Поведение Петра, его нелюбовь к
московской старине и «немецкий» характер его реформ вооружали против
Петра слепых ревнителей старины. Представители «старой веры»,
раскольники, ненавидели Петра и почитали его прямо антихристом. И между
«никонианами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться с
Петром и думали, что необходимо протестовать против его действий и
нравов. Все такие люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и
возьмет на себя долг стать против «ересей» Петра. Бывший в юности Петра
патриархом Иоаким, как уже сказано (§ 100), очень далеко разошелся с
государем в отношении к иноземцам. Его преемник Адриан (1690–1700) был
менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также не сочувствовал Петру и не
скрывал своего осуждения всему тому, что делал молодой государь. Также
несочувственны были Петру и прочие архиереи старого московского
направления. Так, например, знаменитый св. Митрофан Воронежский умел
поддерживать Петра в его борьбе за Азов, но открыто осуждал его за
пристрастие к иноземному. При таких обстоятельствах, когда Адриан умер
(1700), Петр и не решился избрать нового патриарха. Он поручил
исправление патриаршей должности («местоблюстительство патриаршего
престола») Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил
этот временный порядок. Только в 1721 г. последовала реформа церковного
управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым
псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Реформа состояла в том, что
патриаршество было упразднено вовсе и заменялось «соборным управлением».
Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия,
названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий:
президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был сам
Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и
обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но
вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору
генерал-прокурора и сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном
управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения
представителей царской и церковной власти.
При Петре было очень сокращено, можно
даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее в XVII в. церковное
общество (§§ 12, 14). Церковные крестьяне в 1701 г. были, вместе с
вотчинами духовенства, переданы в управление светского «монастырского
приказа» и доходы с них стали сбираться в казну, а казна по
установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады их
прежним владельцам. (С течением времени синод исхлопотал, чтобы
управление церковных вотчин перешло от «гражданских правителей» в
ведение синода.) Рекрутская повинность и подушная подать были
распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме только
священнослужителей и церковнослужителей с их семьями. Право церковного
суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского
суда, а в церковном суде стали участвовать представители светской
власти. Наконец, в 1724 г. Петр издал особый закон о монашестве, который
ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих,
бродячих монахов. Поводом к изданию этого закона послужило известное
Петру враждебное отношение монашества к его деятельности и личности.
Таким образом, при Петре государственная власть сильно ограничила состав
церковного общества, взяв из него в государственное подчинение большую
часть составлявших его лиц, и установила больший контроль над внутренней
жизнью и деятельностью церкви.
|