Что касается до славян, то древнейшим
местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны
Карпатских гор, где славяне под именем венедов и склавен были известны
еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные
стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и
на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр,
вероятно, еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и
до верхней Оки. Из русских славян (§ 1) вблизи Карпат остались хорваты и
волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на
правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и
вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи
успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на
север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли
систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и
северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне пришли в
непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и
хазарами.
Славяне и их соседи в VII–VIII веках
Автор изображения — Koryakov Yuri
Самым диким из соседивших со славянами
племен было финское племя, составляющее, по-видимому, одну из отраслей
монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с
незапамятной поры, подчиняясь культурному влиянию как скифов с
сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много
маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемиса,
вотяки, зыряне и мн. др.), финны занимали своими редкими и малыми
поселениями лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не
имевшие никакого внутреннего устройства, финские звероловческие народцы
оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому
вторжению в их земли. Они или быстро подчинялись более культурным
пришельцам и сливались с ними, или же без заметной борьбы уступали им
свои владения и уходили от них на север или восток. Таким образом, с
постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских
земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем
вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские,
жрецы-шаманы (по старому русскому названию, «волхвы» и «кудесники»)
поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта
борьба неизменно кончалась победою славянства, и начавшееся в
VIII–IX вв. обрусение финнов неуклонно продолжалось и продолжается еще
до наших дней. Одновременно с славянским воздействием на финнов началось
сильное воздействие на них со стороны болгар волжских
(тюркского народа, названного волжским в отличие от болгар дунайских).
Пришедшие с низовья Волги к устьям Камы, кочевые болгары основались
здесь и, не довольствуясь кочевьями, построили города, в которых
началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с
юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и
пр.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по
Каме и верхней Волге. Сношения с арабами и хазарами распространили между
болгарами магометанство и некоторую образованность. Главные болгарские
города (в особенности город Болгар, или Булгар, на самой Волге) стали
очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы,
населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и
на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии
враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были
сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако,
особого хана и подчиненных ему царьков или князей. С падением Хазарского
царства болгары существовали самостоятельно, но много терпели от
русских и были окончательно разорены в XIII в. татарами (их потомки,
чуваши, представляют теперь слабое и малоразвитое племя).
Литовские племена (литва,
жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь
арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.)
заселяли те места, на которых позднее их застали славяне. Поселения
литовцев занимали тогда бассейны рек Немана и Западной Двины и от
Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги.
Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и
Западной Двине, в дремучих лесах ближайшей к морю полосы, и там надолго
сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены; они
делились на отдельные роды и взаимно враждовали. Религия литовцев
заключалась в обожествлении сил природы (Перкун — бог грома), в
почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития.
Вопреки старым рассказам о литовских жрецах и различных святилищах
теперь доказано, что у литовцев не было ни влиятельного жреческого
сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила
жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души
умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их
бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать
славянам те литовские земли, на которые направлялась русская
колонизация. Там же, где литовцы непосредственно соседили с русскими,
они заметно поддавались культурному их влиянию.
По отношению к финским и литовским своим
соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались
наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое
тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и
стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и
торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь
к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар
пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие
на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно
стали известны столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на
Кавказе и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они
были важными рынками, на которых торговали азиатские купцы с
европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и
христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар;
хазарский хан («каган», или «хакан») со своим двором исповедовал
иудейскую веру; в народе же всего более было распространено
магометанство, но держались и христианская вера и язычество. Такое
разноверие вело к веротерпимости и привлекало к хазарам поселенцев из
многих стран. Когда в VIII ст. некоторые русские племена (поляне,
северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не
было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на
хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные
клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России,
свидетельствуют о развитии этой восточной торговли в VIII–X вв. В эти
именно века Русь находилась сначала под прямой хазарской властью, а
затем под значительным хазарским влиянием. В X же веке, когда хазары
ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем — печенегами,
русские стали сами нападать на хазар и много способствовали падению
Хазарского государства.
К числу соседей и сожителей русских славян принадлежали варяги.
Они жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря». Именем
«варягов» («варангов», «варингов») не только славяне, но и другие народы
(греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из
Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX в.
среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции,
в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на
русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и
грабили, где могли. Трудно сказать, что именно заставляло варягов так
часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было
очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже
южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию.
Среди же русских славян с середины IX ст. варягов было так много и к ним
славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями
русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали
против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги
подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов «за море», на их
родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать
влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому,
не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше
славянского населения той эпохи.
|