Как и когда началась государственная
жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился
интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними
предания о былой жизни славян вообще, и русских в частности, и стали
искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских
«хрониках»), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных
преданий в соединении с выписками из греческих хроник было сделано в
Киеве в XI в. и составило особую повесть о начале русского государства и
о первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по
годам (считая годы, или «лета», от сотворения мира) и доведен до
1074 г., до того времени, когда жил сам «летописец», то есть составитель
этой начальной летописи. По старинному преданию, первым
летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. На «начальной
летописи» дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и
дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические
записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в
начале XII в. Киевский летописный свод, составителем
которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод,
носивший название «повесть временных лет», переписывался в разных
городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими,
Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т. д. Число летописных сводов
постепенно возросло; всякая местность имела своих особых летописцев,
которые начинали свой труд «повестью временных лет», а продолжали его
каждый по-своему, излагая историю главным образом своей земли и своего
города.
Так как начало разных летописных сводов
было одинаково, то приблизительно одинаков был везде и рассказ о начале
государства на Руси. Этот рассказ таков.
В былое время варяги, приходя «из
замория», брали дань с Новгородских славян, с кривичей и с соседних
финских племен. И вот данники восстали на варягов, прогнали их за море,
стали сами собою владеть и ставить города. Но между ними начались
усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И они решили
найти себе князя, который бы владел ими и устроил у них справедливый
порядок. Они отправились в 862 г. за море к варягам-руси (потому, что, по мнению летописца, это варяжское племя называлось русью также, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами, готами) и сказали руси:
«Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите
княжить и владеть нами». И вызвались три брата с своими родами и с
дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя русь). Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор
— в Изборске (близ Пскова). По смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал
единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве, и
в Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своею властью
племена русских славян.
В предании летописи не все ясно и достоверно. Во-первых, по рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г. Между тем известно, что сильное племя русь
воевало с греками на Черном море лет на 20 раньше, а на самый Царьград
(Константинополь) русь в первый раз напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописи неверна, и год основания княжества в Новгороде летописью указан неточно.
Произошло это потому, что годы в летописном тексте ставились уже после
того, как была составлена повесть о начале Руси, и ставились по
догадкам, воспоминаниям и приблизительным вычислениям. Во-вторых, по
летописи выходит так, что русь была одним из варяжских, то
есть скандинавских, племен. Между тем известно, что греки не смешивали
знакомое им племя русь с варягами; также и арабы, торговавшие на
Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от варягов,
которых они звали «варангами». Стало быть, летописное предание, признав русь за одно из варяжских племен, сделало какую-то ошибку или неточность.
(Ученые давно, еще в XVIII в., заинтересовались рассказом летописи о
призвании варягов-руси и толковали его различно. Одни (академик Байер и
его последователи) под варягами правильно подразумевали норманнов, а
доверяя летописи в том, что «русь» было племя варяжское, они и «русь»
почитали норманскою. Против такого взгляда тогда же вооружился
знаменитый М. В. Ломоносов. Он различал варягов и «русь» и производил
«русь» из Пруссии, население которой считал славянским. Оба эти взгляда
перешли в XIX в. и создали две ученых школы: норманскую и славянскую.
Первая остается при старом убеждении, что «русью» назывались варяги,
появившиеся в IX в. среди славянских племен на Днепре и давшие свое имя
славянскому княжеству в Киеве. Вторая школа считает название «русь»
местным, славянским, и думает, что оно принадлежало отдаленным предкам
славян — роксаланам, или россаланам, жившим у Черного моря еще в эпоху
Римской империи. (Наиболее яркими представителями этих школ в последнее
время были: норманской — М.П. Погодин и славянской — И.Е.Забелин.)
Всего правильнее будет представлять себе
дело так, что «русью» в древности наши предки называли не отдельное
варяжское племя, ибо такого и не было, а варяжские дружины вообще. Как
славянское название «сумь» означало тех финнов, которые сами себя звали
Suomi, так у славян название «русь» означало прежде всего тех заморских
варягов-шведов, которых финны звали Ruotsi. Это название «русь» ходило
среди славян одинаково с названием «варяги», чем и объясняется их
соединение у летописца в одно выражение «варяги-русь». Образованные
заморскими выходцами-варягами среди славян княжества стали зваться
«русскими», а дружины «русских» князей от славян получили название
«руси». Так как эти русские дружины действовали везде вместе с
подчиненными им славянами, то название «русь» постепенно перешло и на
славян, и на их страну. Греки варягами звали только тех северных
выходцев-норманнов, которые поступали к ним на службу. Русью же греки
звали большой и сильный народ, в составе которого были и славяне, и
норманны и который жил вблизи Черного моря. — Прим. авт.)
Заметим, что когда в летописи речь идет о стране, то Русью называется Киевская область и вообще области, подвластные киевским князьям, то есть славянская земля. Когда же в летописи и у греческих писателей речь идет о людях,
то русью называются не славяне, а норманны, а русским языком называется
не славянский, а норманский. В тексте летописи приводятся имена послов
от киевских князей в Грецию; эти послы — «от рода русского», и их имена
не славянские, а норманские (таких имен известно почти сто). Греческий
писатель император Константин Багрянородный (Порфирогенит) приводит в
своем сочинении «Об управлении Византийской империи» названия порогов на
р. Днепре «по-славянски» и «по-русски»: славянские названия близки к
нашему языку, а «русские» названия суть чисто скандинавского корня.
Значит, люди, называвшиеся русью, говорили по-скандинавски и
принадлежали к северногерманским племенам (были «gentis Sueonum», как
сказал один немецкий летописец IX в.); а страна, которую звали Русью по
имени этих людей, была страною славянскою.
Среди днепровских славян русь появилась в
первой половине IX в. Еще раньше, чем потомство Рюрика перешло княжить
из Новгорода в Киев, в Киеве уже были варяжские князья, нападавшие
отсюда на Византию (860). С появлением же в Киеве новгородских князей
Киев стал средоточием всей Руси.
|