По смерти бездетного Витовта все его
преемники избирались на великое княжение сановниками самой Литвы и вели
политику самостоятельных государей, избегая подчинения Польше. Уния
оставалась только в идее; но отказаться от этой идеи обе стороны не
могли, потому что и Польша, и Литва продолжали нуждаться во взаимной
поддержке против общих внешних врагов. Лишь при младшем сыне Ягайла
Казимире (1440–1492) оба государства находились в действительной унии,
так как Казимир, избранный в малолетстве великим князем Литовским,
позднее был избран и Польским королем и таким образом соединил обе
страны под своим скипетром. Но после кончины этого короля Казимира IV
(«Ягеллончика») Литва опять отделилась от Польши, избрав особого
великого князя — Александра Казимировича. Только в
1501 г., когда и Польша избрала на свой престол того же Александра, оба
государства условились вперед твердо держаться унии и избирать всегда
одного государя для обеих стран. С таким трудом была, наконец, на деле
осуществлена личная уния, задуманная в 1386 г.
Несмотря на постоянное стремление Литвы к обособлению от Польши, в течение всего XV столетия польское влияние в Литве продолжало расти и крепнуть.
Хотя литовские великие князья и держались самостоятельно, все-таки они
сами и их правители были католики по вере и в культурном отношении были
уже ополячены. Пока в Литовском княжестве еще существовал старый порядок
и волостные удельные князья были сильны, это не имело большого
значения. Каждый князь правил своею волостью самостоятельно: если он был
православный и русский по духу, то и волость его не испытывала
католического и польского гнета. Но в XV ст. сила великих князей в Литве
возросла, и они понемногу превратили князей волостных в своих
наместников и подчиненных слуг. Вместе с тем и управление волостей
испытало перемены и подчинилось централизации. Везде католики стали
предпочитаться православным и польские обычаи — русским; везде на
правительственные должности стали (в силу унии 1413 г.) назначаться
князья и бояре римской веры. Везде, стало быть, православно-русские люди
чувствовали свое унижение и обиду. Горше всех приходилось, конечно, той
русской знати, князьям и боярам, которые превратились из государей и
правителей в подчиненных и гонимых. Некоторые, более малодушные,
оставляли православие, принимали католичество, этою ценою делали хорошую
карьеру и ополячивались. Другие пробовали бороться и ждали помощи от
православной Москвы, которая в ту пору стала уже сильна. Они или
передавались Московскому великому князю со своими волостями, объясняя
свою измену Литве гонением на их веру, или же просто выезжали из Литвы в
Москву на службу, пользуясь старинным правом свободных слуг «отъезжать»
от одного господина к другому. Под влиянием таких переездов Москва
втягивалась в литовские дела, узнавала внутреннюю слабость Литвы и не
раз шла войною на Литву, грозя отнять от Литвы все ее русские области. А
под угрозами Москвы литовское правительство еще теснее жалось к Польше,
ища у нее помощи от нового опасного врага.
Но не одна литовская знать и князья
терпели от католического правительства Литвы. В первую пору своей
истории Литовско-Русское княжество имело русское общественное
устройство, унаследованное от Киевской Руси. Волостные князья были
окружены дружиною, состоявшей из вольных слуг и холопов; в центре земщины был город с его вечем, от которого зависела волость, населенная свободным крестьянством
(смердами). По правилу, установленному униею, все литовцы, крещенные в
католичество, начинали жить на польском праве, то есть получали те
права, какие имели в Польше лица соответствующего сословия. А в Польше в
ту эпоху устанавливался окончательно своеобразный феодальный порядок с
резко обозначенными сословиями и с полным преобладанием дворянства («шляхты»).
Города польские, по так называемому «магдебургскому праву», составляли
собою особые общины, ограниченные городскими стенами, с правом
сословного самоуправления. Шляхта польская мало-помалу обращалась в
правящий класс с широкими политическими и владельческими правами. Она
имела очень мало обязанностей по отношению к государству, влияла на
управление государством и на избрание королей; она пользовалась правом
льготного землевладения и в своих имениях получила безграничную власть
над крепостным бесправным крестьянством. К этим-то польским порядкам,
выгодным для дворянства и ужасным для прочей массы населения, стало
приближаться Литовское государство, когда стало уравнивать в правах
своих католических подданных с соответствующими разрядами польского
общества.
Из старых дружин волостных князей в
Литве понемногу образован был многочисленный служилый класс, который
обязан был нести военную службу и пользовался за то правом владения
землею. Высший разряд этого класса заключал в себе самих волостных
князей и прежних «бояр», знатных их слуг. Составив служебную
аристократию, эта знать получила общее название панов, или князей и
панов. Остальные разряды служилого класса получили название шляхты. Всем
этим служилым людям, в особенности же шляхте, было очень выгодно
сравняться в правах с польскими панами и шляхтою, ибо в Польше эти права
были громадны. Вот почему литовская шляхта легко и охотно ополячивалась
и окатоличивалась. Усвоив себе польские нравы и обычаи, она кабалила
крестьян, овладевала землями и стремилась превратиться в правящее
политическое сословие. Вместе с тем она служила проводником польского
влияния во всех областях государственной и общественной жизни Литвы.
Таким образом происходило разложение старого порядка и начиналась острая
внутренняя рознь между всевластным дворянством и прочею бесправною
массою населения.
|