Вступив в Москву, Лжедмитрий вместо
патриарха Иова сделал патриархом Рязанского архиепископа грека Игнатия и
венчался на царство. Он выписал из ссылки мать царевича Дмитрия,
инокиню Марфу, и встретил ее как свою родную мать: сама Марфа при всем
народе относилась к нему как к истинному своему сыну. Ради царского
венчания были возвращены из ссылки пострадавшие от Бориса Годунова, и на
первом месте Нагие и Романовы. Несмотря на то, что самозванец принял в
Польше католичество и надавал папе и королю много обещаний, он держал
себя в Москве независимо от папы и короля. О католичестве не было и
речи; Лжедмитрий сам показывал себя православным и не собирался вводить
католичество на Русь. Обещанных королю земельных уступок он не сделал.
Он помнил только, что обещал в союзе с поляками воевать турок и татар, и
делал приготовления к походу на Крым. Но это не удовлетворяло его
бывших друзей и покровителей. Как бывшие при самозванце иезуиты, так и
польские дипломаты были очень недовольны царем Дмитрием. Внимателен был
Лжедмитрий только к семье Мнишков и с нетерпением ожидал приезда в
Москву панны Марины Мнишек, за которую посватался. В надежде, что
католичка Марина окажет известное влияние на супруга, польское
правительство содействовало этому браку, и Марина с отцом отправилась в
Москву.
Если самозванец вызвал неудовольствие в
Польше, то не нравился он и в Москве. Некоторые из бывших в Москве при
царе Дмитрии иностранцев рассказывали, что царь отличался необыкновенным
умом и деловитостью, чем будто бы удивлял бояр. Но русские современники
молчат об этом; они говорят, что царь удивлял москвичей другим. Он мало
был похож не только на государя, но и просто на благовоспитанного
человека: не был богомолен, не держал постов, кутил и пьянствовал, был
слишком близок к полякам, пришедшим с ним в Москву. Он жил не по
царскому чину: не почивал после обеда, сам объезжал коней, без свиты
гулял по городу и рынку, словом, не умел сохранять своего достоинства
так, как бы это было нужно по московским понятиям. Кроме того, управлял
он с помощью немногих любимцев, отстранив от влияния на дела знатнейших
бояр. Лучшим и способнейшим из его приближенных был Петр Федор.
Басманов; остальные были ничтожные дьяки или польско-литовские шляхтичи.
Все это обижало москвичей и озлобляло их против Лжедмитрия.
Окончательно же восстановила народ против него его свадьба. На эту
свадьбу с Мнишками из Польши приехало множество гостей и было поселено,
за отсутствием гостиниц, по частным дворам. Иноверные и иноземные гости
держали себя, как господа, и очень обижали и раздражали москвичей. А
между тем только эти гости да придворные служилые люди были допущены на
царскую свадьбу; прочее же московское население не пустили в этот день
даже в Кремль. Обиженный народ был смущен еще тем, что новая царица не
приняла православия и что самая свадьба совершена, против обычая,
накануне праздника (8 мая).
Народным неудовольствием против
самозванца и поляков воспользовались бояре. Еще до прибытия Лжедмитрия в
Москву князь Василий Иванович Шуйский называл его обманщиком и поднимал
на него народ; тогда он был судим и сослан, но скоро помилован. Теперь
Шуйский с братьями и другие бояре снова начали действовать против своего
царя и составили такой план: ударить в набат и поднять народ против
ненавистных поляков; когда же начнется в городе погром, то проникнуть во
дворец и свергнуть самозванца. План удался. Рано утром 17 мая 1606 г.
заговорщики ударили в набат в Китай-городе (часть Москвы рядом с
Кремлем); с криком, что «паны режут бояр», они устремили чернь на дома,
занятые поляками, а сами бросились во дворец. Там они убили П.Ф.
Басманова, затем настигли Лжедмитрия на одном из дворов дворца и также
убили его, а затем арестовали царицу Марину и ее приближенных. Исполнив
это, бояре постарались остановить избиение поляков и грабеж в городе и с
трудом водворили в Москве порядок после того, как было убито более 2000
иноземцев.
|