Из предшествующего видно, что
императрице Екатерине не всегда удавалось осуществить ее намерения и
достигнуть поставленных целей. Именно, она желала создать совершенное
законодательство в духе освободительной философии ее века, но не успела в
этом. Ей пришлось ограничиться лишь тем, что в новых губернских
учреждениях она провела в практику некоторые свои теоретические
требования (начало коллегиальности, разделение ведомств, начало
самоуправления). Желая создать возможную свободу (или «вольность») и
равенство всех граждан перед одинаковыми для всех законами, Екатерина
достигла лишь того, что дала «вольность» дворянству и доставила ему
влиятельное положение в местной администрации. «Вольности» же крестьянам
дать ей не удалось, даже и в малой доле. Такой неуспех личной политики
Екатерины приписывается справедливо тому, что императрица, по условиям
своего времени, много зависела от дворянской среды, из которой она
должна была брать своих сотрудников и в которой нашла себе поддержку при
вступлении на престол. Когда личные взгляды Екатерины совпадали со
взглядами дворянства, они осуществлялись; когда же совпадения не было,
императрица встречала непонимание, несочувствие, даже противодействие, и
обыкновенно уступала косности господствующей среды.
Но так бывало в тех делах, которые
касались, главным образом, сословной жизни и затрагивали существенные
интересы дворянства. В других областях своей деятельности просвещенная
императрица не была так связана и не встречала вообще препятствий, кроме
разве того, что собственные ее философские и политические взгляды и
правила оказывались вообще неприложимыми к практике, по своей
отвлеченности и полному несоответствию условиям русской жизни. Но раз
императрица ставила себе достижимую жизненную задачу и начинала
практически осуществимое дело, — она во всем блеске обнаруживала свою
просвещенную гуманность и либерализм и достигала больших и благих
результатов. Благодаря уму и образованности императрицы ее правительство
всегда стояло на высоте европейского просвещения, выражалось
образцовым, точным и красивым языком и неуклонно преследовало цели
общего блага. В этом отношении правительственная деятельность Екатерины
воспитательно действовала на управляемое общество, и многие ее
мероприятия заслужили себе громкую славу.
1. Из такого рода мероприятий Екатерины
особенно характерны ее меры касательно воспитания и образования,
разработанные совместно с генералом Ив. Ив. Бецким. В эпоху Петра
Великого правительство заботилось прежде всего о практической стороне
учения, требовало практической выучки (§ 114). Екатерина первая
заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об
учреждении воспитательных заведений. Она говорила: «Один только
украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и
прямого гражданина… во многих случаях паче во вред бывает, если кто от
самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях… ясно, что
корень всему злу и добру — воспитание». Желая создать правильное
воспитание в русском обществе, Екатерина считала лучшим средством прежде
всего воспитать заботами правительства «новую породу, или новых отцов и
матерей». Эта новая порода людей, нормально воспитанных и нравственно
совершенных, должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором
опытных педагогов, в разобщении с семьей и обществом, чтобы
воспитываемая молодежь убереглась от влияния некультурной среды. Такими
воспитательными училищами явились закрытые институты для девиц
(«воспитательное общество благородных девиц» или «смольный институт»), с
особыми отделениями для девиц-дворянок и девиц-горожанок (1764), и
кадетские корпуса — закрытые заведения для мальчиков. Учреждением этих
заведений было положено начало закрытым учебным заведениям в России.
Немногим позднее (1782) особая «комиссия об учреждении народных училищ»
выработала стройный план устройства открытых школ для всех сословий
государства. Предположено было открыть в каждом уездном городе «малое
народное училище», в каждом губернском городе — «главное народное
училище» и, сверх того, четыре университета. Для исполнения этого
проекта принимались разные меры: подготовлялись преподаватели,
составлялись учебники и т. п. Но завершить дело Екатерине не удалось:
при ней было открыто несколько губернских училищ («гимназий»), не везде
были открыты уездные и не было учреждено ни одного университета.
Причиной была сложность и дороговизна самого дела.
2. В области народнохозяйственной жизни
Екатерина стала держаться совсем иной политики, чем ее предшественники.
При Петре Великом действовала строгая и мелочная система покровительства
(§ 112); ближайшие преемники Петра держались той же системы, временами
лишь ослабляя правительственную опеку над промыслами и торгами. В
царствование Екатерины на западе стало популярно учение Адама Смита о
благах свободной торговли, и Екатерина немедля усвоила это учение,
подходившее к ее общему либеральному настроению. Система протекционизма
была оставлена (1782), и в отношении народно-хозяйственной деятельности
Екатерина стала держаться правила: laisser faire, laisser passer. Но,
отказавшись от того, чтобы направлять и опекать торгово-промышленную
деятельность населения, императрица не отказалась ей покровительствовать
и содействовать ее развитию. Так, желая лучше организовать кредит и
удешевить его, Екатерина, взамен сословных банков времени императрицы
Елизаветы (§ 121), открыла один общий «государственный заемный банк»,
взимавший только 5 % с занятых капиталов.
В отношении финансов время императрицы
Екатерины замечательно водворением у нас бумажного денежного обращения.
Нуждаясь в деньгах ввиду военных расходов, Екатерина уже в начале
царствования (1768) прибегла к выпуску «ассигнаций», то есть бумажных
денег. (Эти деньги выпускал особый «ассигнационный банк» с капиталом в
миллион рублей.) Сначала ассигнаций было выпущено умеренное количество;
размен их на звонкую монету совершался беспрепятственно, и потому
ассигнации пользовались любовью населения. Действительно, они
представляли большое удобство в сравнении с тяжелой звонкою монетою, а в
особенности с «медью», которая тогда главным образом и ходила в народе.
Успех бумажных денег повел к тому, что правительство стало выпускать их
все в большем и большем количестве для покрытия экстренных военных
трат. В конце царствования Екатерины ассигнаций обращалось уже на
150 млн., а разменного металлического фонда для них почти не было.
Явились обычные последствия такого порядка: цена ассигнаций поколебалась
и упала в полтора раза против звонкой монеты (ассигнационный рубль
стоил не дороже 68 коп.), а цена всех товаров поднялась. Таким образом,
денежное обращение пришло в беспорядок и дурно отразилось на всем
хозяйственном обиходе страны. Причина этому заключалась в отсутствии
правильного взгляда на значение бумажных денег вообще; но в ту эпоху и
нигде еще не было ясного сознания, что бумажный денежный знак сам по
себе не имеет никакой ценности и представляет собой только долговое
обязательство казны.
3. В высшей степени были замечательны и
ценны заботы императрицы Екатерины о «народном здравии». При ней впервые
были приняты меры к тому, чтобы правильно организовать врачебное дело в
государстве. С этой целью была учреждена особая «медицинская коллегия»:
она должна была заботиться, вместе с губернаторами, чтобы в каждом
городе была аптека и врачи. На обязанность местных приказов
общественного призрения (§ 128) была возложена забота об устройстве
«богоугодных заведений», госпиталей, больниц и приютов для больных и
умалишенных. Было введено оспопрививание, только что входившее в
практику в Европе, причем сама императрица привила оспу себе и своему
сыну — для побуждения к тому подданных. Словом, было сделано все, чтобы
разъяснить населению необходимость врачебного благоустройства и
облегчить пути к нему. |