Цель: развитие целостного восприятия мира на примере раскрытия образа мамы вербальными средствами и различными видами искусства.
Задачи: • закрепление лексических единиц английского языка по темам "Внешность”, "Характер”, тренировка навыков устной речи; • развитие умения ритмически импровизировать на заданную тему и применять цветовые растяжки на заданной форме; • воспитание уважительного отношения к материнству; обогащение образа матери через знакомство с шедеврами искусства, посвящёнными женщине, матери.
Оснащение урока: • магнитофон, рояль, музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, балалайки, бубенцы, трещётка, кастаньеты, маракасы, бубен и т.д.); • кисти, краски, шаблоны цветов из бумаги.
Зрительный ряд: Ван Гог Винсент Виллем "Августина Рупен со своим молочным сыном”, Антонелло да Мессина "Мадонна на троне”, Больтраффио Джованни Антонио "Мария с младенцем”, Беллини, Джованни "Мадонна с младенцем”, Головин Александр Яковлевич "Портрет Л. Я. Рыбаковой с дочерью Олей”, неизвестный художник "Женщина с мальчиком у колодца” вторая четверть XIX в., А. Г. Веницианов. "На жатве. Лето. Деталь. Середина 1820-х гг., Брюллов Карл Павлович "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амалией Пачини” (любые картины, изображающие материнство);
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский пьеса "Мама” из "Детского альбома”; песня "Мама” из вокально-инструментального цикла "Земля”; английская народная песня "My Dear Mummy”. Оформление класса: тема на доске на английском и на русском, репродукции картин на тему материнства, на столе – музыкальные инструменты, на партах приготовлены принадлежности для рисования и шаблоны цветов разной величины.
Ход урока 1. Организация учащихся на урок. Вход под музыку П. И. Чайковского "Мама” из "Детского альбома”. Приветствие: Good morning, children! We are very glad to see you! Today we are going to have not a simple lesson, but a combination of Arts and English. What are we going to speak about? Please, listen to the music a bit, try to remember what play it is and you will answer this question.
2. Лингвистический блок. T. (учитель) So, what play are you listening now? P. (предполагаемый ответ ученика): It’s the play "Mother” by P.I. Tchaikovsky. T. Yes, you are right. And what shall we speak about? P. We’ll speak about mothers. T. Mother is the most important person in our live, isn’t she? Do you love your mother? P. Yes, I love my mother. She is the most important person for me. T. What kind of woman do you imagine when you hear the word "mother”? What does she look like? P. Ученики описывают внешность мамы, используя лексику по теме. (Для слабых учащихся можно использовать дополнительные вопросы: Is she tall or short? Is her face round or oval? What eyes (hair, etc.) has she got? And so on.) T. You know, there is something more important than appearance. We love our mothers not for their appearance. What is the most important thing for mothers? P. I think, character is the most important thing for mothers/ more important than appearance. T. Yes, I agree with you, but what is the Mother like? What traits of character has she got? P. Ученики описывают характер мамы, используя лексику по теме. (Для слабых учащихся можно использовать дополнительные вопросы: Is she kind/ generous/ quiet/ honest/ ets. ) T. You have described how you imagine the Mother and now we’ll see how different artist all over the world have described mothers. Here you can see world-famous pictures: (учитель показывает и называет картины, имеющиеся в наличии, и их авторов. Пример см. зрительный ряд). Look at these women and describe their appearances and characters. Pupils are describing the women in the pictures. T. You know that we can express our feelings not only with words. You’ve heard how P.I. Tchaikovsky did it with the help of music in his play "Mother”. Now you will try to do it yourself and your music teacher will help you.
3. Музыкальный блок. Учитель. Вы нарисовали прекрасный портрет мамы на английском языке, а теперь давайте попробуем создать музыкальный портрет мамы. Игра "Составь портрет” Учащимся предлагается составить портрет мамы с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук. В этой игре учащийся учится тому, что любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к другим людям или к различным событиям жизни. Творческая деятельность в любой сфере по своей природе интегративна, так как она является выражением всего жизненного опыта человека и его природных способностей. В процессе музыкального творчества – импровизации на заданную тему – происходит более полное познание ребенком самого себя, своих способностей и возможностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и слияние с ним. Нахождение в процессе творчества своего неповторимого "Я”. Выберите музыкальные инструменты, которые вам нравятся, и попробуйте наиграть на них мелодию для мамы. На столе находятся различные музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, кастаньеты, бубенцы, маракасы, трещотка, балалайка). Учащимся предлагается создать свой музыкальный ритмический образ мамы при помощи данных музыкальных инструментов. Исполнение на музыкальных инструментах ритмического рисунка, характеризующего образ мамы. Учащиеся по очереди озвучивают свои импровизации на тему "МАМА”. Учитель. Какой инструмент лучше всего подходит для создания образа мамы? Примерные ответы детей: Ксилофон и металлофон. Учитель. Какая музыка и какого композитора звучала в начале урока? - Правильно – пьеса "МАМА” из "Детского альбома” П. И. Чайковского. Слушание пьесы "Мама” П. И. Чайковского Учитель. Какой музыкальный образ мамы создал П. И. Чайковский? Какие главные черты он выделил? Ответы детей. - А теперь соединим музыку П.И. Чайковского с вашей игрой. Интересно, что у нас получится?. Совместное исполнение пьесы педагогом и учащимися (педагогом на фортепиано, если в классе есть дети, владеющие инструментом, то эту пьесу может сыграть ребенок, и учащимися на ксилофоне и металлофоне).
Оценка исполнения. Учитель. Вам понравилось новое звучание знакомого произведения? Ответы учащихся.
4. Изобразительный блок. Мы выразили образ мамы разными средствами. Все мамы самые замечательные женщины на свете. А лучший подарок женщине – это цветы. Какого цвета бывают цветы? На доске прикреплены цветы разных цветов и оттенков под номерами. Учащиеся должны выбрать номера цветов в теплой гамме. Цветы выполнены растяжкой двух родственных цветов. Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло. В цветовом круге они держатся вместе. Холодные цвета: синие, голубые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д. Только зеленый цвет не принадлежит ни к одной из групп и в то же время примыкает к обеим группам сразу. Он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит от его качества, от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый цвет теплый, а если синего, то – холодный. То же можно сказать и про фиолетовый цвет, который тоже состоит из теплого и холодного, и его качество также зависит от того, какого цвета в нем больше. Теплые и холодные качества вещь относительная. Фиолетовый цвет, например, холодный, если сравнивать его с красным. И он же теплый, если сравнивать его с синим. То же и с желтым цветом. И даже с красным. Ведь оба они холоднее оранжевого. Значит, можно считать, что цвета бывают относительно теплые и относительно холодные. Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый теплый цвет. А самый холодный цвет – синий. Не случайно они находятся в спектральном круге друг против друга, как полюса у глобуса. Опора на ранее пройденный материал по цветоведению "Растяжка по кругу”. Растяжка – это, когда мы растягиваем от одного (желтого) цвета до другого (красного), когда один цвет с нашей помощью постепенно превращается в другой. У кого это превращение будет более плавным, а не резким, и постепенным, у того получится больше разных цветов. Обратить внимание детей на то, что для выполнения данной работы им потребуется по две краски, например: красная и желтая или синяя и фиолетовая. Можно использовать белую гуашь для высветления цвета. Показ вариантов растяжек и приема нанесения цвета на заданный шаблон.
5. Практическая работа. Раскрасить 2-3 шаблона цветка в разной цветовой гамме (теплой и холодной) с использованием приема растяжки двух родственных цветов от центра к краю. Растяжка выполняется с учетом заданной формы цветка. Во время выполнения работы детьми педагог исполняет песню "Мама” из вокально-инструментального цикла "Земля” В. Гаврилина, слова В. Шульгиной (Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка 3 класс”, 45 страница). Педагог рисует на доске вазу. (В это время звучит спокойная музыка или песни о маме в исполнении современных певцов, например Витаса) . Оценка выполнения работы. После того как дети раскрасили шаблоны, учитель просит их взять в руки и поднять цветы, выполненные в теплой гамме. Учитель. Какой нарядный ковер у нас получился! А сейчас я взмахну волшебной кисточкой и наш ковер изменит цвет на холодный. (Дети меняют цветы). Давайте соберем наши цветы в один большой букет и подарим нашим мамам. Выберите место для своих цветов то, где он лучше всего будет смотреться. Учащиеся с помощью педагога прикрепляют на двухсторонний скотч свои цветы на доске над вазой.
Оценка букета.
Учитель. Почему в букете ваши цветы смотрятся еще наряднее и ярче? Примерные ответы детей. Потому что, в нашем букете смешались контрастные по качеству цвета цветы, теплые и холодные. А контрастные цвета подчеркивают яркость друг друга. Красный и желтый рядом с синим цветом кажутся еще краснее и желтее, и наоборот. Учитель. Чтобы наш подарок мамам мог выразить всю нашу любовь и внимание и стал еще приятнее давайте споем английскую народную песню " Моя дорогая мама” ("My Dear Mummy”) . Исполнение песни. My Dear Dear Mummy My dear, dear mummy, let me kiss your face. I want you to be happy today and always. Be happy, be happy today and always. Be happy, be happy today and always. My dear, dear daddy, let me kiss your face. I want you to be happy today and always. Be happy, be happy today and always. Be happy, be happy today and always. |