На всем пространстве Европейской России, и
преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно
«древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения
России в виде отдельных погребальных насыпей (курганов) и целых кладбищ
(могильников), развалин городов и укреплений («городищ»), различных
предметов быта (посуды, монет, драгоценных украшений). Наука об этих
древностях (археология) успела определить, каким именно народностям
принадлежат те или другие предметы древности. Древнейшие из них и самые
замечательные суть памятники греческие и скифские.
Из истории древней Эллады известно, что на северных берегах Черного
моря (или Евксинского Понта, как называли его греки) возникло много
греческих колоний, по преимуществу на устьях больших рек и при удобных
морских бухтах. Из этих колоний наиболее известны: Ольвия при устье р. Буга, Херсонес (по-старорусски Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Фанагория на Таманском полуострове, Танаис
в устьях р. Дона. Колонизуя морское побережье, древние греки
обыкновенно не удалялись от морского берега вглубь страны, а
предпочитали привлекать туземцев на свои береговые рынки. На
Черноморских берегах было то же самое: названные города не
распространили своих владений внутрь материка, но тем не менее подчинили
местных жителей своему культурному влиянию и привлекли их к оживленному
торговому обмену. От туземцев-«варваров», которых греки называли скифами,
они приобретали местные продукты, главным образом хлеб и рыбу, и
отправляли в Элладу; а взамен продавали туземцам предметы греческого
производства (ткани, вино, масло, предметы роскоши).
Торговля сблизила греков с туземцами
настолько, что образовались смешанные так называемые «эллино-скифские»
поселения, а в Пантикапее возникло даже значительное государство,
называемое Боспорским (от имени пролива Боспора Киммерийского). Под
властью Боспорских царей объединились некоторые греческие города
побережья и туземные племена, жившие у моря от Крыма до предгорий
Кавказа. Боспорское царство и города Херсонес и Ольвия достигли
значительного процветания и оставили после себя ряд замечательных
памятников. Раскопки, предпринятые в Керчи (на месте древнего
Пантикапея), в Херсонесе и Ольвии, открыли остатки городских укреплений и
улиц, отдельных жилищ и храмов (языческой и позднейшей, христианской
поры). В погребальных склепах этих городов (а также и в степных
курганах) обнаружено много предметов греческого искусства, иногда
высокой художественной ценности. Золотые украшения тончайшей работы и
роскошные вазы, добытые этими раскопками, составляют лучшее в мире, по
художественному значению и по количеству предметов, собрание
Императорского Эрмитажа в Петрограде. Рядом с типичными вещами афинской
работы (например, расписные вазы с рисунками на греческие темы)
встречаются в этом собрании предметы, сработанные греческими мастерами
на местный фасон, по-видимому, по заказу местных «варваров». Так,
золотые ножны, сделанные для скифского меча, не похожего на греческие
мечи, украшались чисто греческим орнаментом по вкусу мастера-грека.
Металлические или глиняные вазы, сделанные по греческим образцам,
снабжались иногда рисунками не греческого характера, а скифского,
«варварского»: на них изображались фигуры туземцев и сцены из скифского
быта. Две такие вазы пользуются всемирною известностью. Одна из них,
золотая, вырыта из склепа в кургане Куль-Оба около г. Керчи; другая,
серебряная, оказалась в большом кургане близ местечка Никополя на нижнем
Днепре у речки Чертомлыка. На обеих вазах художественно представлены
целые группы скифов в их национальной одежде и вооружении. Таким
образом, греческое искусство служило здесь вкусам местных «варваров».
Для нас это обстоятельство важно потому,
что мы получаем возможность непосредственно познакомиться с внешним
видом тех скифов, с которыми имели дело греки на Черноморском побережье.
В превосходно изваянных или нарисованных греческими мастерами фигурах
скифских воинов и наездников мы отчетливо различаем черты арийского
племени и всего скорее иранской его ветви. Из описаний скифского быта,
оставленных греческими писателями, и из скифских погребений, раскопанных
археологами, можно сделать тот же вывод. Греческий историк Геродот
(V в. до Р. Хр.), рассказывая о скифах, делит их на много племен и
различает между ними кочевников и земледельцев. Первых он помещает ближе
к морю — в степях, а вторых севернее — примерно на среднем течении
Днепра. Земледелие было настолько развито у некоторых скифских племен,
что они торговали зерном, доставляя его в громадном количестве в
греческие города для отправки в Элладу. Известно, например, что Аттика
получала половину необходимого ей количества хлеба именно от скифов
через Боспорское царство. Тех скифов, которые торговали с греками, и
тех, которые кочевали вблизи от моря, греки более или менее знали, и
потому Геродот дает о них любопытные и основательные сведения. Те же
племена, которые жили в глубине нынешней России, грекам не были
известны, и у Геродота мы читаем о них баснословные рассказы, которым
невозможно верить. |