Обучение искусству писать сочинения –
одна из сложных и до сих пор не решенных проблем.
И – как всегда в школе – все дело в учителе,
влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот
вид работы, относящемся к сочинению как к
тяжелому бремени. Причем это не только беда
учителя, но и вина тех, кто в институте не привил
ему любви к этой трудной и кропотливой
деятельности.
У меня кое-что получается. Вот почему я и решила
сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать.
Итак, о системе. Я обычно беру
пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я
уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои
непосредственные эмоции, впечатления словами.
1 сентября мои ученики получают
красивые листки с написанным на них
предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им
предлагается продолжить. Немного – 3–4
предложения! Получается интересно.
На третий день на доске чертится овал
со словом осень внутри – и детям
предлагается высказать мысли и чувства, которые
вызывает у них это слово. Так в обиход детей
вводится слово ассоциация. Позже мы будем
расширять это ассоциативное поле, со временем в
нем появятся и цитаты.
На пятый день мои ученики идут в лес, и
там у костра я их прошу послушать шум ветра в
вершинах деревьев, посмотреть, как падают
листочки, подставить лицо солнышку и сравнить
его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с
поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится
для маленькой творческой работы.
Через неделю-другую дети идут в театр,
а потом им предлагается написать 2–3 предложения
вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет
свет. Поднимается занавес....». Ученики должны
продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я
нахожу что-то интересное, потому что в ней
отражаются душа ребенка, его видение театра, или
спектакля, или зрителей.
Затем ученикам предлагается описать
картину. Для этого диктую введение – 2–3
предложения, потом 2–3 варианта начала описания и
прошу продолжить – написать 2–3 своих
предложения о том, о чем еще не сказали. К
сочинениям по картине мы будем возвращаться еще
не раз; за 7 лет перед взором детей проходит целая
галерея репродукций шедевров мировой живописи.
Описания становятся сложнее, детальнее,
дополняются ассоциациями – историческими,
литературными, жизненными.
Еще один вид работы – с цветными
фотографиями: мы подбираем к ним части речи,
словосочетания, составляя предложения и
мини-рассказы на темы из экзаменационных
пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот
мир», «Широка страна моя родная» и т.д.
Так начинается долгий путь к
«большому» сочинению. А на этом пути столько
интересных остановок!
Пользуюсь я и дидактическими
материалами из различных учебников. Так, в книгах
В.В. Бабайцевой «Русская речь» есть много зачинов
к рассказам. Они оказывают большую помощь в
работе. Вот несколько примеров заданий к
упражнениям из этой книги. Ученикам предлагаются
небольшие творческие задания с готовыми
зачинами.
Задание 1. Каждый человек
по-своему переживает радости и печали, бодрость и
усталость, восторг и отчаяние, любовь и
ненависть... Мое задание
. Расскажите о себе, о том, что
довелось пережить (3–4 предложения).
Задание 2. Стихотворение:
Тот, кто жил для вещей,
Все теряет с последним дыханьем.
Тот, кто жил для людей, –
После смерти живет средь живых. Мое задание.
Кто из великих заслужил
бессмертие? Почему?
Задание 3. Человек должен быть
интеллигентен. А если его профессия не требует
интеллигентности? А если он не смог получить
образование? А если окружающая среда не
позволяет? Мое задание.
Выскажите свое мнение по
данному вопросу. (Накануне из словаря С.И. Ожегова
ученики должны были выписать определения
понятий «интеллигентность», «честь», «совесть»,
«нравственность». Параллельно для них
проводились классные беседы на темы: «Общество и
твои манеры», «Нравственное здоровье – что
это?».)
Задание 4. В одной стране есть
такая традиция. Главного врача больницы
отправляют в длительную командировку. Если без
него все идет так же, как при нем, он возвращается
на прежнее место. А если хоть что-нибудь
ухудшается, его переводят в рядовые врачи.
Прекрасный обычай! Мое задание
. Продолжите текст, расскажите
о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и
у нас...».
Таких примеров я могла бы привести
великое множество, и всегда в своих заданиях я
предлагаю ребятам начинать не с общего, а с
частного, не с абстрактного, а с конкретного,
что делает задания более понятными для них, более
обозримыми.
В последние годы вошли в моду
изложения с элементами сочинения. И этому также
надо учить. Не просто приказать («Пишите!»), но и
научить, показать роль разных логических связок,
возможных переходов от изложения к своему
выводу, рассуждению.
Замечу, что часто мои дети пишут по образцу,
данному мною. На первом этапе это необходимо, ибо
так они учатся выражать свои мысли красиво, ярко,
образно, а это главное.
Естественно, я учу ребят писать и на уроках
литературы. За 7 лет времени вполне достаточно,
чтобы научить детей многому. Сколько
характеристик, выводов, анализов, планов,
ответов, сравнительных этюдов, мини-сочинений
напишут они за эти годы!
Вот, например, характеристика Гринева.
Как сделать, чтобы этот на первый взгляд скучный
вид работы стал интересным? Я пишу на доске
пословицу «Береги платье снову...», добавляю
два-три вопроса типа:
1) Сам Гринев берег свою честь или его
слуга Савельич?
2) Не уронил ли Гринев свою честь, когда...?
3) «Если бы не это сильное и благое потрясение...»
– что имел в виду Пушкин: любовь или встречу с
Пугачевым?
4) Изменил ли Гринев присяге? Как же объяснить, что
Пугачев его помиловал?
В классе начинается спор, получается
прекрасное устное сочинение. Теперь можно
кое-что и записать.
При написании сочинений на свободные
темы и по литературным произведениям на помощь
мне приходят мои любимые цитатные круги:
В процессе подготовки я то прошу
назвать автора, то произведение, то предлагаю
продолжить цитату. Такая работа позволяет
ученику не просто держать волшебные строки на
слуху, но и осознавать их в культурном контексте.
За годы совместной работы мы собираем большую
коллекцию цитат на самые разные темы: жизнь,
любовь, родина, народ. Богатое ассоциативное поле
для понятий, необходимых детям при написании
сочинений, позволяет мне избавить их от чувства
беспомощности («Я не знаю, о чем тут можно
сказать!»).
Той же цели служит и работа с текстом при
составлении плана. Вот, например, как мы работаем
над образом Пугачева.
Наряду с сочинениями и изложениями
стали популярны рецензии и эссе. Эссе легко
писать человеку, у которого абстрактное понятие
вызывает множество самых разных ассоциаций. У
моих учеников этот вид работы идет хорошо. Я учу
детей не бояться и рецензии. В ней я пользуюсь
общеизвестным планом рецензии:
1) Название статьи (романа,
стихотворения).
2) Автор. Время. Эпоха.
3) Тема (чему посвящена, какими событиями вызвана).
4) Основное содержание.
5) Проблемы, поднятые автором.
6) На кого или на что (другие литературные
произведения, статьи, авторитетные мнения)
опирается автор.
7) К какому выводу приводит автор читателя.
8) Твое отношение к произведению.
Кстати, писать рецензии приходится и
самому учителю, когда он представляет медальные
работы, и мне хочется напомнить учителям, что
существует такой документ (я сама узнала о нем
лишь 4 года назад) – это приказ крайоно по анализу
медальных работ. В нем содержится перечень
положительных и отрицательных замечаний в адрес
школ нашего края. Приятно находить номер своей
школы в строке: «Самыми лучшими оказались работы
школ...» или «Учительские рецензии были выдержаны
в школах...».
И обидно за коллег, имена которых
значатся в других фразах: «Комиссия особо
отмечает ошибки в рецензиях учителей, их
шаблонность, несоответствие качеству написанной
работы выпускника, подмену рецензии
характеристикой на ученика, безграмотные
рецензии в школах...» и т.д.
К сожалению, эти документы доходят не до всех
учителей. А жаль. Для меня приказ теперь служит
ориентиром того, какой должна быть работа
ученика и чего надо избежать, готовя медалистов.
В прошлом году мой 11-й «В» не получил ни одной
тройки – ни за содержание, ни за грамотность. В
итоге – 6 медалей.
Немалую роль в моей работе играют
требования к культуре письма.
– Я учу писать чисто, красиво;
небрежные работы не проверяю, а с годами их
просто не бывает.
– Не проверяю книжные, «перекачанные» из
Интернета работы.
– Учу писать с эпиграфом, ибо эпиграф делает
сочинение индивидуальным.
– Учу писать вступление; учу делать заключение
(«закольцуй: чем начал, тем закончи, не забудь
упомянуть эпиграф, сделай вывод»).
– Советую цитировать много, но в меру.
– Кроме того, не выдавать чужие мысли за свои;
сначала учу излагать общепринятый взгляд на
вещи, а потом поспорить, но тактично, скромно. Об
этом говорится и в приказе крайоно: «Истины
выдаются за собственные открытия, отсюда обилие
утверждений типа: "Я думаю”, "Я считаю”, "Мне
кажется”».
– И, наконец, главное требование – к речи, языку,
стилю, манере говорить. Этому за один день не
научишь – нужна длительная, кропотливая работа.
И я с радостью занимаюсь ею из года в год. |