLVIII–LIV книги 4, где
представлен весь католический мир на острове
Папиманов. Что и какими приёмами и средствами
высмеивает Рабле в деяниях католической Церкви?
6. Пороки и добродетели средневекового
судопроизводства.
Задания: 1) Вспомните, кто обладал правом
суда в средневековом обществе, дайте оценку
судебной системе, определив её положительные и
отрицательные стороны.
2) Просмотрите главы XI–XV книги 5, где
представлены юристы-законники, проживающие на
острове Пушистых Котов. Как эрцгерцог Цапцарап
решает проблему соотношения порока и
добродетели? Какие приёмы использует Рабле для
разоблачения произвола судопроизводства?
В результате работы над заданиями ученики
должны обратить внимание на вопрос: насколько
Рабле считает возможным преодоление
высмеиваемых им пороков средневекового
общества? Размышления над этим вопросом должны
подвести учеников к решению проблемы: роман
Рабле — это гимн гуманизму или отражение
кризиса идей гуманизма? Вывод по проблеме
должен быть обоснован. |