С образованием Золотой орды началась
постоянная политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками,
татары не остались жить в русских областях, богатых лесами; они ушли на
юг, в открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих
наместников, баскаков, с военными отрядами. Особые
татарские чиновники, численники, или писцы, изочли и переписали все
население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань,
получившую название выхода. Сбором этой дани и вообще управлением татарским на Руси заведовали в Золотой орде особые чиновники, даруги, или дороги, посылавшие на Русь данщиков для дани и послов
для других поручений. Русские князья должны были у себя дома иметь дело
с баскаками и послами; когда же князей для поклона или дел вызывали в
орду, то там их «брали к себе в улус» (в кочевье) «дороги», ведавшие их
княжества. Пока Золотая орда сохраняла свою зависимость от великих ханов
в Монголии, русские князья должны были ездить и в далекую Монголию на
поклон великим ханам.
Татарские порядки были очень тяжки для
Руси. Баскаки и другие татарские чиновники с их вооруженной свитой
сильно обижали народ; дань татарская была тяжела и унизительна. Во
многих городах (Новгороде, Ростове, Суздале, Владимире и др.) народ не
выдерживал, поднимался против татар и избивал численников и данщиков.
Князьям стоило много труда и унижений отводить от себя и от своих людей
ханскую грозу и склонять народ к повиновению и уплате выхода. Первое
время татарской власти всем на Руси казалось очень мрачным и постыдным.
Легче стало только тогда, когда князьям удалось добиться у татар
позволения самим собирать дань для орды и самим же доставлять ее
ордынским «дорогам» (§ 43). Этот порядок избавлял население от прямых
сношений с татарами, а стало быть, и от частых насилий и обид татарских.
Надобно, однако, помнить, что и в первое
время татарского ига церковные и политические порядки на Руси остались в
прежнем виде. Татары назвали Русь своим «улусом», то есть своею
волостью или владением; но они оставили в этом улусе его старое
устройство. К русской вере и русскому духовенству они относились с
терпимостью и уважением, как относились терпимо вообще ко всем иным
религиям с их духовенством или жречеством. Русский митрополит с
церковными людьми был освобожден от татарского выхода и прочих платежей и
повинностей в пользу татар. Русская церковь получала от ханов особые
льготные грамоты («ярлыки»), которыми обеспечивались права духовенства.
Такие же ярлыки получали от ханов и русские князья на их княжения.
Татары оставили на Руси прежний порядок княжеского владения и
обыкновенно только утверждали во власти князей-Рюриковичей на великом их
княжении или на «уделах». Когда княжеские столы наследовались правильно
и мирно, татары не изменяли действовавшего порядка перехода столов от
брата к брату или от отца к сыну. Когда же начинались между князьями
ссоры и усобицы и князья обращались к татарам сами за судом и помощью,
тогда ханы проявляли свою державную волю, давали ярлыки на княжения по
своему произволу и наказывали строптивых князей, сажая в тюрьму и даже
убивая их самих и разоряя их земли своими татарскими ратями. Иногда
князья погибали в орде и не вследствие политических причин, а потому,
что не желали подчиниться татарским обычаям, считая их несовместимыми с
христианскою верою. Так погиб в орде Черниговский князь Михаил
Всеволодович со своим боярином Феодором, за что церковь наша и чтит их
святыми мучениками. Но такого рода случаи не нарушали того общего
порядка княжеского владения, к которому привыкли князья и народ: на Руси
оставалась старая династия и старое княжеское управление. Это важное
обстоятельство помогло нашим предкам собрать понемногу силы и средства
для освобождения родины от чужого ига.
Знакомство с новыми господами Руси не
могло пройти бесследно для нравов и обычаев русских людей. Татарское
завоевание повело к полному разобщению Суздальской Руси, испытавшей всю
силу монгольского гнета, с Русью Новгородской и Русью юго-западной. В
Новгороде и на юго-западе татарская власть чувствовалась меньше и раньше
пала. Там сильнее были западные влияния: немецкое в Новгороде и
польское в юго-западной Руси. И вот в то время, как новгородцы и
южнорусы убереглись от долгого и прямого татарского воздействия,
население Суздальской и Рязанской областей поневоле воспринимало от
татар некоторые их порядки (денежный счет, административные обычаи) и
было лишено возможности широкого и свободного общения с оторванными от
него другими ветвями русского племени и европейским западом. Вот почему
на русском востоке в татарскую эпоху XIII–XIV вв. наблюдается некоторый
культурный застой и отсталость и некоторый налет «татарщины».
Великорусскому племени, которое многострадально заслонило собою от
татарского насилия всю Европу, пришлось испытать на себе некоторое
влияние монгольских нравов и порядков. Не следует, однако,
преувеличивать силы этого татарского культурного влияния. В первые века
татарщины русские люди не могли ничего добровольно перенимать у
«поганых» татар, которых они гнушались и ненавидели и которые сами тогда
были на очень низком уровне культуры. Некоторое сближение произошло
позднее — с той поры, когда иго ослабело и татары, перестав быть
угнетателями и господами, сами являлись на службу к русским князьям,
селились с их согласия на Руси (в Касимове, Елатьме, Романове),
занимались здесь торговлей и земледелием и таким образом мирно сходились
со своими русскими соседями. Тогда — с XV в. — вместе с восточными
товарами русские начали перенимать восточные моды и обычаи «поганых»
татар и даже роднились с ними посредством браков.
|