Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:36:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Интеллектуальная игра "В мире словообразования"
14.06.2010, 11:10:39
Цель: повторение и закрепление знаний обучающихся, полученных на уроках русского языка по теме «Словообразование».

Задачи:

1) формирование умений:

  • работать в жанре сказки;
  • работать в жанре гимна;
  • правильно писать слова с орфограммами:
  • Буквы о и а в корнях -гор- – -гар-; -зор- – -зар-; -лож- – -лаг-; -клон- – -клан-; -рос- – -раст-;
  • Буквы е и и в корнях -бер- – -бир-; -жем- – -жим-;
  • Буквы з и с на конце приставок;
  • Гласные в приставках пре- и при-;
  • Не с прилагательными;
  • Одна и две буквы н в прилагательных;
  • определять способ образования слова;
  • производить морфемный разбор;
  • производить словообразовательный разбор;
  • определять значение морфем;
  • находить авторские неологизмы в тексте;

2) развитие творческих способностей;
3) развитие мышления, памяти, коммуникативных навыков;
4) формирование чувства сплочённости;
5) формирование толерантности, умения искать и находить компромиссы;
6) формирование умения строить своё поведение с учётом позиции других людей, работать в команде;
7) формирование упорства в достижении поставленной цели.

Оформление: нарисованные учениками плакаты.

Оборудование:

  • раздаточный материал для конкурсов №2, №3, №4, №5, №8, №9, №10, №11, №12;
  • карточки для конкурса №7;
  • пять кармашков для конкурса № 9 «Не спутай кармашки» с названиями: «Приставочный способ», «Суффиксальный способ», «Приставочно-суффиксальный способ», «Бессуффиксный способ», «Сложение»;
  • таблички для игры с названиями команд, надписью «Жюри»;
  • листы и ручки;
  • ножницы.

Участники: 2 или 3 команды, ведущий, жюри.

Предварительная подготовка:

  • формируются команды, назначаются капитаны;
  • команды готовят домашнее задание – сочиняют сказку «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…» и «Гимн Словообразованию», рисуют плакаты.

Система начисления очков: в конкурсах №1, №13 начисляется 5 очков за выполнение задания; во всех остальных конкурсах очки начисляются за правильные ответы из расчёта: один правильный ответ – один балл.

Этапы игры:

  1. Организационный момент. Вступительное слово ведущего.
  2. Проведение конкурсов:
    • «Сказочный» (домашнее задание команд)
    • «Подскажи словечко»
    • «Придумай значение»
    • «Осенебри»
    • «-арь»
    • «Наборщик»
    • «Угадалка» (конкурс капитанов)
    • «Собери словечко»
    • «Не спутай кармашки»
    • «Семь раз примерь – один отрежь»
    • «Почтальоны»
    • «Четвёртое лишнее»
    • «Гимн Словообразованию» (домашнее задание команд)
  3. Подведение итогов.
  4. Награждение команд.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Ребята, на уроках русского языка мы познакомились с одним из разделов русского языка – словообразованием. Сегодня мы повторим изученное, а может быть, и узнаем новое в форме игры под названием «В мире Словообразования».
У нас три команды. (Представление команд)
Мы проведём 13 конкурсов и выявим победителя. А определить победителя поможет нам уважаемое жюри. (Представление жюри)

Конкурс № 1. «Сказочный»

(Домашнее задание команд)

Команды рассказывают или показывают инсценировки сочинённых дома сказок «В некотором царстве, в Словообразовательном государстве…»

Конкурс № 2. «Подскажи словечко»

Запишите последние (зарифмованные) слова двустиший. Обозначьте орфограммы «буквы о – а, е – и в корнях с чередованиями».

Задание данного упражнения –

Продолжить начатое … (Ответ: предложение)
Я встала рано, да зазря.
Как говорится, ни свет, ни …(Ответ: заря)
Мы выходим во двор, чтобы играть,
А на пляж – купаться и … (Ответ: загорать)
Летний день прекрасен. И опять
Мы в лес едем ягоды … (Ответ: собирать)
Здесь ягод немного. Лишь к утру,
Наверное, лукошко я … (Ответ: наберу)
Не надо, чтоб знать, быть гением:
Берёза – это дерево, а кактус – …(Ответ: растение)
Есть у глагола вид и спряжение,
У существительного – род и … (Ответ: склонение)
Ученик на вопрос ответа не знает
И лишь плечами … (Ответ: пожимает)
Выходя из квартиры, свет выключаю,
Дверь на замок … (Ответ: запираю)
Один чудак сказал: «Последователь – это охотник, идущий по следу». Как вы думаете, почему?

Конкурс № 3. «Придумай значение»

Придумайте для данных слов смешные толкования на основе «спрятанного» в них слова. Например, «не-лепица» – некачественный пластилин, который не лепится.
Наколенник, бородавка, парикмахер, придача, умозаключение, заносить, нагородить, отчаиваться, насупиться, управиться, прислониться, обескровленный, преподаватель, справочник.

Конкурс № 4. «Осенебри»

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского «Осенебри». Найдите новые слова, придуманные автором. Определите, как они образованы (каким способом). Объясните значение этих слов.

Стоял январь, не то февраль, какой-то
Чёртовый Зимарь.
Я помню только голосок,
Над красным ротиком – парок и песенку:
«Летят вдали красивые осенебри,
Но если наземь упадут, их человолки загрызут…»

Конкурс № 5. «-арь».

Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Выпишите слова с суффиксом -арь. Не путайте их с теми словами, в которых -арь суффиксом не является, а входит в состав корня.

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь,
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

(Ответ: словарь, вратарь, звонарь, аптекарь, библиотекарь, пахарь, пекарь, виноградарь)

Конкурс № 6. «Наборщик»

Составьте из слова «словообразование» как можно больше слов. Используйте только те буквы, которые есть в данном слове.

Конкурс № 7. «Угадалка»

(Конкурс капитанов)

На доске спрятано слово. Капитан одной команды называет цифру от 1 до 6, на доске открывается часть слова. Капитан говорит, какая это морфема, вспоминает правило на орфограмму, имеющуюся в этой морфеме, приводит по 3 примера. Если капитан не может вспомнить правило, – помогает команда. Если и команда не знает – переход хода к капитану другой команды. Переходит ход к соперникам и в том случае, если команда не может привести примеры. Выигрывает тот, кто первым угадывает слово. В слове спрятан один переход хода.

(На доске)

не-пре-лож-(переход хода)-н-ый,
(переход хода)-раз-раст-а-ть-ся,
без-(переход хода)-ыскусств-енн-ый.

Конкурс № 8. «Собери словечко»

Команды за 3 минуты составляют из частей-морфем (на карточках) слова. Побеждает та команда, которая составит наибольшее количество слов, не допустив ошибок.

Конкурс № 9. «Не спутай кармашки»

На столе разложены карточки, содержащие по одному слову. На доске прикреплены кармашки с различными способами образования слов. Участники игры (по очереди от каждой команды) выходят к столу, берут карточку (одну), на которой написано слово, определяют способ, каким образованно данное слово от производящего, затем карточку кладут в соответствующий кармашек. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Профком, престранный, привстать, парашютистка, сотрудник, сбербанк, слабоватый, ошейник, газетный.

Конкурс № 10. «Семь раз примерь – один отрежь».

Командам выдаются написанные на листочках слова и ножницы. Нужно разрезать слово на морфемы, проще говоря, сделать морфемный разбор.
Необходимость, дальневосточный, торговец, возвратиться, здравствовать, зарубежный.

Конкурс № 11. «Почтальоны»

Командам выдаются написанные на листочках слова, содержащие приставку пре- или при-, а также по два конверта – один с приставкой пре- , другой – с при-. Нужно определить, какая гласная пропущена в словах, и разложить слова по конвертам.
Пр..бить, пр..высокий, пр..сыщение, пр..украшивать, пр..брежный, пр..успеть, пр..встать, пр..мирение, пр..одоление, пр..кармливать, пр..града, пр..косновение.

Конкурс № 12. «Четвёртое лишнее»

На карточке слова записаны в четыре строки. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его, выписать, объяснить причину. Подсказка: надо обратить внимание на значение морфем.

  • Стульчик, паркетчик, ракетчик, наладчик.
  • Запеть, зашипеть, заучить, заговорить.
  • Преувеличить, преспокойный, презабавный, прервать.
  • Подводник, дворник, сборник, печник.

(Ответ: стульчик, заучить, прервать, сборник)

Конкурс № 13. «Гимн Словообразованию»

(Домашнее задание команд)

Команды исполняют написанные дома гимны.

Ведущий: На этой торжественной ноте мы завершаем наше увлекательное путешествие в мир Словообразования. Предоставляем слово жюри для подведения итогов.

(Слово жюри. Подведение итогов).

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 2890 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0