Было уже указано, что возбуждение умов в
Царстве Польском началось тотчас по введении в действие дарованной
Александром I «учредительной хартии» (§ 146). Польские патриоты мечтали о
восстановлении Речи Посполитой в ее старых пределах — «от моря до
моря»; иначе говоря, они желали присоединения к своему Царству литовских
и русских областей, принадлежавших Польше до раздела 1773 г. С другой
стороны, они были недовольны русской властью, и в частности цесаревичем
Константином Павловичем, который был главнокомандующим всех польских
войск и, живя в Варшаве, сильно влиял на ход управления вообще. Пределы
своей конституционной свободы поляки считали слишком узкими. Одни из них
желали прямо республики (демократическая партия с историком Лелевелем
во главе); другие же стояли за реформу конституции и расширение прав
нации (аристократическая партия, в которой виднейшее место принадлежало
бывшему любимцу Александра I, князю Адаму Чарторыйскому). В польском
движении отразилось влияние подобных же движений, происходивших тогда на
западе Европы. Патриоты, недовольные постановлениями Венского конгресса
и реакционной политикой «священного союза», начали упорную борьбу за
национальное объединение и народную свободу в странах, разделенных между
многими правительствами и управляемых в реакционном духе (Германия,
Италия). Как на западе, так и в Польше движение руководилось тайными
обществами, патриотическими и революционными. Они существовали в
польских войсках и среди молодежи, подготовляя отложение от России и
внутренний переворот. Французская и Бельгийская революции 1830 г. своим
успехом дали толчок польскому движению, и в конце 1830 г. в Варшаве
началось открытое восстание. Цесаревич Константин Павлович едва избежал
смерти от рук заговорщиков, офицеров и черни и благополучно ушел из
Варшавы с теми русскими войсками, которые при нем состояли. Отступление
слабого русского отряда сначала из столицы Польши, а затем и из Царства в
русские области подняло дух восставших и позволило им организовать в
Царстве свой порядок. В Варшаве было устроено временное правительство с
диктатором во главе. Оно пробовало добиться от императора Николая
независимости Польши и присоединения к ней Литвы и Западной Руси; но, не
получив на это никакой надежды, созвало сейм. Сейм решился низложить
династию Романовых с польского престола и таким образом сделал войну
неизбежной.
Император Николай отправил (1831) в
пределы Польши большую армию под начальством графа Дибича. Дибич нанес
польским войскам и польскому ополчению сильное поражение под Варшавою (у
с. Грохова), но не воспользовался победою и затянул войну. К тому же
военным действиям препятствовала страшная эпидемия холеры, прошедшая
тогда по всей России. (От нее скончались в русской армии цесаревич
Константин и граф Дибич.) Новый главнокомандующий граф Паскевич повел
дело энергично и быстро: он подошел к Варшаве и взял ее штурмом, после
чего загнал в Пруссию и Австрию остатки польских войск и таким образом
овладел Царством. Польша была завоевана русским оружием и потеряла
возможность сохранить свою конституцию.
Учредительная хартия была отменена;
сейм уничтожен; уничтожено отдельное польское войско; отменено особое
финансовое устройство; закрыты высшие учебные заведения (Варшавский
университет). Царство Польское было разделено на губернии и включено в
состав империи. Особою грамотою, получившей название «органического
статута» (1832), был определен новый порядок управления Польши. Во главе
Царства был поставлен наместник (граф Паскевич-Эриванский, получивший
титул «князя Варшавского»); он управлял с помощью «совета» из главных
чиновников края. Важнейшие дела и законодательные вопросы
рассматривались в «государственном совете Царства Польского»,
составленном из лиц по назначению государя. С течением времени русский
элемент в крае усиливался все более и более: русские люди назначались на
польские должности, русский язык признан обязательным в деловых
сношениях, русским раздавались земли в польских областях. Самое
управление принимало все более и более характер общерусский. Польша
теряла все остатки политической особенности и обращалась в русскую
провинцию.
То же направление имела политика
императора Николая в литовских и западно-Русских областях. Восстание из
Царства Польского распространилось на те области, которые отошли от
Польши к России по разделам XVIII в. (§§ 133, 137). Польское панство и
шляхетство, составлявшее в этих областях высший землевладельческий
класс, сохраняло свои связи с Польшею и поддерживало польский дух в
местной общественной жизни. При императоре Александре I правительство не
обращало внимания на преобладание польского элемента в западно-Русском
крае. Князь Адам Чарторыйский, имевший звание попечителя Виленского
учебного округа, деятельно и без всяких препятствий учреждал в округе
польские школы с целью окончательной полонизации Литвы и Белоруссии.
(Таким же колонизатором русских земель, Волыни, Украины и Подолии,
явился польский патриот Чацкий, бывший там наблюдателем, или
«визиатором», училищ при Александре I.) Немудрено, что основанный в
Вильне (1803) университет обратился в очаг польского национального
движения и стал центром польских патриотов, мечтавших о возрождении Речи
Посполитой. При университете образовались патриотические польские
общества, подготовившие участие университета в польском восстании.
(Одним из виднейших вожаков восстания в Польше был виленский профессор
истории Лелевель.) Когда восстала Польша, началось движение и в
литовских областях. Но оно не имело успеха, так как русские войска,
занимавшие Вильну, дали отпор отрядам повстанцев и вытеснили их из края.
После подавления восстания Виленский университет был закрыт, и
правительство приняло ряд мер для уничтожения польского влияния в крае.
Оно обратило внимание на образование юношества в русском духе и вместе с
низшими русскими школами открыло в Киеве русский университет (1834).
Было конфисковано много земель у мятежных польских владельцев и передано
в русские руки. Были приняты меры для улучшения быта
православно-русских крестьян, живших на панских землях. Наконец, дан был
ход делу присоединения к православной церкви так называемых «униатов».
Уния, введенная в западной и южной Руси
в конце XVI в. (§ 92), вызвала тяжелую борьбу православного населения
за свою веру. Православие не было истреблено вовсе; но все-таки
большинство западно-русского дворянства и большое количество
крестьянства перешло в унию и стало под сильное влияние католической
иерархии. Гонения за веру в Речи Посполитой продолжались до самых
разделов, и униаты страдали от них едва ли менее православных.
Заступничество императрицы Екатерины II (§ 133), а затем переход униатов
в русское подданство после польских разделов — прекратили давление на
униатов католического духовенства. Началось сближение униатского
духовенства с православным. В среде самих униатов возникла мысль о
прекращении зависимости от папы и о восстановлении более тесной связи с
православием. Эта мысль понемногу перешла в решимость вовсе упразднить
унию и воссоединить униатов с православной церковью, от которой униаты
когда-то были оторваны. Носителем идеи воссоединения был один из
униатских архиереев — епископ Литовский Иосиф Семашко. После усмирения
Польского восстания он встретил со стороны государя и синода большое
сочувствие. В 1839 г. в г. Полоцке все униатские епископы постановили
просить у императора Николая «дозволения им присоединиться к
прародительской православной всероссийской церкви». Государь дал это
дозволение, и синод торжественно совершил акт воссоединения униатов.
Уния прекратилась везде, за исключением Холмской епархии, где население
оставалось в унии до 70-х годов XIX в., частью же остается и теперь.
Таковы были последствия польского
движения 1830–1831 гг. Польское государство погибло после неудачного
восстания; польская народность понесла тяжелые жертвы и разорение;
польскому влиянию в Западной Руси нанесен был тяжелый удар. |