Данный урок может быть вводным по теме «Марк Твен» (5 класс, программа А.Т.Кутузова)
ЦЕЛЬ: Изучение творчества источников информации.
ЗАДАЧИ: 1.Обобщить и закрепить полученные ранее библиотечно-библиографические знания для информационного поиска по конкретной теме (Марк Твен) 2.Содействовать развитию кругозора, их умения выражать свои мысли и работать в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей. 2.Справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, в которых имеется информация о М. Твене. 3.Вопросы с заданиями группам.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. Урок проводится с использованием РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо). Основная схема - «вызов-осмысление-размышление-рефлексия» 1. Урок проводится в библиотеке только с одним классом, или для каждого класса отдельно. 2. Время проведения 45 или 90 минут. 3. Задания рассчитаны на индивидуальную, парную (по парам) или командную (по 4 человека) работу. 4. 3а ответ учащихся благодарят. 5. По ходу занятия учащимся разъясняются условия работы. 6. Класс разбивается на группы по 4-5 человек. 7. По итогам урока в журнал выставляются только положительные оценки.
ХОД УРОКА: УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Сегодня мы начинаем изучение творчества американского писателя Марка Твена. 30ноября 2010 года ему исполнилось 175 лет. Любимая книга разных поколений «Приключения Тома Сойера», написанная им в 1875 году, в этом году ей исполняется 135 лет. ВОПРОС: Как вы считаете, почему эта книга остаётся любимой? (Ответы детей после 1 минуты обсуждения в группах) Как только кто-то произносит слово «талант, талантливый» - вывешивается вопрос «Чем определяется талант писателя?». БИБЛИОТЕКАРЬ: Вопрос не простой. Чтобы на него ответить нужно почитать книги Марка Твена, а также книги и статьи, которые написаны о нём! Вам предлагается задания в группах. Каждой группе - своё задание и результаты, и путь поиска объясняете всему классу. Напомню, что вы можете использовать каталоги, энциклопедии, справочники, картотеки. ЗАДАНИЯ: 1 гр. Какие книги Марка Твена есть в библиотеке гимназии? 2 гр. Перечислите наиболее известные книги, которые были написаны Марком Твеном? З гр. Предложите 2-3 источника (книги или статьи) о творчестве М. Твена. 4 гр. Верно ли утверждение, что литературным героям Т. Сойеру и Г. Финну поставили памятник? Докажите это? 5 гр. Как американский писатель Эрнест Хемингуэй характеризовал значение творчества Марка Твена? УЧИТЕЛЬ: Почему у автора Т. Сойера такая удивительная фамилия? Что она означает в переводе с английского языка? БИБЛИОТЕКАРЬ: Предлагаю вам найти такую информацию. У вас на столах лежат словари: англо-русский, русско-английский, иностранных слов. УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Молодцы, хорошо поработали. Теперь вы знаете, что многие, написанные Марком Твеном произведения основаны на жизненных ситуациях. Сюжеты взяты из жизни. ВОПРОС: Как вы думаете Марк Твен детский писатель? Докажите своё утверждение. БИБЛИОТЕКАРЬ: Доказывать нужно ссылаясь на конкретный источник информации. Кроме того, можно сослаться на задание, которое выполняла одна из групп (Дети могут сослаться на задание «перечислите книги, написанные Марком Твеном») и сделать выводы. УЧИТЕЛЬ: Конечно, Марк Твен писал и взрослые книги, он непревзойдённый мастер юмористических рассказов. А теперь внимание на доску. «Чем же определяется талант писателя?» Принимаются гипотезы, после ответов детей учитель дает задание на следующий урок: Используя СБА библиотеки разыскать статью о М.Твене и прочитать о повести «Приключения Тома Сойера». |