Мы видели, что тотчас после прекращения
смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с
иноземцами. В Московском государстве в большом числе появились
западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора (§ 79). Для
исправления церковных книг в Москву были призваны ученые богословы —
греки с православного востока и малороссийские монахи, учившиеся в
киевских школах (§ 87). Эти богословы не ограничивались только работами
на Печатном дворе, где правились книги: они приобретали вообще большое
значение при патриаршем и царском дворах, влияя на церковное управление и
на придворную жизнь. Ученые киевляне становились учителями в царской
семье (Симеон Полоцкий), входили в знакомство и дружбу с придворными
людьми, обучали московскую молодежь греческой и латинской «грамоте» и
богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве иноземное влияние,
шедшее, с одной стороны, от «немцев» (то есть западноевропейцев), а с
другой стороны — от греков и малороссов.
К этому чуждому влиянию московские люди
относились не все одинаково. Многие из них боялись заимствований со
стороны и заботились о сохранении старых народных обычаев. Люди этого
национально-охранительного направления руководились старинным вековым
московским народным идеалом: «Москва — третий Рим», московский народ —
«новый Израиль», московский царь есть царь «всего православия»; истинное
благочестие сохранилось только на Руси, и его необходимо содержать
строго и неприкосновенно, чтобы не померк свет православия в Русской
земле (§ 53). Если Русь не удержит в чистоте свою веру, свои обряды и
благочестивые обычаи, то, как думали русские люди, она падет так же, как
пали прежние царства, Римское и Греческое, сокрушенные ересями. На
такой точке зрения стояли, например, вожаки раскола, не желая
Никоновских новшеств и протестуя против участия в книжных исправлениях
чужих людей из Киева и с востока. В противоположность
национально-охранительному направлению, очень многие московские люди в
XVII в. уже перестали верить в то, что Московское царство было
единственным православным и богоизбранным. Смута, едва не погубившая
Москву в начале ХVII в., оказала большое влияние на умы москвичей.
Внутренние раздоры и торжество над Москвою иноземцев — шведов и поляков —
московские люди объясняли как Божие наказание за свои грехи. Ближе
познакомясь с иноземцами во время смуты и после нее, москвичи поняли,
что иноземцы образованнее их, богаче и сильнее. Греки оказались более
сведущими в делах веры; «немцы» (то есть западноевропейцы) оказались
искуснее в военном деле, ремеслах и торговле. Ученые киевские выходцы,
приезжавшие в Москву, показывали своим примером, как много значит
школьная наука: они оставались русскими и православными людьми, но,
пройдя правильную западнорусскую школу, были много культурнее своих
московских собратьев. Наблюдая новых людей, москвичи стали понимать, что
их прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным
заблуждением, что им надо учиться у иноземцев и перенимать у них все то,
что может быть полезным и приятным для московского быта. Так появилось
среди московских людей стремление к реформе, к улучшению своей жизни
через заимствование у более просвещенных народов знаний, полезных
навыков и приятных обычаев.
Первоначально в московском обществе лишь
редкие отдельные лица увлекались западными взглядами и обычаями и
отвращались от московских порядков и верований. На них смотрели как на
отступников и изменников и наказывали их[14]. Позднее среди московских людей появилось много
влиятельных сторонников культурной реформы. Под сильным влиянием греков и
малороссов был царский любимец, сверстник царя Алексея, дворецкий Федор
Михайлович Ртищев, человек необыкновенной доброты,
большого ума и благородства. Он учился богословию у киевских монахов и
поддерживал их в Москве. Знаменитый дипломат того времени, начальник
Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин,
был уже европейски образованный человек. Он усвоил себе те идеи и
правила, которыми руководились тогда европейские правительства (между
прочим, систему протекционизма), и хотел в Московском государстве делать
все «с примера сторонних чужих земель». Но он не хотел перенимать у
«немцев» всякую мелочь и сам по себе, в своей личной жизни, оставался
москвичом старого склада. «Какое нам дело до иноземных обычаев, —
говорил он. — Их платье не по нас, а наше не по них». Напротив,
заместитель его в Посольском приказе, боярин Артамон Сергеевич Матвеев,
был большим поклонником всего «немецкого»; он весь свой дом устроил на
«немецкий», «заморский» манер. Будучи близким, «собинным» (дорогим)
другом царя Алексея Михайловича, Матвеев содействовал тому, что и сам
царь стал интересоваться европейскими новинками и привыкать к ним. У
Матвеева была даже своя труппа актеров, и он тешил царя театральными
представлениями, которые до тех пор почитались в Москве грехом.
Следующий начальник Посольского приказа, князь Василий Васильевич Голицын, был еще более передовым человеком, чем его предшественники, и мечтал о самых широких реформах.
По примеру этих высоких лиц и под их
покровительством московские люди постепенно усваивали себе новые обычаи и
воззрения. В Москве распространились иноземные костюмы, вещи,
музыкальные инструменты, картины. В Посольском приказе переводились, по
царскому повелению, иностранные книги и делались выписки из иностранных
газет («куранты»). Европейское образование проникало в разные слои
московского общества и увлекало умы московских людей настолько, что
некоторые москвичи даже бегали за границу, желая найти себе лучшие
условия жизни. Так, убежал за границу сын Ордина-Нащокина, чем очень
огорчил отца. Убежал со службы подьячий (мелкий чиновник) Посольского
приказа Григорий Котошихин; он пробрался в Швецию и там
для шведского правительства составил любопытное описание Московского
государства (напечатанное под названием «О России в царствование Алексея
Михайловича»). В свою очередь, заметив большое умственное брожение
среди московских людей, западноевропейцы стремились в Москву все в
большем и большем количестве и просились на московскую службу или желали
разрешения торговать в Москве. Даже католики думали о возможности
начать свою пропаганду в Москве. С этою целью явился в Московское
государство (1659) ученый хорват, католический патер Юрий Крижанич.
Скрыв свою веру и назвав себя православным, Крижанич выразил желание
быть учителем в Москве. Однако его заподозрили, и ему едва удалось
вернуться домой. Его сочинения, в которых описывались московские
порядки, получили впоследствии большую славу: в них Крижанич указывал те
реформы, какие, по его мнению, были необходимы Московскому государству,
чтобы сделать его сильным и просвещенным.
Так совершался в Московской Руси
культурный перелом. Старые идеалы отживали и падали, новые нарождались и
крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной
замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным
человечеством.
|