Летом 1619 г. возвратился из плена в
Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было
патриарха, потому что патриарший сан, после смерти патриарха Гермогена
(1612) и избрания на царство Михаила, берегли для государева отца.
Тотчас по возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и
получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым
именовали только царя. Таким образом, в Москве стало два государя и
установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и
опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По
отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в
своих руках и пользовался таким влиянием, что и сам царь не выходил из
его воли. До самой своей кончины (1633) он правил государством с редкою
энергией и твердостью. При нем лишились своего значения Салтыковы, и
вообще не стало сильных фаворитов.
Н. Тютрюмов. Патриарх Филарет (1619–1633)
В первые же дни после приезда в Москву
Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем
порядке управления. Был предположен ряд мер для того, чтобы улучшить
администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в
податях для всего населения государства. То, что было поставлено на
соборе, Филарет исполнял потом с большою твердостью и настойчивостью,
хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей.
Что касается администрации, то главные
заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и
городах. Мы знаем (§ 58), что при Иване Грозном в областях было введено
самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские
судьи». В Смутное время, когда война и грабежи охватили все государство,
во все города были посланы из Москвы военные власти, «воеводы», которым
временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела.
Воеводы заменили, таким образом, самоуправление своим единоличным
управлением. Они почти везде злоупотребляли своею властью, брали взятки,
чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели,
потому что приказные дьяки в Москве покрывали воевод и тоже требовали
себе «посулов» и «взяток», разоряя просителей. Великие государи, узнав
об этом, принимали разные меры против чиновничьего и воеводского
произвола и насилия. Был, между прочим, устроен особый «приказ», в
котором приближенные к государям бояре должны были рассматривать дела о
служебных злоупотреблениях и о всяких обидах и насилиях «сильных» людей.
Но так как эта мера не помогла и в далеких областях воеводы, в надежде
на безнаказанность, продолжали самоуправства и насилия, то решено было
отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому выбирать
себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить
самоуправление тоже не имела полного успеха. В городах было тогда мало
годных к делу служилых дворян, так как все они обыкновенно бывали на
государевой службе, в войске или в служебных посылках. Поэтому губных
старост не из кого было выбирать, и горожане продолжали жаловаться на
плохое управление. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков:
дела тянули в бесконечной «волоките», требовали взяток и решали дело в
пользу того, кто больше дал. Таким образом, несмотря на большие
старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.
Патриарх Филарет на Памятнике 1000-летию России
Равномерность в распределении
государственных повинностей также не была вполне достигнута при Филарете
и Михаиле. Вместе с земским собором в 1619 г. великие государи
постановили произвести полную опись всех населенных земель государства в
«дозорных книгах» и «писцовых книгах» и на основании этих книг
определить точно, какие повинности может нести в пользу государства
каждый землевладелец. Совершив эту опись, постановили следить за тем,
чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою
меру, по справедливости. Однако злоупотреблений в этом отношении было
много. Служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые — от платежей и
повинностей, жалуясь на то, что они разорены смутою и не в силах
служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как
следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для
устройства сословий. |