Мы сказали, что Киевский князь Владимир Святославич принял христианство.
За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею
Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси.
Языческие верования наших предков вообще
мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам
видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в
личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца —
Дажьбог (или Даждьбог), Хорс, Велес (или Волос). Трудно сказать, почему
ему давались различные имена; Дажьбога почитали как источник тепла и
света, как подателя всех благ, Велеса — как покровителя стад или
«скотьяго бога»; «великим Хорсом», по-видимому, называли самое солнечное
светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором
олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер
имел свое божество — Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось
Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено
отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать-Земля Сырая; почитая
землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов
человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и
определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии.
Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни
особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые
изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже
человеческие, этим и ограничивалось идоло-служение. Замечательно, что
варяжская (германская) мифология не оказала никакого влияния на
славянскую, несмотря на политическое господство варягов; так было по той
причине, что языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче
славянских: варяги очень легко меняли свое язычество на славянский
культ, если не принимали греческого христианства. Князь Игорь, варяг по
происхождению, и его варяжская дружина уже клялися славянским Перуном и
поклонялись его идолу.
Более культа видимой природы у русских
славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом славян.
Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живущим
покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались так же, как и род. С падением родовых связей, когда семьи обособились в отдельных дворах, место щура заступил семейный предок — дедушка домовой,
покровитель своего двора, невидимо управляющий ходом его хозяйства.
Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась
и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и
населяли поля, леса и воды (русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ — в лесу (лешие), в воде (водяные).
Вся природа казалась ему одухотворенною и живою. Он вступал с ней в
общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в
природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался
круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом
предков.
Наблюдая правильную смену лета зимою, а
зимы летом, видя как бы уход солнца и тепла осенью и их возвращение
весною, славяне приветствовали «поворот солнца на лето» особым
праздником — колядою (от латинского calendae; другое название этого
праздника «ов-сень» — от «о-весень»). За этим праздником следовали
другие в честь того же солнца — проводы зимы, встреча весны («красная
горка»), проводы лета (праздник «купалы»). Одновременно шли праздники и в
воспоминание об умерших, носившие общее название тризн.
Была весенняя тризна по предкам — «радуница», был летний праздник
«русалий» такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие
языческие праздники, пережили самое язычество. Они удержались в народе
даже до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского
календаря: коляда — к Святкам, проводы зимы — к Масленице, красная горка
и радуница — к Святой и Фоминой неделям, купала и русалии — к Иванову
дню. |