В древнейшее время своего существования
под властью киевских князей, то есть в X и XI вв., Новгород ничем не
отличался от прочих русских городов. Кто княжил в Киеве, тот владел и
Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего
наместника, обыкновенно одного из своих сыновей, и управляли
Новгородскою областью по общему порядку, как управляли Киевом. Но когда в
Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха (1125), начались
непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими
усобицами и перестал послушно принимать себе князей из руки Киевского
князя. Новгородское вече стало само приглашать князей в Новгород,
избирая их из разных ветвей русского княжеского рода и предлагая им от
себя известные условия. Такой порядок мог утвердиться в Новгороде в
XII в. потому, что Новгородская земля была далека от Киева: с одной
стороны, ослабевшие князья киевские не имели сил держать дальний
Новгород в подчинении себе; а с другой стороны, князья, искавшие Киева,
не хотели связывать свою судьбу с Новгородом, они боялись, сидя в
Новгороде, упустить Киев и оттого держались на юге, предоставляя
Новгородский стол младшей братье. Усвоив себе обычай избирать князя,
новгородцы в то же время начали избирать себе и «владыку». До середины
XII в. архиерея (сперва епископа, потом архиепископа) присылал в
Новгород Киевский митрополит по своему собственному выбору. С середины
XII в. новгородцы стали сами выбирать архиепископа из местного
духовенства и посылали его от себя к митрополиту для доставления в сан.
Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских посадников и тысяцких
выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими чиновниками,
требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими мужами», а
не со своею княжескою дружиною.
Добившись такого порядка, Новгород
добился полной политической независимости и обособленности. Он
превратился в самостоятельное государство, в котором верховная власть
принадлежала вечу. Вече избирает князей и изгоняет их;
избирает владык и в случае недовольства ими сводит их; избирает и
увольняет сановников, управляющих делами Новгорода. Вече установляет
новые законы, утверждает договоры с иноземцами, решает вопросы о войне и
мире. Вече судит важнейших лиц и важнейшие дела — от столкновений князя
с новгородскими сановниками до преступлений пригорожан новгородских.
Словом, новгородское вече направляет всю политическую жизнь Новгорода и
его земель. Местом собрания веча бывал «Ярославов двор» (площадь у торга
на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у св. Софии. На вече шел
всякий свободный граждански новгородец, имевший свое хозяйство (дети,
хотя бы и взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в древней
Руси полноправными гражданами). Одинаково с новгородцами на вече могли
идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вечах решались
не по большинству голосов, а общим криком (предполагалось —
единодушно). На наш современный взгляд, этот способ кажется странным и
беспорядочным. Чтобы понять его, надобно помнить, что Новгород состоял
из нескольких общин — «концов», делившихся в свою очередь на меньшие
общины — «сотни» и «улицы». На вечах члены этих общин стояли, конечно,
вместе и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что
после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих
мнений и составлялось мнение веча. Стало быть, не было нужды считать
отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: надобно было только
убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на
том или другом решении. В случае согласия их дело считалось решенным.
Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из
одного веча образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось
междоусобие; всего чаще на мосту через Волхов сходились враги для боя, и
владыка новгородский с духовенством спешил мирить сограждан.
При таких порядках, понятно, вече не
могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло
только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть.
Такие доклады подготовлялись для вечевых собраний особым правительственным советом.
В него входили все важнейшие новгородские сановники — посадники и
тысяцкие, как те, которые были в должности («степенные»), так и те, кто
уже оставил должность («старые»). Во главе совета стоял в древнейшее
время князь, а потом — «владыка». Совет назывался по-новгородски
«господою»; немцы, торговавшие с Новгородом, называли его «Herren». Вся
государственная жизнь Новгорода подлежала владению «господы»; она
руководила и внешними сношениями, и вечевою деятельностью. Чем далее шло
время, тем влиятельнее становился в Новгороде этот аристократический
совет.
Избирая себе князя, новгородское вече
вступало с ним в договор, или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест
на том, на чем целовали Новгороду крест его предки: «Новгород держати в
старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его
«княжение держати честно и грозно без обиды». По новгородской
«пошлине», то есть по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею
военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородскою
ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих
внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом
посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и
казнил злых». Таким посредником и являлся князь. Но чтобы сам князь не
обратил своей власти против Новгорода, новгородцы ставили ему ряд
условий. Они рассматривали князя как постороннего Новгороду иноземца и
потому обязывали его и его дружину не приобретать в Новгородских
владениях земли и челяди и не торговать самому, без посредства
новгородских купцов, с немцами на немецком дворе. Таким образом, князь
не мог никакими путями войти в состав новгородского общества и всегда
оставался для Новгорода посторонним. В ту минуту, когда вече «показывало
ему путь из Новгорода», то есть отказывало ему от власти, князь терял
всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить Новгородские пределы.
Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а
верстах в трех от Новгорода, ближе к Ильменю, в так называемом Городище.
Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и
порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного вечем.
Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде,
вместе с князем назначал должностных лиц на низшие должности, словом,
контролировал каждое действие князя. Управлять Новгородом князь должен
был исключительно посредством новгородцев, никуда не назначая своих
дружинников; кроме того, и сам он должен был находиться в Новгородских
пределах, а если уезжал оттуда, то терял право управлять Новгородом. За
свою службу Новгороду князь получал «дары» и «дань» в точно определенном
размере и, сверх того, пользовался разными угодьями и правом охоты в
особо отведенных местах. В свою очередь, князь давал новгородцам
различные льготы в своем княжестве, откуда он был приглашен в Новгород.
Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий,
вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за
ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем
новгородской «тысячи», то есть ополчения. Под ведением посадника
находились выборные старосты концов («кончанские», или «конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»). Тысяцкому были подчинены сотские
— начальники десяти «сотен», составлявших тысячу. В древности всегда
бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих
подчиненных; по общему обычаю был свой суд и у посадника, и у тысяцкого.
Вече выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть
правили свою должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался
из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших «бояр», и поэтому
был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий
представлял собою всю новгородскую массу, входившую в «тысячу».
Управление пятин новгородских и
пригородов находилось в руках выборных новгородских властей. Пятины и
пригороды были приписаны к «концам» Новгорода и сносились с Новгородом
через свой «конец». Что же касается до новгородских «земель» и
«волостей», то степень и порядок их зависимости от Новгорода трудно
определить. Ими правили скорее всего новгородские промышленники, которые
в них заводили свои промысла и устраивали свое частное вотчинное
управление.
Новгородский владыка,
архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое
значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в
новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча:
всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в
вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в
священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто
являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к
нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их
обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св.
Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился
государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на
которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял
громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой
штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего
новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим
выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны. |