Цель урока:
- Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах ста;
- Развитие логического мышления, памяти, вычислительных навыков,
навыков решения уравнений.
- Воспитание любви к природе, коллективизма, взаимовыручки.
Тип урока: Игра-путешествие.
Оборудование: Карта путешествия, изображение
фруктов, сундук с шифром, иллюстрации попугая, слона, пирата.
Тип урока: Урок — путешествие.
Оборудование: Карта путешествия, иллюстрации
попугая, слона, фруктов, пиратов
Ход урока:
1. Организационный момент. Круг радости
Сегодня мы отправляемся в морское путешествие на остров Сокровищ.
Путешествие далёкое и интересное. Наш путь будет лежать через моря
и океаны, мимо таинственных островов, где нас ждут необыкновенные
приключения. В пути нам пригодятся ваши знания, умения и навыки,
полученные на уроках математики. Давайте посмотрим друг на друга,
улыбнемся и пожелаем друг другу счастливого пути.
2. Минутка чистописания
Наш корабль будет проходить мимо пяти островов, поэтому мы напишем
цифру 5.
3. Математический диктант
- Запишите число, следующее за числом 17;
- Сколько нужно отнять от 10, чтобы получилось 8;
- Запишите число, в котором 10 десятков;
- Запишите число, которое стоит перед 36;
- Запишите число, в котором 1 десяток и 8ед;
- Первое слагаемое 40, второе 4. Найдите сумму;
- Уменьшаемое 70 вычитаемое 10. Чему равна разность?
- Запишите число, которое стоит между числами 73 и 75;
- Запишите число, в котором 5 десятков и 6 ед.
Работа в парах
Поменяйтесь тетрадками др. с другом, возьмите простой карандаш
и давайте проверим работу 18, 2, 100, 35, 18, 44, 60, 74, 56.
Посмотрите внимательно на ряд чисел и скажите, какие числа в этом ряду
могут быть лишними и почему?
100 — трёхзначное число.
2 — однозначное число.
18 — повторяется 2 раза.
35 — нечётное число.
44 — одинаковая цифра в записи десятков и единиц.
Итак, у нас получается 100, 2, 18, 35, 44. Поставим эти числа
в порядке возрастания, и мы сможем определить маршрут нашего
путешествия.
На доску вывешивается карта путешествия:
|
2 |
18 |
35 |
44 |
100 |
Порт — |
Остров Попугаев — |
Остров слонов — |
Банановый остров — |
Пиратская пристань — |
Остров Сокровищ — |
Устный счёт
Молодцы, ребята! Маршрут нами проложен, но для этого нужно посчитать,
сколько взять с собою припасов. Ведь путь у нас долгий и нёлёгкий.
И так, нам нужно взять с собой 11 мешков муки. Это 8 мешков пшеничной
муки и сколько ржаной! (11–8=3).
12 мешков крупы. Это 4 мешка пшёнки и сколько гречки? (12–4=8)
14 ящиков с консервами. Это 6 ящиков тушёнки и сколько ящиков
с рыбными консервами? (14–6=8)
11 бочек сока. Это 5 бочек апельсинового сока и сколько яблочного?
(11–5=6)
Нам ещё нужно взять с собой овощи. 12 мешков моркови и лука 6 мешков
и сколько моркови? (12–6=6)
15 мешков картофеля и капусты. 8 мешков картофеля и сколько капусты?
(15–8=7)
Ну и, конечно, не забыть сладости. Возьмём с собой 14 ящиков конфет
и печенья. 7 ящиков конфет и сколько печенья? (14–7=7)
Провизией мы запаслись и можем смело отправляться в путешествие.
Итак, у нас на горизонте виднеется остров Попугаев. Нас встречает один
из представителей этого острова — попугай Ара. А кто же еще живёт
на этом острове? Для этого вам необходимо решить задачи в стихах,
которые приготовил для нас попугай.
Задачи в стихах
1) 50 ворон на крышу сели,
7 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (57)
2) 7 малюсеньких котят, что,
Что дают им, всё едят,
Ещё 7 сметаны просят
Сколько же всего котят? (14)
3) 32 цыплёнка стоят, на скорлупки глядят.
8 яичек в гнезде у наседке лежат.
Сосчитай поверней, отвечай по скорей
Сколько будет цыплят у наседок моих? (40)
Решение задач
А теперь плывём дальше. И перед нами остров Слонов. А вот и маленький
слонёнок. Он чем-то очень расстроен. Вот что, оказывается,
случилось: Он не может решить задачу. Давайте поможем, слонёнку решить
задачу: На одной пальме 20 кокосов, а на другой на 5 кокосов больше.
Сколько кокосов на двух пальмах?
На одной пальме сидят 30 обезьянок, а на второй на 12 меньше. Сколько
обезьян сидят на двух пальмах?
Спасибо. Слонёнок всё понял. Давайте попрощаемся с ним и снова
в путь!
Минутка тишины
(Шум моря.) Сядем так, чтобы спина была ровной, руки и ноги
не скрещивались. Закроем глаза и представим, как от солнышка отделяется
маленький солнечный лучик, такой же маленький, как вы. Он спустился
с небес и пощекотал ваши щёчки, прыгнул в вашу голову, осветил её,
спустился вниз и осветил всё ваше тело Дует легкий ветерок. Слышится шум
моря. Вдруг маленькая сказочная птичка прилетела и села на матчу
корабля. Она запела о том, где она летала и что видела в дальних
странах. Откройте глаза. Она что-то принесла нам в клювике.
(Дети читают записку, в которой ребят приглашают на остров Геометрии.
И живут там геометрические фигуры.) Дети инсценируют стихотворение —
шутку Е. Паина «Треугольник и Квадрат».
1-ученик:
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший — квадратный,
Добродушный, прятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3-ученик: «Почему ты злишься, брат?
1-ученик: Тот кричит ему:
2-ученик:
«Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов три,
У тебя же их четыре!»
1-ученик: Но квадрат ответил:
3-ученик: «Брат! Я же старше, я — квадрат».
1-ученик: И сказал ещё нежней:
3-ученик: «Неизвестно, кто нужней!»
1-ученик:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
2-ученик:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился — был квадратным,
А проснёшься без углов!»
1-ученик:
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Лево руля! Право руля! Прямо!
Учитель: Дети, Что случилось с братьями? Могло этого не произойти?
Почему? Какой вывод нужно сделать? (Зависть — плохое качество. Нельзя
завидовать.)
Работа в группах
Перед нами Банановый остров. Он не зря так называется. На нём растёт
очень много бананов. А кроме того, и другие фрукты и ягоды. Здесь
мы сможем пополнить свои запасы. Давайте посмотрим, чем мы сможем
полакомиться на этом острове. На доске записаны примеры, то, что растёт
и не растёт на банановом острове. На каждом фрукте стоит число. Если оно
совпадает с каким-нибудь ответом на один из предложенных
примеров, то такое растение на острове есть, и мы сможем отведать его
плоды. Итак, решите примеры и выясните, что же растёт на этом острове.
Виноград 30 |
Клубника 24 |
Сорока + (А+37) |
Арбуз 79 |
апельсин 43 |
(ТТ - 7) -32 (100-8)-32 |
Яблоко 63 |
ананас 81 |
77-х=О 88-х=20 |
Кокос 25 |
слива 62 |
х+7=70 х+8=80 |
Дети решают примеры.
60-35=25 |
90-9=81 |
х+6=13 |
24+6=30 |
70-8=62 |
х+6=14 |
70-27=43 |
30-6=2 |
15-х=6 |
Итак, мы, пополнили свои запасы вкусными фруктами. А теперь вперёд,
на остров сокровищ! Но что это? Впереди пиратская пристань! Но нам ведь
совсем туда не нужно. Наверное, капитан допустил ошибки в расчётах.
Нужно скорее исправить эти ошибки, пока корабли не захватили пираты.
На доске.
8+7 |
7+6 |
14+5 |
19+1 |
14-6 |
15-9 |
80-24 |
30+5 |
40-15 |
31+9 |
30-7 |
45+5 |
Ошибки найдены! Корабль благополучно минует пиратскую пристань. И вот
мы, наконец, на острове сокровищ. Осталось найти клад. Перед вами
сундук. Мы сможем открыть его, если правильно разгадаем шифр. Для этого
надо решить примеры. Число полученное соответствует букве алфавита.
Напишите рядом эту букву. И вы узнаете, Что лежит в сундуке.
20-6=14 |
М |
36-24=12 |
К |
90-74=16 |
О |
31-30=1 |
А |
10+3=13 |
Л |
9+9=18 |
Р |
8+8=16 |
О |
71-70=1 |
А |
35-30=5 |
Д |
8+6=14 |
М |
13+11=24 |
Ц |
15-8=7 |
Е |
30-1=29 |
Ы |
76-63=13 |
Л |
|
|
50-20=30 |
Ь |
Молодцы! Клад найден! А теперь давайте подведём итог нашего
путешествия.
Круг «От сердца к сердцу»
Дети становятся в круг и говорят, что необходимо знать, чтобы
благополучно добраться до острова и найти клад.
Итог урока. Выставление оценок.
|