Служилые люди жаловались на то, что их
поместья находятся в беспорядке: владеют ими часто люди, не способные к
службе или не имеющие права на поместное владение; крестьяне не сидят на
местах и не работают на помещика, а бродят с места на место и мало
пашут. Правительство заботилось о том, чтобы привести в порядок
дворянское землевладение. Оно разбирало дворян по «статьям»: выбрасывало
вон из службы неспособных и сгоняло их с поместий; исправным
увеличивало поместья и давало денежное жалованье; вдовам и сиротам
умерших на службе дворян давало небольшие участки земли «на прожиток». В
конце концов, через 15–20 лет работы, дело увенчалось успехом, и
поместное землевладение было более или менее устроено (1636). Отношения
помещиков с крестьянами уладить было труднее, потому что ничем нельзя
было заставить крестьян оставаться в разоренных поместьях и вотчинах.
Они искали мест, где им было лучше, и шли в богатые имения бояр и
монастырей или же убегали в казаки на Дон. Был тогда дан указ, что
землевладельцы могут искать своих крестьян в продолжение не пяти лет
(как было установлено при Борисе Годунове), а десяти и даже пятнадцати.
Но это мало помогало, и дворяне не переставали просить о бессрочном
прикреплении крестьян к их землям безо всякого права перехода.
Податные люди в городах и областях, как
мы знаем (§ 55), составляли податные общины, которые сами собирали через
выборных земских старост свои подати. При царе Михаиле, когда подати по
необходимости были тяжелы, много тяглых людей, в особенности в городах,
уходило из тягла или старалось так или иначе уменьшить свою подать.
Одним из способов уйти из тягла было «закладничество». Тяглый человек
«закладывался» за какого-либо «беломестца», то есть вступал в
зависимость от такого землевладельца (боярина, монастыря), который вовсе
не платил податей со своих владений. Тяглец или продавал, или отдавал в
залог свой двор боярскому или монастырскому приказчику и тем его
«обелял», а затем и сам становился боярским или монастырским человеком,
«закладчиком», и продолжал жить на своем дворе, но уже не считался
членом общины и не платил со своим «миром» никаких государевых податей.
Закладничество было страшным злом для тяглых общин, потому что отнимало у
них земли и плательщиков. Чем больше уходило из общины людей, тем
труднее было прочим тянуть тягло, и оставшиеся горько жаловались на свое
разорение, прося государя прекратить закладничество. Но это было
нелегко, так как закладчики умели соблюдать законные формы и прибегали к
разным тонким уловкам. Поэтому при царе Михаиле с закладчиками ничего
поделать не могли. Были и другие способы «избывать» тягла и если не
совсем от него избавляться, то уменьшать его. Так как подать тогда
собиралась с «паханой земли», то стоило лишь уменьшить свою запашку,
чтобы платить государству меньше. К сокращению запашки располагали и
смуты: как враги внешние, так и свои казаки постоянно топтали посевы,
жгли и грабили запасы. Крестьяне поэтому стремились пахать возможно
меньше и искали обеспечения в других промыслах. Правительство терпело от
этого прямой убыток, потому что не получало такого дохода, на какой
рассчитывало по старине. Чтобы выйти из затруднения и увеличить свои
сборы, оно стало назначать подати не с земли, а с двора. Каждый
крестьянский двор должен был уплачивать известную сумму, независимо от
того, какая у него запашка. Дворы же бобыльские, непашенные, платили
обыкновенно половину того оклада, какой назначался на двор крестьянский.
Так постепенно совершалась важная реформа: место поземельной подати заступала подворная.
Нуждаясь постоянно в средствах и не
собирая достаточно денег с населения, еще не оправившегося от бедствий
смутного времени, московское правительство думало получить большие
выгоды для себя и для народа от торговли с иностранцами в Архангельске.
Чтобы привлечь иностранцев, особенно же англичан, в Белое море, царь
Михаил дал им большие льготы (1614): англичане совсем беспошлинно, а
голландцы с малою пошлиною могли торговать не только в самом
Архангельске, но и в прочих городах Московского государства. Торговля от
этого действительно оживилась; в государстве появилось много
иностранной серебряной монеты (именно среднеевропейских талеров, которые
назывались «ефимками» и ходили по полтине). Но все выгоды от этой
торговли оказались на стороне иностранцев: они забрали в свои руки
внутреннюю московскую торговлю и так затеснили русских купцов, что те не
переставали горько жаловаться и просить о том, чтобы иностранцев
удалили из государства. Однако государь не мог удовлетворить таких
просьб. Необходимость заставляла его постоянно прибегать к иноземцам.
Вместе с европейскими купцами в Москву приглашались с Запада всякие
знающие люди. Иностранные офицеры обучали московских людей военному
строю и устраивали в Москве регулярное войско, целые полки «солдат»,
«драгун» и «рейтар»: войны смутного времени показали необходимость
такого войска. Иностранные техники пытались искать в разных частях
Московского государства золото и серебро, медь и железо. Они устраивали
даже заводы для обработки найденных железных руд; таковы заводы,
оружейные и литейные, Виниуса и Марселиса в Туле. Иностранные доктора
лечили царскую семью и московскую знать и завели в Москве первую
казенную аптеку. Иностранные мастера всякого дела призывались в Москву
ко двору на хорошее жалованье; от имени государя в Москву приглашали
даже ученого астронома и географа голштинца Олеария, говоря, что в
Москве и «такие люди надобны». Словом, после тяжелых уроков смутной
эпохи москвичи поняли необходимость практических заимствований с запада и
невыгоды прежней обособленности и отчуждения от иноземной культуры. В
конце царствования Михаила в Москве, в подмосковной немецкой слободе,
жило уже до 1 тыс. протестантских семейств из разных европейских стран.
(С католиками москвичи боялись иметь дело из-за острой религиозной
розни.) При таких условиях для царя Михаила было трудно решиться отнять
торговые привилегии у англичан и голландцев. |