Цель: повторение и закрепление знаний
обучающихся, полученных на уроках русского языка
по теме «Словообразование».
Задачи:
1) формирование умений:
- работать в жанре сказки;
- работать в жанре гимна;
- правильно писать слова с орфограммами:
- Буквы о и а в корнях -гор- – -гар-; -зор-
– -зар-; -лож- – -лаг-; -клон- – -клан-; -рос- – -раст-;
- Буквы е и и в корнях -бер- – -бир-;
-жем- – -жим-;
- Буквы з и с на конце приставок;
- Гласные в приставках пре- и при-;
- Не с прилагательными;
- Одна и две буквы н в прилагательных;
- определять способ образования слова;
- производить морфемный разбор;
- производить словообразовательный разбор;
- определять значение морфем;
- находить авторские неологизмы в тексте;
2) развитие творческих способностей;
3) развитие мышления, памяти, коммуникативных
навыков;
4) формирование чувства сплочённости;
5) формирование толерантности, умения искать и
находить компромиссы;
6) формирование умения строить своё поведение с
учётом позиции других людей, работать в команде;
7) формирование упорства в достижении
поставленной цели.
Оформление: нарисованные учениками
плакаты.
Оборудование:
- раздаточный материал для конкурсов №2, №3, №4,
№5, №8, №9, №10, №11, №12;
- карточки для конкурса №7;
- пять кармашков для конкурса № 9 «Не спутай
кармашки» с названиями: «Приставочный способ»,
«Суффиксальный способ»,
«Приставочно-суффиксальный способ»,
«Бессуффиксный способ», «Сложение»;
- таблички для игры с названиями команд, надписью
«Жюри»;
- листы и ручки;
- ножницы.
Участники: 2 или 3 команды, ведущий,
жюри.
Предварительная подготовка:
- формируются команды, назначаются капитаны;
- команды готовят домашнее задание – сочиняют
сказку «В некотором царстве, в
Словообразовательном государстве…» и «Гимн
Словообразованию», рисуют плакаты.
Система начисления очков: в конкурсах
№1, №13 начисляется 5 очков за выполнение задания;
во всех остальных конкурсах очки начисляются за
правильные ответы из расчёта: один правильный
ответ – один балл.
Этапы игры:
- Организационный момент. Вступительное слово
ведущего.
- Проведение конкурсов:
- «Сказочный» (домашнее задание команд)
- «Подскажи словечко»
- «Придумай значение»
- «Осенебри»
- «-арь»
- «Наборщик»
- «Угадалка» (конкурс капитанов)
- «Собери словечко»
- «Не спутай кармашки»
- «Семь раз примерь – один отрежь»
- «Почтальоны»
- «Четвёртое лишнее»
- «Гимн Словообразованию» (домашнее задание
команд)
- Подведение итогов.
- Награждение команд.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Ребята, на уроках русского
языка мы познакомились с одним из разделов
русского языка – словообразованием. Сегодня мы
повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в
форме игры под названием «В мире
Словообразования».
У нас три команды. (Представление команд)
Мы проведём 13 конкурсов и выявим победителя. А
определить победителя поможет нам уважаемое
жюри. (Представление жюри)
Конкурс № 1. «Сказочный»
(Домашнее задание команд)
Команды рассказывают или показывают
инсценировки сочинённых дома сказок «В
некотором царстве, в Словообразовательном
государстве…»
Конкурс № 2. «Подскажи словечко»
Запишите последние (зарифмованные) слова
двустиший. Обозначьте орфограммы «буквы о
– а, е – и в корнях с
чередованиями».
Задание данного упражнения –
Продолжить начатое … (Ответ: предложение)
Я встала рано, да зазря.
Как говорится, ни свет, ни …(Ответ: заря)
Мы выходим во двор, чтобы играть,
А на пляж – купаться и … (Ответ: загорать)
Летний день прекрасен. И опять
Мы в лес едем ягоды … (Ответ: собирать)
Здесь ягод немного. Лишь к утру,
Наверное, лукошко я … (Ответ: наберу)
Не надо, чтоб знать, быть гением:
Берёза – это дерево, а кактус – …(Ответ:
растение)
Есть у глагола вид и спряжение,
У существительного – род и … (Ответ: склонение)
Ученик на вопрос ответа не знает
И лишь плечами … (Ответ: пожимает)
Выходя из квартиры, свет выключаю,
Дверь на замок … (Ответ: запираю)
Один чудак сказал: «Последователь – это охотник,
идущий по следу». Как вы думаете, почему?
Конкурс № 3. «Придумай значение»
Придумайте для данных слов смешные толкования
на основе «спрятанного» в них слова. Например,
«не-лепица» – некачественный пластилин, который
не лепится.
Наколенник, бородавка, парикмахер, придача,
умозаключение, заносить, нагородить,
отчаиваться, насупиться, управиться,
прислониться, обескровленный, преподаватель,
справочник.
Конкурс № 4. «Осенебри»
Прочитайте отрывок из стихотворения А.
Вознесенского «Осенебри». Найдите новые слова,
придуманные автором. Определите, как они
образованы (каким способом). Объясните значение
этих слов.
Стоял январь, не то февраль, какой-то
Чёртовый Зимарь.
Я помню только голосок,
Над красным ротиком – парок и песенку:
«Летят вдали красивые осенебри,
Но если наземь упадут, их человолки загрызут…»
Конкурс № 5. «-арь».
Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина.
Выпишите слова с суффиксом -арь. Не путайте
их с теми словами, в которых -арь суффиксом
не является, а входит в состав корня.
Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь,
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.
(Ответ: словарь, вратарь, звонарь, аптекарь,
библиотекарь, пахарь, пекарь, виноградарь)
Конкурс № 6. «Наборщик»
Составьте из слова «словообразование» как
можно больше слов. Используйте только те буквы,
которые есть в данном слове.
Конкурс № 7. «Угадалка»
(Конкурс капитанов)
На доске спрятано слово. Капитан одной команды
называет цифру от 1 до 6, на доске открывается
часть слова. Капитан говорит, какая это морфема,
вспоминает правило на орфограмму, имеющуюся в
этой морфеме, приводит по 3 примера. Если капитан
не может вспомнить правило, – помогает команда.
Если и команда не знает – переход хода к капитану
другой команды. Переходит ход к соперникам и в
том случае, если команда не может привести
примеры. Выигрывает тот, кто первым угадывает
слово. В слове спрятан один переход хода.
(На доске)
не-пре-лож-(переход хода)-н-ый,
(переход хода)-раз-раст-а-ть-ся,
без-(переход хода)-ыскусств-енн-ый.
Конкурс № 8. «Собери словечко»
Команды за 3 минуты составляют из частей-морфем
(на карточках) слова. Побеждает та команда,
которая составит наибольшее количество слов, не
допустив ошибок.
Конкурс № 9. «Не спутай кармашки»
На столе разложены карточки, содержащие по
одному слову. На доске прикреплены кармашки с
различными способами образования слов.
Участники игры (по очереди от каждой команды)
выходят к столу, берут карточку (одну), на которой
написано слово, определяют способ, каким
образованно данное слово от производящего, затем
карточку кладут в соответствующий кармашек. За
каждый правильный ответ команда получает балл.
Профком, престранный, привстать, парашютистка,
сотрудник, сбербанк, слабоватый, ошейник,
газетный.
Конкурс № 10. «Семь раз примерь – один
отрежь».
Командам выдаются написанные на листочках
слова и ножницы. Нужно разрезать слово на
морфемы, проще говоря, сделать морфемный разбор.
Необходимость, дальневосточный, торговец,
возвратиться, здравствовать, зарубежный.
Конкурс № 11. «Почтальоны»
Командам выдаются написанные на листочках
слова, содержащие приставку пре- или при-,
а также по два конверта – один с приставкой пре-
, другой – с при-. Нужно определить, какая
гласная пропущена в словах, и разложить слова по
конвертам.
Пр..бить, пр..высокий, пр..сыщение, пр..украшивать,
пр..брежный, пр..успеть, пр..встать, пр..мирение,
пр..одоление, пр..кармливать, пр..града,
пр..косновение.
Конкурс № 12. «Четвёртое лишнее»
На карточке слова записаны в четыре строки. В
каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его,
выписать, объяснить причину. Подсказка: надо
обратить внимание на значение морфем.
- Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик.
- Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
- Преувеличить, преспокойный, презабавный,
прервать.
- Подводник, дворник, сборник, печник.
(Ответ: стульчик, заучить, прервать, сборник)
Конкурс № 13. «Гимн Словообразованию»
(Домашнее задание команд)
Команды исполняют написанные дома гимны.
Ведущий: На этой торжественной ноте мы
завершаем наше увлекательное путешествие в мир
Словообразования. Предоставляем слово жюри для
подведения итогов.
(Слово жюри. Подведение итогов).
|