В первое время своей жизни на Днепре и
Ильмене русские славяне сохраняли у себя патриархальный племенной быт.
Они делились на известные уже нам племена; племя же состояло из родов,
и, по старому выражению, жили наши предки «каждый с своим родом и на
своих местах, владея каждый родом своим». Под именем рода разумелась
совокупность родственных друг другу семей, живших вместе, владевших
общею собственностью и управляемых одним родовым старшиною. Родовые
старшины имели большую власть каждый в своем роде; а сойдясь вместе на
совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так
бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей
опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена
и роды расселялись на больших пространствах, не только ослабевала связь
между родами, но распадались и самые роды, делясь на самостоятельные
семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню,
имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая
родовая собственность заменялась собственностью семейною. Точно так же
переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу
всеми хозяйствами родичей, если эти хозяйства были разбросаны на больших
расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной
семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи переставали
чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих
дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились
домохозяева известной округи, и родные друг другу, и не родные
одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они
составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел
выборных старейшин. Таким образом, древнейшее родовое устройство
заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить
семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным
племенам. Так бывало в тех местах, где соседили друг с другом различные
племена, или же в тех местах, куда одновременно шла колонизация от
нескольких племен (например, в верхнем Поволжье, которое заселялось и от
кривичей, и от вятичей).
С развитием по русским рекам торгового
движения к черноморским и каспийским рынкам в земле славян стали
возникать большие города. Такими были: Киев — у полян, Чернигов — у
северян, Любеч — у радимичей, Смоленск и Полоцк — у кривичей, Новгород —
у ильменских славян и др. Подобные города служили сборными пунктами для
купцов и складочными местами для товаров. В них встречались торговые
иноземцы, варяги по преимуществу, с местными промышленниками и
торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и
направлялись по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Охрана
товаров в складах и на путях требовала вооруженной силы; поэтому в
городах образовались военные дружины, или товарищества, в
состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных
народностей, всего чаще варяги. Во главе таких дружин стояли обыкновенно
варяжские предводители — конунги (по-славянски конунг —
князь). Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или
нанимались на службу в городах и оберегали города и городские торговые
караваны; или же, наконец, конунги захватывали власть в городах и
становились городскими владетельными князьями. А так как
городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае
образовывалось целое княжество, более или менее значительное по своему
пространству. Предание говорит, что такие варяжские княжества были
основаны, например, Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде,
Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникала у русских славян и
независимо от варяжских конунгов; так, у древлян был свой местный князь,
по имени Мал («бе бо имя ему Мал, князю Деревьску», — говорит
современник).
Появление городов, а с ними торговых
иноземцев и военных дружин на Руси колебало старый племенной быт русских
племен еще больше, чем расселение на новых местах. Люди, собиравшиеся в
города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись
по своим делам и занятиям в иного рода сообщества: становились
воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в
городских промышленников. Вместо патриархального соединения родичей
нарождались общественные классы в нашем смысле слова: людей военных,
торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от
городских властей — князей и хозяев. И те люди, которые оставались в
волостях на своих пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе
влияние городов с их торговлею и промыслами. В прежнее патриархальное
время каждый род и даже каждая семья, жившая особым двором, имели свое
обособленное хозяйство. Каждый для себя пахал землю и охотился, сам себя
обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи своего
собственного изделия; каждый сам для себя изготовлял все необходимые
орудия. Обыкновенно со стороны ничего не покупалось и на сторону не
продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что необходимо
было для своей семьи или рода. Такое хозяйство, независимое от других и
не знающее торгового обмена продуктов, называется «натуральным». Когда
на Руси развилась торговля, и выросли города, на городские рынки стал
требоваться товар — всего более мед, воск и меха, ставшие главными
предметами русского вывоза. Эти предметы добывались в лесах деревенским
людом. Под влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только
для себя, но и на продажу. Из предметов домашнего потребления они
обратились в товар: их меняли на другие товары или продавали на деньги,
которых раньше не знали. Где прежде все необходимое производили сами для
себя и сами же потребляли, там понемногу начали многое покупать со
стороны и запасать товары для продажи или копить доходы за проданные
товары (иначе говоря, стали образовывать капиталы). Вместо натурального
хозяйства начиналось денежное.
Так постепенно изменялась жизнь наших
предков. Из патриархального родового и племенного быта славяне
постепенно переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием
главных «старейших» городов в волости, или княжества, в которых
объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и
государственные.
Когда отдельные городские и племенные
волости и княжества собрались вместе и объединились под одною
государственною властью, тогда началось Русское государство.
|