Цель
урока:
дать
общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение
человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Задачи
урока
Воспитательные Воспитывать
любовь к родной природе и чувство патриотизма;
бережное отношение к чувствам окружающих.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональное
восприятие музыки, стихов, живописи.
Обучающие Обучать умению
выражать словами свои чувства, по ассоциациям
создавать пейзаж и музыкальную драматургию
произведения.
Развивающие Обогащать
словарный запас детей, развивать фантазию и творческое
начало, музыкальный слух. Развивать умение
соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями С.Рахманинова и
полотнами русских художников.
Тип
урока:
комбинированный.
Интеграция предметов гуманитарного цикла.
Средства
оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи
Н.Рубцова,
прелюдии С.В.Рахманинова, репродукции картин русских художников.
Ход урока
Слово
учителя музыки
Звучит стихотворение Н.Рубцова "Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии№10, ор.32 (№20)
С.Рахманинова.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
останется чиста!
Перед этой
желтой, захолустной,
Стороной
березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и
грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
старым сельсоветом,
Перед этим садом
у моста
Перед всем
старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного
креста!
Какие зрительные
образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?
Какие чувства
испытывает лирический герой?
Помогла ли вам
музыка понять настроение героя?
Слово учителя ИЗО
Выразите в
выкрасках настроение, переданное в стихах и музыке.
Цвет оказывает
на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение,
тревогу, чувство тоски или грусти.
Успокаивающее воздействие оказывают
зеленый, синий цвета.
Волнующее воздействие - пурпурный,
красный, оранжевый, желтый цвета.
Действие цветов
обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве
принято считать, что
красный
-
согревающий, оживляющий, активный, энергичный;
желтый
-
теплый,
бодрящий, веселый, привлекательный;
оранжевый
-
веселый,
радостный, пламенный, добрый;
зеленый
-
спокойствие,
приятное и мирное настроение;
синий
-
серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;
фиолетовый
-
1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.
В какой колорит
окрашено стихотворение Н.Рубцова?
Слово
учителя словесности
О чем
стихотворение? Назовите ключевое слово? ("Душа”, "чиста”).
Подберите
синонимы, антонимы к слову "душа”.
Душа
-
внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление.
Бездушие
-
1. Без сочувствия, живого отношения к чему-либо; 2. Жестокость.
Так толкует
наука, а ваши ассоциации? Подберите эпитеты так, чтобы они начинались
составляющими
слово "душа” буквами.
Д
-
доброжелательная
У
-
умиротворенная
Ш
-
широкая
А
-
артистичная
Что значит "душа
чиста”?
Цель
нашего урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить
философию лирики
(отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Слово
учителя музыки
Прозвучавшие
стихи принадлежат русскому поэту Николаю Рубцову, а музыка русскому композитору
Сергею Рахманинову.
Что позволило
объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в
разных сферах искусств?
Слово учителя
словесности
Как строит душу
ребенка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное
ожесточением, бездуховностью время поэзия эта способна пробудить, очистить нас, вернуть данное
нам природой чувство прекрасного.
Пусть
сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе
зернышко, чтобы в будущем
у каждого из вас был свой добрый причал, такой как поэзия Рубцова.
Основные мотивы творчества поэта
- Родина (большая и малая), природа, русская душа.
Любимые образы: свет, звезда,
огонек, дом.
Попробуйте
объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова "В горнице моей
светло…”.
(Песня
исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).
В горнице моей
светло -
Это от ночной
звезды.
Матушка возьмет
ведро,
Молча принесет
воды.
Красные цветы
мои
В садике завяли
все.
Лодка на речной
мели
Скоро догниет
совсем.
Дремлет на стене
моей
Ивы кружевная
тень,
Завтра у меня
под ней
Будет
хлопотливый день.
Буду поливать
цветы,
Думать о судьбе
своей,
Беду до ночной
звезды
Лодку мастерить
себе.
Как вы понимаете,
что значит "дом” для поэта? И вообще дом?
Как вы считаете,
дом в стихах открытое или закрытое пространство?
Цель
урока:
дать
общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение
человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Задачи
урока
Воспитательные Воспитывать
любовь к родной природе и чувство
патриотизма;
бережное отношение к чувствам
окружающих.
Воспитывать слушательскую культуру,
эмоциональное
восприятие музыки, стихов, живописи.
Обучающие Обучать умению
выражать словами свои чувства, по
ассоциациям
создавать пейзаж и музыкальную
драматургию
произведения.
Развивающие Обогащать
словарный запас детей, развивать фантазию и творческое
начало, музыкальный слух. Развивать умение
соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями С.Рахманинова и
полотнами русских художников.
Тип
урока:
комбинированный.
Интеграция предметов гуманитарного цикла.
Средства
оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова,
прелюдии С.В.Рахманинова, репродукции картин русских художников.
Ход урока
Слово
учителя музыки
Звучит стихотворение Н.Рубцова "Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии№10, ор.32 (№20)
С.Рахманинова.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
останется чиста!
Перед этой
желтой, захолустной,
Стороной
березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и
грустной
В дни осенних
Горестных
дождей.
Перед этим
старым сельсоветом,
Перед этим садом
у моста
Перед всем
старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного
креста!
Какие зрительные
образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?
Какие чувства
испытывает лирический герой?
Помогла ли вам
музыка понять настроение героя?
Слово учителя ИЗО
Выразите в
выкрасках настроение, переданное в стихах и музыке.
Цвет оказывает
на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение,
тревогу, чувство тоски или грусти.
Успокаивающее воздействие оказывают
зеленый, синий цвета.
Волнующее воздействие - пурпурный,
красный, оранжевый, желтый цвета.
Действие цветов
обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве
принято считать, что
красный
-
согревающий, оживляющий, активный, энергичный;
желтый
-
теплый,
бодрящий, веселый, привлекательный;
оранжевый
-
веселый,
радостный, пламенный, добрый;
зеленый
-
спокойствие,
приятное и мирное настроение;
синий
-
серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;
фиолетовый
-
1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.
В какой колорит
окрашено стихотворение Н.Рубцова? (Работы детей, рисунок 1,2).
Слово
учителя словесности
О чем
стихотворение? Назовите ключевое слово? ("Душа”, "чиста”).
Подберите
синонимы, антонимы к слову "душа”.
Душа
-
внутренний, психический мир человека, его сознание, мышление.
Бездушие
-
1. Без сочувствия, живого отношения к чему-либо; 2. Жестокость.
Так толкует
наука, а ваши ассоциации? Подберите эпитеты так, чтобы они начинались составляющими
слово "душа” буквами.
Д
-
доброжелательная
У
-
умиротворенная
Ш
-
широкая
А
-
артистичная
Что значит "душа
чиста”?
Цель
нашего урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить
философию лирики
(отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
Слово
учителя музыки
Прозвучавшие
стихи принадлежат русскому поэту Николаю Рубцову, а музыка русскому композитору
Сергею Рахманинову.
Что позволило
объединить стихи и музыку двух талантливых людей, живших в разные эпохи и творивших в
разных сферах искусств?
Слово учителя
словесности
Как строит душу
ребенка народная сказка, как обновляет землю первый дождь, так в наше страшное
ожесточением, бездуховностью время поэзия эта способна пробудить, очистить нас, вернуть данное
нам природой чувство прекрасного.
Пусть
сегодняшний урок будет подарком для вас и посеет в каждом из вас доброе
зернышко, чтобы в будущем
у каждого из вас был свой добрый причал, такой как поэзия Рубцова.
Основные мотивы творчества поэта
- Родина (большая и малая), природа, русская душа.
Любимые образы: свет, звезда,
огонек, дом.
Попробуйте
объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова "В горнице моей
светло…”.
(Песня
исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).
В горнице моей
светло -
Это от ночной
звезды.
Матушка возьмет
ведро,
Молча принесет
воды.
Красные цветы
мои
В садике завяли
все.
Лодка на речной
мели
Скоро догниет
совсем.
Дремлет на стене
моей
Ивы кружевная
тень,
Завтра у меня
под ней
Будет
хлопотливый день.
Буду поливать
цветы,
Думать о судьбе
своей,
Беду до ночной
звезды
Лодку мастерить
себе.
Как вы
понимаете, что значит "дом” для поэта? И вообще дом?
Как вы считаете,
дом в стихах открытое или закрытое пространство?
Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в
стихах. Но что человек без этих чувств?
Лирический герой связывает свою печаль с миром
природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем
доказать это.
У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой
осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник
разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только
они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном
многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает
чувства, настроение.
Слово
учителя ИЗО
Рисуем северный пейзаж.
I. Жанр - пейзаж.
II. Выразительные средства.
1. Выбор сюжета (северная природа, небо, деревья)
2. Композиция (выбор формата: вертикальный или
горизонтальный, композиция должна быть соразмерная, уравновешенная;.не забудьте о линейной
перспективе, а затем и о законах воздушной перспективы)
3. Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план -
сопки, линия воды; первый план - силуэты деревьев, стволы, веточки, почва, камни,
трава; детали рисунка).
1. Техника выполнения может быть смешанная. Давайте возьмем
мелки, акварель.
2. Контраст цвета.
3. Колорит: выбираем время года, время суток,
состояние природы; определяем построение,
цвет, фон.
III. Практическая работа.
1. Смочить лист водой.
2. Выбрать 2-3 цвета, покрыть небо (говорят, что самое
красивое - северное небо).
3. Выемка краски - светило, тучи.
4. Воздух (голубая планета Земля).
5. Добавить цвет (вода темнее, чем небо).
6. Средний план (чем ближе предмет, тем теплее).
7. Первый план - силуэты деревьев, стволы, большие
ветви, средние, маленькие. веточки, внизу почва, растения.
Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый,
красный.
Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий.
После выполнения рисунков выставка работ на доске. Учащиеся показывают свой рисунок и цитируют к нему строки из стихов Н.Рубцов
Слово
учителя музыки
Почему многие
стихи Н.Рубцова положены на музыку?
Благодаря
музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы.
На стихи Н.Рубцова
написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся.
Звучит песня "Букет”,
муз. Барыкина в исполнении автора.
Эта песня о
самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви.
Разучивание и исполнение песни.
Вывод
Как в ходе
сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь литературы, музыки и изобразительного
искусства?
|