Цель: - показать роль басни в литературе разных времён и народов,
обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков
людей; - закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония; - формировать навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали; - способствовать развитию образного и аналитического мышления, развивать творческую фантазию. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели, плана урока. 3. Основная часть. 1) Слово учителя.
Сегодня у нас заключительный урок по басням. Поговорим об истории
басни, о том, что вы узнали на предыдущих уроках, послушаем
выразительное чтение басен Крылова. 2) Беседа. - Что такое басня? (Короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом). - Что такое мораль? Для чего баснописцы её включают в басню?
(Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог
показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до
читателя авторскую идею). - В басне, как и в сказках о животных, главными героями являются животные. Чем же басни отличаются от сказок о животных? (В басне животные не имеют собственных имён, за их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками). - Когда появилась басня? (6 век до н.э., в Древней Греции). 3) Рассказ о первом баснописце.
О жизни Эзопа почти не сохранилось сведений. Известно, что Эзоп был
рабом. Благодаря своему уму он добился свободы. Даже правители Греции
прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В
своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и
другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Чтобы отомстить
Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу,
украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его
должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом –
и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь. Эзоп не
захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека. Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение? (Иносказательное выражение мыслей). - С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?
(Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать
преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных
приёмов). - При помощи каких приёмов писатели-баснописцы выражали свои мысли?
(Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном
значении для определения предмета на основе сходства значения,
уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание). 4) Чтение басни Эзопа. - Послушайте басню Эзопа и скажите, с какой басней Крылова её можно сопоставить. Ворон и лисица.
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось
ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его
расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать
царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо
и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон,
кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не
требовалось, чтобы царствовать». - Как называется басня Крылова с похожим сюжетом? (Ворона и лисица). - Какой человеческий порок высмеивает баснописец в данной басне? (Глупость, неразумность). 5) Рассказ о Лафонтене (1621-1695). Имя ещё одного известного баснописца, француза, Лафонтена уже упоминалось на наших предыдущих уроках.
При дворе Людовика Четырнадцатого во Франции жил Жан Лафонтен. Он, как и
Эзоп, писал басни о животных, в которых современники без труда
различали людей с их пороками. 12 книг басен были созданы Лафонтеном на
протяжении 26 лет. Перед читателями в образах животных представали
общественные типы той эпохи от крестьян до самого короля. Лафонтен был
необычайно смелым человеком, и это не нравилось королю Людовику, поэтому
Лафонтен подвергался изгнаниям. Вот одна из басен Лафонтена о дровосеке. Дровосек и смерть.
Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит,
он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку
хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание. «Оба они, - писал Пушкин, сопоставляя Лафонтена с Крыловым, - вечно останутся любимцами среди своих современников и потомков». 6) Викторина.
В отличие от басен Эзопа и Лафонтена, басни Крылова вам хорошо известны
с самого раннего детства. Сейчас мы проведём викторину на знание басен
Крылова. Отгадайте, из каких басен взяты строки (выборочно: назвать мораль басни и человеческие качества, высмеиваемые в басне). 1. Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»). Высмеиваются лень, глупость. Мораль: чтоб что-то получить, надо трудиться. 2. Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона.
(«Слон и Моська»). Высмеиваются люди, которые, пользуясь чужим
авторитетом, пытаются приобрести вес в обществе. Мелкий человек, прячась
за спину человека могущественного, пытается обратить на себя внимание. 3. Спой, светик, не стыдись! («Ворона и Лисица»). Высмеивается глупость, ротозейство, хитрость. 4. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»). Высмеивается злобность, бесчестность, лицемерие; правда на стороне силы, а это несправедливо. 5. Ты сер, а я, приятель, сед.
(«Волк на псарне»). Отражены события войны с Наполеоном. Высмеивается
лицемерие; показано превосходство мудрости, ума и жизненного опыта над
лицемерием и злобностью. 6. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Рак и Щука»). Высмеивается несогласованность в действиях. 7. А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»). Высмеивается глупость, самоуверенность, невежество. 8. Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею.
(«Свинья под дубом»). Высмеивается невежество: невежда бранит ученье,
не понимая, что вкушает его плоды. Пословица: не руби сук, на котором
сидишь. 7) Работа у доски. Аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? Выберите правильный ответ, соедините стрелками. Лев невежество Заяц трудолюбие Свинья храбрость Муравей трусость Стрекоза беззащитность Волк хитрость Ягнёнок легкомыслие Лиса злобность Осёл ротозейство Ворона упрямство 7) Выразительное чтение.
Для того чтобы показать те качества, которые высмеивает поэт в баснях,
нужно уметь выразительно читать басню. Предлагаю прочитать басню
наизусть по ролям. Свинья под дубом. - Каков в басне образ Свиньи? Почему Крылов вводит в басню образы ворона и дуба?
Образ Свиньи – самоуверенный невежда, образ Дуба и Ворона, которые не
случайно живут так долго – мудрые, житейски опытные люди. Устами автора
выражена мораль: невежественные люди недальновидны, они часто «рубят
сук, на котором сидят». - Какой звук в речи Свиньи повторяется чаще всего? С, р, о, ж: хрюканье и чавканье свиньи, процесс жевания, поедания желудей; подчёркнута её некультурность. Квартет. - Какими словами автор выражает своё ироническое отношение к персонажам?
Авторская ирония выражена в словах Соловья. Кроме того, и в других
высказываниях: проказница Мартышка, косолапый Мишка, пленять своим
искусством свет, уселись чинно в ряд. Ирония видна и в подборе самих
музыкантов с их музыкальным невежеством. Ирония – насмешка, иносказание.
- Какие чувства стремится вызвать автор у читателя по отношению к персонажам?
Горе-музыканты вызывают у читателей чувства, совершенно противоположные
ими задуманным, ожидаемым. Читатель не восхищается их талантом, а
смеётся над их глупостью, самоуверенность, невежеством. - Какова мораль басни?
Мораль заключается в том, что любое дело, а тем более искусство,
требует умений и способностей, а дилетанты выглядят нелепо и смешно. Волк и Ягнёнок. - Сколько персонажей в этой басне? Три: Волк, Ягнёнок, автор. Образ автора ведущий в басенном тексте.
Речь автора-повествователя, дедушки-баснописца, человека немолодого,
мудрого, опытного звучит спокойно, размеренно, эмоционально нейтрально.
Речь Волка – наглого, уверенного в своей безграничной власти и
безнаказанности хищника, может быть спесивой, надменной, угрожающей и в
то же время лицемерной. Ведь Волк поначалу притворяется обиженным и
оскорблённым, как бы играет с Ягнёнком, пытаясь придать своим
хищническим намерениям «законный вид», замаскировать их, якобы желая
отмщения и справедливости. Однако в конце басни он сбрасывает маску
жертвы, он «устал» притворяться и обнажил свою истинную сущность –
злобную и беспринципную. В речи Ягнёнка звучит испуг, удивление,
робкая надежда на то, что Волку можно что-то объяснить, доказать, что
справедливость восторжествует. Наивный Ягнёнок верит Волку, считая, что
тот просто заблуждается. Но, несмотря на то, что смышлёный Ягнёнок
разрушил его лицемерную систему обвинений, он будет всё равно съеден. Ни
невиновность, ни логика его не спасли. Ведь на стороне Волка власть и
грубая сила. Вопросы после прослушивания: кому удалось передать характер персонажа наиболее убедительно? 9) Закрепление. Тест. Укажите правильный вариант ответа. 1. Басня: А) нравственный поучительный вывод; Б) образное преувеличение; В) короткий рассказ с обязательным моральным выводом. 2. Мораль: А) построение художественного произведения; Б) противопоставление; В) нравственный поучительный вывод. 3. Аллегория - … А) иносказание; Б) преувеличение; В) противопоставление; 4. Метафора - … А) короткий рассказ с обязательным моральным выводом; Б) употребление слов в переносном значении; В) род фольклора и литературы. 5. Ирония - … А) нравственный поучительный вывод. Б) скрытая насмешка; В) краткое изречение, заключающее в себе народную мудрость. 6. Первый баснописец – … А) Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов. Варианты ответов: 1-в, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б. 11) Подведение итогов урока.
|